Дело об административном правонарушении № 5-27/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01 марта 2016 года город Липецк
Судья Левобережного районного суда г. Липецка Геворкян Е.Л., с участием представителя АОНОВО «ИММиФ» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Автономной образовательной некоммерческой организации высшего образования «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», ИНН <***>, расположенного по адресу: <адрес>, ранее не подвергавшегося административному наказанию по гл. 19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
28.12.2015 г. при проведении внеплановой выездной проверки выявлено осуществление деятельности Автономной образовательной некоммерческой организации высшего образования «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), то есть совершение им административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Представитель Автономной образовательной некоммерческой организации высшего образования «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» по доверенности ФИО2 вину юридического лица в совершении административного правонарушения признала частично, просила учесть тяжелое материальное положение организации, характер совершенного правонарушения и назначить ей административное наказание ниже низшего предела санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Выслушав представителя Автономной образовательной некоммерческой организации высшего образования «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ административная ответственность по указанной статье наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.
Согласно примечания к ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу подпункта "а" статьи 9 данного Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее Положение о лицензировании) к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения, а также повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.
Судом установлено, что «28» декабря 2015 г. в 15.10. час. при проведении внеплановой выездной проверки Автономной образовательной некоммерческой организации высшего образования «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» в отношении его Липецкого филиала, расположенного по адресу: 398017, <адрес>, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.11.2015 г. № выявлено следующее:
1) В нарушение подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании у лицензиата отсутствуют документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) по адресу: <адрес>.
Между тем, из представленных в суд материалов усматривается, что указанное помещение возвращено арендодателю по акту приемки-передачи недвижимого имущества от 31.05.2013 г. на основании дополнительного соглашения № от 31.03.2013 г. о расторжении договора аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Липецка, № от 01.02.2010 г. (рег. № от 10.10.2013 г.). Данное помещение институтом не используется, в связи соответствующие документы отсутствуют. Нарушение Положения о лицензировании в указанной части не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
2) В нарушение подпункта «з», пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности - у лицензиата отсутствует заключение, выданное в установленном порядке органом, осуществляющим государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности по адресу: 398017, <адрес>, установленному в лицензии на право осуществления образовательной деятельности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, от 22.11.2011 серия ААА №, регистрационный №, бессрочную, приложение №.1 в части Липецкого филиала Автономной образовательной некоммерческой организации высшего образования «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» (далее - филиал Института/лицензиата), как адрес места осуществления образовательной деятельности.
Данное нарушение лицензионных требований в судебном заседании не оспаривалось, в настоящее время устранено, что подтверждается копией заключения ГУ МЧС России по Липецкой области № от 25.01.2016 г., однако это не освобождает лицензиата от административной ответственности за допущенное нарушение.
3) в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, пункта 3 Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.07.2015 № (зарегистрирован Минюстом России 15.10.2015, регистрационный №), - в филиале лицензиата отсутствуют документы, подтверждающие избрание по конкурсу на замещение должности педагогического работника (ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО13, ФИО14, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12)
Однако, судом установлено, что преподаватели ФИО13, ФИО11 избраны на должности старших преподавателей по конкурсу, ФИО3 утвержден на должность заведующего кафедрой по результатам выборов и принят на 0,5 ставки доцента по внутреннему совместительству, что допускается без избрания по конкурсу на срок не более одного года. ФИО6 утверждена на должность по результатам выборов Ученым советом, ФИО14 избран по конкурсу, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО12 работают по внутреннему совместительству, что допускается без избрания по конкурсу на срок не более одного года. Изложенное подтверждается копиями приказа №-ЛС от 22.06.2015 г., протокола заседания Ученого совета № от 28.08.2015 г., протокола № от 30.08.2012 г., приказа о назначении на должность №-лс от 28.08.2005 г., приказа №-лс от 28.08.2015 г., протокола № заседания счетной комиссии от 28.08.2015 г., Положения о порядке замеще6ния должностей научно-педагогических работников от 27.10.2015 г., Положения о выборе декана факультета и заведующего кафедрой от 27.10.2015 г., заявлений на участие в конкурсе, срочных трудовых договоров.
4) В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, статьи 65, статьи 311 Трудового кодекса лицензиатом при заключении трудовых договоров с научно-педагогическими работниками филиала Института не проводилась проверка кандидатов на право занятия педагогической деятельностью (ФИО3, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО4, ФИО5, ФИО20, ФИО6, ФИО7, ФИО13, ФИО21, ФИО14, ФИО8, ФИО22, ФИО9, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО10, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО11, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО12, ФИО37, ФИО38).
Между тем, служебной запиской начальника АОНО ВО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», справкой ИЦ № от 01.04.2013 г., а также индивидуальным справками ИЦ УМВД России по Липецкой области в отношении указанных преподавателей подтверждается, что при заключении трудовых договоров с научно-педагогическими работниками филиала Института проводилась проверка кандидатов на право занятия педагогической деятельностью.
5) В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 4 8 Федерального закона от 2 9.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности - в филиале лицензиата педагогические работники систематически не повышают свой профессиональный уровень (ФИО18, ФИО19, ФИО39, ФИО4, ФИО21, ФИО9, ФИО25, ФИО30, ФИО33, ФИО36).
В судебном заседании установлено и подтверждается планом-графиком повышения квалификации научно-педагогических работников Липецкого филиала, копиями удостоверений о повышении квалификации, что указанные лица проходят запланированные мероприятия по повышению своего профессионального уровня, и нарушений соответствующих требований лицензии не установлено.
6) В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании
образовательной деятельности, подпункта 10 пункта 1 статьи 48, Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации», - у лицензиата отсутствуют
документы, подтверждающие прохождение педагогическими работниками филиала
лицензиата в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. Меры по устранению данного нарушения приняты, что подтверждается копиями приказа о назначении ответственных за организацию работы по охране труда №-УВП от 15.12.2015 г., удостоверений о повышении квалификации по охране труда сотрудников Липецкого филиала, журнала регистрации вводного инструктажа от 25.12.2015 г., журнала регистрации инструктажа на рабочем месте от 25.12.2015 г.
7) В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, пункта 7.2.4 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.03.2015 № (зарегистрирован Минюстом России 27.03.2015, регистрационный №) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 №), пункта 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 08 0100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2010, регистрационный №), пункта 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № (зарегистрирован Минюстом России 15.07.2010, регистрационный №), пункта 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080400 Управление персоналом (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № (зарегистрирован Минюстом России 14.03.2011, регистрационный №), пункта 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100700 Торговое дело (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.12.2009 № (зарегистрирован Минюстом России от 16.03.2010, регистрационный №), - в филиале лицензиата к образовательному процессу по основным образовательным программам по направлениям подготовки: 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) профиль «Прикладная информатика в экономике»; 38.03.01 (080100) Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») профиль «Бухгалтерский учёт и аудит», профиль «Финансы и кредит»; 38.03.02 (080200) Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») профиль «Менеджмент организации», профиль «Управление персоналом» профиль «Управление человеческими ресурсами»; 38.03.03 (080400) Управление персоналом (квалификация (степень) «бакалавр») профиль «Управление персоналом организации», привлечено менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений,
Письменными объяснениями представителя лицензиата и приложенными к ним доказательствами (сведениями о педагогических программах, расписанием занятий в Липецком филиале, договорами на выполнение педагогической работы на условиях почасовой оплаты, справками с места работы и согласием о сотрудничестве) подтверждается, что преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений по вышеуказанным направлениям подготовки привлечены в достаточном количестве. Так, образовательная программа по направлению подготовки 09.03.03. «Прикладная информатика» (уровень бакалавриата) профиль «Прикладная информатика в экономике» не является аккредитованной в филиале, обучающихся по ней нет и не было, однако в филиале имеется возможность привлечения 16,6% от преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций. По направлению «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» к учебному процессу привлекаются 12,0 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций. По направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит» к учебному процессу привлекаются 8,8% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций. По направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Менеджмент организации» к учебному процессу привлекаются 11,1 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций. По направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Управление проектами» к учебному процессу привлекаются 10, 34 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций. По направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Управление человеческими ресурсами» к учебному процессу привлекаются 10 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций. Данные сведения не были представлены в период проведения проверки, однако в настоящее время подтверждаются материалами дела.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о наличии в действиях АОНО ВО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Данные обстоятельства подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении № АП-691/л – 3 _19.20 от 28.12.2015 г.;
- приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.11.2015 года № о проведении плановой документарной проверки в отношении АОНО ВО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»,
- актом проверки №/Л/З/К от 28.12.2015 г.,
- свидетельством о государственной аккредитации от 27 ноября 2012г.,
- уставом АОНО ВО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»,
- положением о Липецком филиале АОНО ВО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»,
- лицензией на право ведения образовательной деятельности № от 2211.2-11 года.
Доказательств обратного суду не представлено.
При назначении наказания суд учитывает личность виновного, характер совершённого правонарушения, конкретные обстоятельства дела.
Отягчающих или смягчающих административную ответственность обстоятельств при рассмотрении дела судом не выявлено.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, устранение выявленных нарушений, суд полагает назначение обществу административного наказания в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты> рублей, т.е. в минимальном размере, предусмотренном санкцией, не соответствующим характеру совершенного административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, могущим повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела суд полагает его снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Автономной образовательной некоммерческой организации высшего образования «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, и назначить ему наказание по данной статье в виде административного штрафа в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.
Получателем административного штрафа считать: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, р/с 40101810500000001901 банка России г. Москва в ОПЕРУ-1, л/с <***> в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, ИНН <***>, БИК 044501002, КПП 770201001, ОГРН <***>, ОКТМО 45379000, КБК 07711607000016000140, ОКПО 00083397, ОКОГУ 13242.
Копию постановления вручить представителю НОЧУВПО «ЛИУ» и для сведения направить в адрес Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Постановление может быть обжаловано в Левобережный районный суд города Липецка в течение 10-ти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.Л. Геворкян
Мотивированное постановление изготовлено 04 марта 2016 г.