5-27/2013
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 декабря 2013 года пос. Подосиновец
Судья Подосиновского районного суда Кировской области С.А.Князев, с участием ФИО1, при ведении протокола секретарем Ю.С.Гордеевой, рассмотрев материалы административного дела в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 <данные изъяты> привлечена старшим государственным инспектором охраны природы Кировской области к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором по охране природы (охране окружающей среды) по Кировской области издан приказ № о проведении плановой выездной проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1, занимающейся деятельностью в <адрес>, требований природоохранного законодательства. В ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором по охране природы (охране окружающей среды) ФИО2, установлено следующее.
Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 является производство хлеба и мучных изделий недлительного хранения, дополнительные виды деятельности – оптовая торговля кормами для домашних животных, оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями, розничная торговля хлебом и хлебобулочными изделиями, розничная торговля кондитерскими изделиями.
Осуществляя производственную деятельность, ФИО1 эксплуатирует земельный участок площадью 1000 кв.м. в <адрес>, 2-этажное кирпичное здание хлебозавода, печь конвекционно-ротационную для выпечки хлебобулочных изделий, газогенераторный котел (водогрейный), котел для обогрева производственного цеха.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен комиссионный акт № 292-51, в котором указано в том числе, что ИП ФИО1 имеет стационарный источник выбросов загрязняющих атмосферный воздух веществ – котел водогрейный низкотемпературный газогенераторный, работающий на твердом топливе (дровах). В процессе эксплуатации котла в атмосферный воздух выделяются азота оксид, азота диоксид, сажа, углеводорода оксид, бенз/а/пирен, взвешенные вещества. При этом ФИО1 не имеет разрешения на выбросы веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Сделан вывод, что указанные действия являются нарушением п.1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором по охране природы (охране окружающей среды) по Кировской области в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ. Указанный протокол об административном правонарушении передан на рассмотрение в Подосиновский районный суд, уполномоченный назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
При рассмотрении административного дела индивидуальный предприниматель ФИО1 свою вину в указанном административном правонарушении не признала. Указала на то, что государственным инспектором, привлекшим ее к административной ответственности, пробы загрязненного воздуха не изымались и специальные исследования не проводились.
Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ). Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения. В силу положений ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.1 ст.8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет понятие «загрязняющее вещество» как вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы. Согласно п.1 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Статьей 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как следует из ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Минприроды РФ от 25.07.2011 N 650, п.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Таким образом, выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Для привлечения лица к ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ уполномоченный орган должен доказать, что выброс производился в концентрациях, превышающих нормативы. В отсутствие доказательств превышения нормативов привлечение к ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ неправомерно.
По делу установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 владеет стационарным источником выбросов веществ в атмосферный воздух (котельной установкой с дымовой трубой). Однако органом, привлекшим ФИО1 к административной ответственности, должным образом не подтверждено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 обязана получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух по данному объекту и должно нести ответственность ввиду его отсутствия, поскольку доказательств производства выбросов веществ в концентрациях, превышающих нормативы, суду не представлено.
Имеющиеся в деле акт проверки, заключение КОГУП «Кировский областной природоохранный центр», справка осмотра территории, а также протокол об административном правонарушении не содержат сведений о количестве и (или) концентрации загрязняющих веществ, выброс которых производится котельной установкой, а также данных о нормативах содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факте их превышения. Какие-либо лабораторные исследования на определение степени концентрации вредных веществ не проводились, пробы загрязнения атмосферного воздуха не изымались.
При изложенных обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 привлеченной к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП Российской Федерации, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: