Дело № 5-27/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Лысково 02 июня 2016 года
20 час. 00 мин.
Судья Лысковского районного суда Нижегородской области Шалунов Н.Ю.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Голубева С.А,
его защитника лица по доверенности Кудрявцева В.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лысковского районного суда Нижегородской области, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении Голубева С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты> к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
У С Т А Н О В И Л:
В период с июля 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ в районе озера «<данные изъяты>», на земельном участке под кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., в границах земельного участка категории - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства под кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве собственности Голубеву С.А, местоположение: <адрес>», Голубевым С.А. были проведены работы выразившиеся в самовольном снятии плодородного слоя почвы при осуществлении строительства водохозяйственных водоемов на площади <данные изъяты> кв.м., повлекшие уничтожение плодородного слоя почвы и приведение участка в состояние непригодное для дальнейшего использования без предварительного восстановления почвы, снижение содержания органического вещества в почве от 13,6% - 50%, что соответствует 5-17 т/га органического вещества, снижение содержания подвижных форм калия на 54,2% - 70,8%, что соответствует 78-102 кг./га. Работы проводились без каких либо разрешительных документов.
Ответственность за совершение данного административного правонарушения предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ - уничтожение плодородного слоя почвы.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.8.6 КоАП РФ, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено к компетенции судьи районного суда поскольку по делу проводилось административное расследование. Принцип территориальной подведомственности дела судье Лысковского районного суда Нижегородской области соблюден по основанию ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составлен правильно, иные приложенные к протоколу документы процессуальных нарушений к составлению не имеют, представленных материалов достаточно для рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании Голубев С.А. свою вину в совершении вмененного правонарушения не признал, пояснил, что на принадлежащем ему на прав собственности земельном участке под кадастровым номером № в учетную часть которого входит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в районе озера «<данные изъяты>», с июля 2015 года, предварительно согласовав разрешение на проектирование и строительство прудового хозяйства с главой Администрации Лысковского муниципального района, он начал очистку участка в районе озера «<данные изъяты>» от кустарников, как в ручную, так и с помощью техники, в результате чего образовались углубления глубиной до 3 метров. ДД.ММ.ГГГГ между ним и ООО «Гидропроект» был заключен договор на разработку технического проекта строительства водохозяйственных водоемов на земельном участке под кадастровым номером №. Считает, что в результате его действий уничтожения плодородного слоя почвы не произошло, поскольку земельный участок состоит из песка.
Защитник Кудрявцев В.Ю. поддержал доводы Голубева С.А., считает, что административным органом не представлено доказательств вмененного правонарушения - уничтожения плодородного слоя почвы, а также существования плодородного слоя почвы пригодного для выращивания на месте производства работ культурных растений. Просит прекратить дело об административном правонарушении за отсутствием в действиях Голубева С.А. состава административного правонарушения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении ходатайства защитника Голубева С.А. - Кудрявцева В.Ю. об истребовании у главного агронома Управления сельского хозяйства Лысковского муниципального района карты использования земель земельного участка принадлежащего Голубеву С.А. под кадастровым номером №, в целях определения плодородия данного земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Должностное лицо - государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Воронин Л.Г., составивший протокол об административном правонарушении, в рассмотрении дела об административном правонарушении участия не принимает, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрении дела не ходатайствовал.
В соответствии с ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, достаточны для вынесения законного и обоснованного решения.
Заслушав объяснения и доводы Голубева С.А, защитника Кудрявцева В.Ю., исследовав материалы дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, суд находит установленной вину Голубева С.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются, в том числе Федеральным законом N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды".
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в частности: проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 ГОСТа 17.4.3.02-85 "Охрана природы. Почвы. Требования плодородного слоя почвы при производстве земляных работ", снятие и рациональное использование природного слоя почвы при производстве земляных работ следует проводить на землях всех категорий. Плодородный слой почвы, снятый при строительстве линейных сооружений, мелиоративных объектов, должен быть использован без его складирования и хранения для рекультивации нарушенных строительством земель и на прилегающих малопродуктивных угодьях.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 9 сентября 2009 года № 655 утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, которое устанавливает процедуру выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Нижегородской области.
В соответствии с п.2 Положения, выдача разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в соответствии с данным Положением органами местного самоуправления муниципальных районов Нижегородской области.
Для получения разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, собственник (пользователь) земельного участка (далее заявитель) обязан в письменной форме обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, содержание которого установлена п. 3 Положения, к заявлению должна быть приложена в том числе и схема (проект) рекультивации нарушенных земель, согласованная с управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области. В соответствии с п.7 Положения, заявитель вправе приступить к осуществлению указанных работ только после получения разрешения.
Из указанных нормативно правовых актов также следует, что земли сельскохозяйственного назначения не могут быть использованы по иному назначению. При этом, в силу закона, собственники, землепользователи землевладельцы и арендаторы земельных участков, земель сельскохозяйственного назначения не могут по своему усмотрению и без получения в установленном порядке разрешения, разработки схемы (проекта) рекультивации, нарушать плодородный слой почвы.
Материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположен в районе озера «<данные изъяты>» на территории <адрес>, является учетной частью земельного участка под кадастровым номером №, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности гражданину Голубеву С.А. ( л.д. 32-38)
Договор на проведение разработку технического проекта строительства водохозяйственных водоемов на земельном участке под кадастровым номером № заключен Голубевым С.А. с ООО «Гидропроект» ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.26-30)
Однако на земельном участке с кадастровым номером №, на площади <данные изъяты> кв.м. с июля 2015 года Голубевым С.А. начато осуществление строительства водохозяйственного водоема, и выполнение работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Согласно информации, предоставленной администрацией Лысковского муниципального района Нижегородской области, Голубев С.А. не обращался в данный орган для получения разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова в соответствии с пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 и Положения о порядке выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 9 сентября 2009 года № 655 ( л.д. 13)
В силу требований указанных выше законодательных актов, согласование главой администрации Лысковского муниципального района разрешения Голубеву на проектирование и строительство прудового хозяйства (л.д.31), разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, признано быть не может, поскольку Голубевым не были выполнены требования п.3 Положения о порядке выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 9 сентября 2009 года № 655, и к заявлению Голубевым не прилагались в том числе и схема (проект) рекультивации нарушенных земель, согласованная с управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области, что не отрицается Голубевым при рассмотрении дела.
Доказательствами вины Голубева С.А в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ являются: протокол об административном правонарушении (л.д. 82-84); свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок (л.д.32); кадастровый паспорт на земельный участок (л.д.33-38); протоколы осмотра территории, взятия проб и образцов почв, карты-схемы земельного участка, фототаблицы (л.д. 39-63); экспертное заключение о показателях плодородии почвы, выполненного ФГБУ «Нижегородский референтный центр Россельхознадзора» (л.д. 69-76), протоколы испытаний проб почвы, выполненные испытательным центром ФГБУ «Нижегородский референтный центр федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (л.д. 77-80), объяснение Голубева С.А. (л.д. 25), сообщение Администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о том, что разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на земельном участке № не выдавалось (л.д.11-13), актом обследования территории должностными лицами Сергачского МРО регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалами, согласно которых зафиксирован факт добычи песка в районе озера «<данные изъяты>», глубиной разработки до 3, 5 м. ( л.д. 6-10), а также другими материалами дела об административном правонарушении.
Поводом для проведения проверки Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, и последующего возбуждения дела об административном правонарушении явилось обращение главы Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области о нарушении законодательства ( л.д. 4-5).
Согласно экспертного заключения о показателях плодородии почвы, на всей территории нарушенного участка в результате снятия и перемещения плодородного слоя почвы на площади <данные изъяты> кв.м. существенного снизились содержание органического вещества на 13,6% - 50%, а также содержание подвижного калия на 54,2 % - 70, 8 %, произошла технологическая (эксплуатационная) деградация слоя почв, что привело участок в состояние непригодное для дальнейшего использования без предварительного восстановления плодородия почвы.
При этом Голубев не осуществлял мероприятий по снятию, сохранению и нанесению плодородного слоя почвы при осуществлении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, что повлекло уничтожение плодородного слоя почвы на участке сельскохозяйственного использования.
Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у суда не имеется, достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что приведенные выше допустимые доказательства являются достоверными, имеют взаимную связь и достаточны для установления вины Голубева С.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Доводы Голубева и его защитника о том, что почвопокровный слой земельного участка Голубева на котором проводились работы, не был плодородным, опровергается материалами дела, в том числе сведениями о назначении земельного участка для сельскохозяйственного производства, экспертным заключением о показателях плодородия почвы.
С учетом обстоятельств дела и правовой позицией, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, совершенное Голубевым С.А. является длящимся правонарушением.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ). Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Таким днем, исходя из материалов дела, следует признать ДД.ММ.ГГГГ, когда государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл был составлен протокол осмотра территории земельного участка Голубева.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не пропущен.
Исходя из фактических обстоятельств дела, оснований для освобождения Голубева от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Также не имеется оснований для прекращения производства по данному делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях данного лица состава административного правонарушения.
Административное наказание Голубеву С.А. суд назначает в соответствии с требованиями ч.1 ст.3.1, ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенного правонарушения.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, а также исключительных обстоятельств в соответствии с ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Голубева С. А., признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Постановление исполнять по правилам ч.1 ст.32.2 и ч.5 ст. 32.2 КоАП РФ.
Копию постановления направить должностному лицу Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, составившему протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Наименование получателя платежа: УФК по Нижегородской области (Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл)
Р/с: 40101810400000010002
Волго-Вятское ГУ Банка России
ИНН: 5261062113
КПП: 526101001
БИК: 042202001
КБК: 08111625060016000140
Код ОКТМО: 22621000 (ОКАТО 2240100000)
Назначение платежа: штраф за нарушение земельного законодательства
УИН 081361В7500000449581
Квитанцию об оплате административного штрафа необходимо представить в канцелярию Лысковского районного суда Нижегородской области (606210, Нижегородская обл., г. Лысково, ул. Ленина, д. 42; факс 5-95-85).
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, то есть наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Лысковский районный суд Нижегородской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Шалунов Н.Ю.