ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-27/2017 от 22.11.2017 Земетчинского районного суда (Пензенская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

р.п. Земетчино 22 ноября 2017 года

Судья Земетчинского районного суда Пензенской области Шаброва Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица администрации Земетчинского района Пензенской области, расположенной по адресу р.п. Земетчино, площадь Победы, д.4 Земетчинского района Пензенской области (ОГРН <***>),

УСТАНОВИЛ:

Администрация Земетчинского района Пензенской области являясь юридическим лицом, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 12.34, выразившееся в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги и непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, и пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

30 августа 2017 года в 15 часов 30 минут на автодороге «пос. Пролетарский - с. Крутец» Земетчинского района Пензенской области Госинспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по Земетчинскому району ФИО1 выявлено, что Администрация Земетчинского района Пензенской области, являясь юридическим лицом ответственным за содержание автодороги «п. Пролетарский - с. Крутец» в границах Земетчинского района, нарушила требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги и не приняло мер по своевременному устранению дефектов покрытия проезжей части, в результате чего на участке автодороги размеры отдельных просадок, выбоин достигают: на 2 километра 60 метров - по длине более 3-х метров, ширине 3 метра, глубине 12 сантиметров; на 4 километра 800 метров - по длине более 3-х метров, ширине 3 метра, 2,8 метра, глубине 20, 16, 11 сантиметров; на 6 километров 700 метров - по длине 1,4 метра, 2,55 метра, 1,45 метра, ширине 3 метра, 1,8 метра, 1,5 метра, глубине 13, 17, 15 сантиметров; на 7 километров 600 метров - по длине 2,7 метра, ширине 3 метра, глубине 14 сантиметров, что не соответствует требованиям п.3.1.2 (предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см ) ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», в связи с чем затруднено движение транспортных средств, создаются помехи для участников дорожного движения, возникает угроза безопасности дорожного движения.

Представитель администрации Земетчинского района ФИО2, действующая на основании доверенности от 29 мая 2017 года, с протоколом об административном правонарушении не согласна, считает его незаконным, просит производство по делу прекратить за отсутствием состава и события правонарушения, пояснив следующее.

Согласно протоколу об административном правонарушении, он составлен госинспектором ОГИБДД ОМВД России по Земетчинскому району ФИО1 21 августа 2017 года. О данной дате составления протокола администрация не была уведомлена, и протокол составлен был в отсутствие представителя юридического лица.

В соответствии с частями 1 и 2 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

Действительно, к вопросам местного значения Земетчинского района, как муниципального образования, относится (п.5 ч.1 ст. 4 Устава) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах Земетчинского района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Указанная дорога находится в муниципальной собственности муниципального образования «Земетчинский район», за администрацией Земетчинского района не закреплена ни на каком праве, а находится в муниципальной казне. В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ субъектом правонарушения являются должностные лица и юридические лица, ответственные за состояние дорог при ремонте, содержании дорог и т.д. В муниципальном образовании «Земетчинский район» наряду с органом местного самоуправления - Администрацией, есть представительный орган местного самоуправления - Собрание представителей, который также является юридическим лицом.

Считает, что в соответствии с ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ ответственность по данной статье может наступить только при выполнении работ по содержанию (грейдерование, расчистка от снега и т.п.), ремонту, строительству дороги, а субъектом данного правонарушения может быть только лицо, ответственное за проведение работ по содержанию, ремонту, строительству дороги.

Администрация Земетчинского района, как юридическое лицо, не имеет права выполнять эти работы, так как является органом местного самоуправления и не может заниматься производственной деятельностью. В целях выполнения полномочий по вопросам местного самоуправления в сфере автодорожной деятельности администрация Земетчинского района вправе на конкурсной основе определить исполнителя работ по содержанию дорог и т.п., а также является уполномоченным органом по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автодорог. Получается, что ГИБДД привлекает администрацию района - контролирующий орган, к ответственности за техническое состояние автодорог.

Просит учесть, что администрацией Земетчинского района принимаются все необходимые меры по приведению автодороги «п. Пролетарский - с. Крутец» в состояние, отвечающее безопасности дорожного движения. Несмотря на то, что согласно законодательству (ст. 179.4 бюджетного кодекса РФ), финансовое обеспечение деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, к категории которых относится дорога «п. Пролетарский - п. Крутец», осуществляется за счёт дорожных фондов, являющихся частями бюджетов, муниципальный дорожный фонд Земетчинского района состоит в том числе «из безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований…».

В связи с ограниченностью муниципального дорожного фонда, администрацией Земетчинского района в 2017 году проведена работа по привлечению безвозмездных поступлений на проведение работ по ремонту указанной дороги. 26 октября 2017 года был заключен договор на изготовление проектно-сметной документации на данную дорогу между инвестором и проектной организацией на сумму 1183200 рублей. После изготовления данной ПСД будут приниматься меры по выполнению работ по ремонту дороги.

Администрация Земетчинского района принимает все возможные меры по приведению дороги в надлежащее состояние.

Считает, что в данном случае в действиях Администрации нет как события правонарушения, так и состава правонарушения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, госинспектор БДД ОГИБДД ОМВД России по Земетчинскому району ФИО1, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, показал суду, что в связи с неоднократными устными обращениями граждан на состояние автодороги «пос. Пролетарский - с. Крутец», по которой осуществляют движение школьный и рейсовый автобусы, им была обследована данная автодорога протяжённостью 13,92 километра, выявлены серьёзные нарушения в содержании автодороги, которые в присутствии свидетелей были зафиксированы в Акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленном 30 августа 2017 года в 15 часов 30 минут.

При составлении административного протокола была допущена техническая ошибка и указана дата «21 августа 2017 года», тогда как протокол был составлен 21 сентября 2017 года. О дате составления протокола 21 сентября 2017 года администрация была уведомлена надлежащим образом заказным письмом с уведомлением, доказательства этому имеются в административном деле.

Считает, что именно администрация Земетчинского района несёт ответственность в данном случае по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, т.к. является органом местного самоуправления, который обязан своевременно принимать меры к недопущению подобных нарушений.

Судья, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что в действиях Администрации Земетчинского района усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Согласно п.13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 ( в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001г. №67), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии с п.5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с последующими изменениями, к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №257-ФЗ от 08.11.2007 года предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения ( ч. 1 ст. 13).

Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Из содержания вышеприведённых норм усматривается, что Администрация Земетчинского района является юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги «пос. Пролетарский - с. Крутец» в границах Земетчинского района.

Согласно ст. 17 Устава Земетчинского района Пензенской области, принятого решением Собрания представителей Земетчинского района от 08.07.2011 года № 970-80/2 администрация Земетчинского района - местная администрация, является исполнительно-распорядительным органом Земетчинского района.

К вопросам местного значения Земетчинского района в соответствии со статьёй 4 Устава относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Земетчинского района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах Земетчинского района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, доводы представителя юридического лица ФИО2 о том, что указанная дорога находится в муниципальной собственности муниципального образования «Земетчинский район» и за администрацией Земетчинского района не закреплена ни на каком праве, а, следовательно, Администрация Земетчинского района не может быть привлечена к административной ответственности за данное правонарушение, являются ошибочными и несостоятельными.

Судом установлено, что автомобильная дорога «п. Пролетарский - с. Крутец» является собственностью Муниципального образования «Земетчинский район», что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 27 февраля 2013 года.

Из муниципального контракта № 0355300030916000077-0223584-01 на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципального образования «Земетчинский район», заключенного между администрацией Земетчинского района (заказчик) и ООО «Земетчинодорсервис» (подрядчик) следует, что в отношении автодороги «п. Пролетарский - с. Крутец», протяжённостью 13,93 км с асфальтобетонным покрытием, в летнее время предусмотрены работы: планировка автогрейдером грунтовых обочин; скашивание травы косилкой на базе трактора на пневмоколесном ходу; скашивание травы вручную на обочинах и газонах.

Вышеуказанным контрактом подтверждается, что со стороны Администрации Земетчинского района не были приняты меры по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги и своевременному устранению помех в дорожном движении, в результате чего при пользовании данной автодорогой создаётся угроза безопасности дорожному движению, поскольку по ней проходит маршрут перевозки детей школьным автобусом и осуществляются регулярные перевозки населения маршрутным автобусом, что подтверждается имеющимися в деле справками Отдела образования администрации Земетчинского района и ООО «Автомобилист».

Факт наличия имеющихся нарушений подтверждается Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленным 30 августа 2017 года в 15 часов 30 минут, где отражены участки автодороги, на которых размеры просадок дороги и выбоин значительно превышают предельно допустимые размеры, предусмотренные ГОСТом Р -50597-93г. (предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см), что создаёт угрозу безопасности дорожного движения и может повлечь гибель людей.

Судья считает доказанным вину Администрации Земетчинского района, как юридического лица, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34, а именно: в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги и непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, когда пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Доводы представителя администрации в той части, что протокол об административном правонарушении составлен 21 августа 2017 года и данный протокол им не вручался, суд находит не существенным, поскольку в судебном заседании установлено, что в дате составления протокола произошла описка в указании месяца, т.к. протокол фактически был составлен 21 сентября, а не 21 августа, что подтверждается хронологической последовательностью событий, изложенных в протоколе, а именно: правонарушение произошло 30 августа 2017 года, извещение о явке представителя юридического лица от 15 сентября 2017 года вручено адресату 21 сентября 2017 года.

При назначении наказания юридическому лицу судья учитывает характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, которое является бюджетной организацией, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Кроме того в судебномзаседании установлено, что на момент рассмотрения административного дела Администрацией Земетчинского района приняты существенные меры, направленные на устранение выявленных недостатков, а именно, проведена работа по привлечению безвозмездных поступлений на проведение работ по ремонту указанной дороги, в результате чего заключен договор между инвестором и подрядной организацией по разработке проектной документации на текущий ремонт автомобильной дороги «п. Пролетарский - с. Крутец».

Вышеизложенное суд относит к исключительным обстоятельствам, в связи с чем считает возможным на основании ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

юридическое лицо - Администрацию Земетчинского района Пензенской области признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КОАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

Уплату штрафа необходимо произвести по реквизитам: УФК по Пензенской области (УМВД России по Пензенской области), ИНН <***>, КПП 583401001, р/счёт № <***> в Отделение Пенза г. Пенза, БИК 045655001, ОКТМО 56623151, КБК 18811630030016000140, УИН №... (протокол об административном правонарушении №... от 21 сентября 2017 года).

Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток.

Разъяснить Администрации Земетчинского района положения ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

- ч.1 - административный штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

- ч.3 - сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию.

- ч.5 - при отсутствие документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60-ти дней со срока, указанного в части настоящей статьи, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административного штраф к административной ответственности в соответствие с ч. 1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья