ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-27/2018 от 12.03.2018 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело № 5-27/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении

г. Сургут ХМАО-Югра 12 марта 2018 года

Судья Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Дитюк Анна Борисовна (адрес суда: <...>), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – председателя Дачного некоммерческого товарищества «Барсовское» -

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

Согласно содержанию протокола об административном правонарушении №13/09.2017 от 22.12.2017 года, 25.09.2017 года в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора» (далее – Достопримечательное место), расположенного в границах муниципального образования Сургутский район ХМАО-Югры, в 7 километрах к западу от муниципального образования город Сургут (задание на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектом культурного наследия от 21.09.2017 года №14), установлен факт производства хозяйственных работ, связанных с рубкой лесных насаждений, вывозом деловой древесины и порубочных остатков. Нарушения зафиксированы в виде коридора выруба шириной около 15 м, длиной 600 м на территории земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275, расположенного в границах заповедной зоны А1 объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора».

Из материалов, имеющихся в Госкультохране Югры следует, что в период с 01.09.2017 года по 25.09.2017 года на территории земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275, в границах заповедной зоны А1 достопримечательного места «Барсова гора», границы которого утверждены п.1 приказом от 30.10.2012 года №13-нп «Об утверждении границ территории, характера использования территории, предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», должностным лицом было допущено осуществление хозяйственных работ, связанных с рубкой лесных насаждений, вывозом деловой древесины и порубочных остатков, что является нарушением требований п.2 названного приказа, в котором утвержден характер использования территории достопримечательного места (в границах заповедной зоны А1 запрещается: нарушение, изменение ландшафта и почвенного покрова; проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, лесоустроительных, поисково-геологических, хозяйственных и иных работ, включая рекреационное использование территории (в том числе обустройство мест для отдыха); засорение, захламление, загрязнение территории отходами и продуктами хозяйственной деятельности; движение транспортных средств вне существующих дорог с твердым покрытием).

По тексту представленного для рассмотрения протокола об административном правонарушении сделан вывод о том, что ФИО1, находясь в должности председателя ДНТ «Барсовское», допустила проведение указанным юридическим лицом хозяйственных работ, связанных с рубкой лесных насаждений, вывозом древесины и порубочных остатков на территории достопримечательного места «Барсова гора».

Изложенное, по мнению должностного лица административного органа, составившего протокол, свидетельствует о нарушении должностным лицом требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которое выразилось в допущении проведения юридическим лицом хозяйственных работ, связанных с рубкой лесных насаждений, вывозом древесины и порубочных остатков на территории земельного участка, расположенного в границах заповедной зоны А1 достопримечательного места, что привело к нарушению характера использования территории достопримечательного места «Барсова гора», установленных приказом Госкультохраны Югры от 30.10.2012 года №13-нп.

Поскольку правонарушение совершено в отношении земельного участка, расположенного на территории достопримечательного места, в действиях должностного лица ДНТ «Барсовское» ФИО1 усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, а именно действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, «перечень» которых устанавливается Правительством Российской Федерации, «особо ценных» объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны», о чем старшим инспектором отдела государственной охраны объектов культурного наследия Госкультохраны Югры ФИО2 22.12.2017 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.

Определением судьи Сургутского районного суда ХМАО-Югры от 20.11.2017 года протокол по делу об административном правонарушении признавался составленным с допущенными недостатками, которые не могли быть восполнены при его рассмотрении, и возвращался должностном лицу, его составившему, для их устранения.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме от 12.03.2018 года, просила рассмотреть дело об административном правонарушении без своего участия.

Представитель административного органа в судебное заседание также не явился, извещался о времени и месте рассмотрения административного дела в надлежащем порядке, ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, в суд не представил.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, судья, выяснив, извещены ли участники производства по делу, определил о рассмотрении дела в отсутствие привлекаемого лица ФИО1 и представителя административного органа.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 13/09.2017 от 22.12.2017 года должностному лицу ДНТ «Барсовское» ФИО1 вменяется нарушение требований п. 3 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказа Госкультохраны Югры от 30.10.2012 года № 13-нп «Об утверждении границ территории, характера использования территории, предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», которое выразилось в том, что:

25.09.2017 года в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора» (далее – Достопримечательное место), расположенного в границах муниципального образования Сургутский район ХМАО-Югры, в 7 километрах к западу от муниципального образования город Сургут (задание на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектом культурного наследия от 21.09.2017 года №14), установлен факт производства хозяйственных работ, связанных с рубкой лесных насаждений, вывозом деловой древесины и порубочных остатков. Нарушения зафиксированы в виде коридора выруба шириной около 15 м, длиной 600 м на территории земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275, расположенного в границах заповедной зоны А1 объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора».

Из материалов, имеющихся в Госкультохране Югры следует, что в период с 01.09.2017 года по 25.09.2017 года на территории земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275, в границах заповедной зоны А1 достопримечательного места «Барсова гора», границы которого утверждены п.1 приказом от 30.10.2012 года №13-нп «Об утверждении границ территории, характера использования территории, предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», должностным лицом было допущено осуществление хозяйственных работ, связанных с рубкой лесных насаждений, вывозом деловой древесины и порубочных остатков, что является нарушением требований п.2 названного приказа, в котором утвержден характер использования территории достопримечательного места (в границах заповедной зоны А1 запрещается: нарушение, изменение ландшафта и почвенного покрова; проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, лесоустроительных, поисково-геологических, хозяйственных и иных работ, включая рекреационное использование территории (в том числе обустройство мест для отдыха); засорение, захламление, загрязнение территории отходами и продуктами хозяйственной деятельности; движение транспортных средств вне существующих дорог с твердым покрытием).

По тексту представленного для рассмотрения протокола об административном правонарушении сделан вывод о том, что ФИО1, находясь в должности председателя ДНТ «Барсовское», допустила проведение указанным юридическим лицом хозяйственных работ, связанных с рубкой лесных насаждений, вывозом древесины и порубочных остатков на территории достопримечательного места «Барсова гора».

Изложенное, по мнению должностного лица административного органа, составившего протокол, свидетельствует о нарушении должностным лицом требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которое выразилось в допущении проведения юридическим лицом хозяйственных работ, связанных с рубкой лесных насаждений, вывозом древесины и порубочных остатков на территории земельного участка, расположенного в границах заповедной зоны А1 достопримечательного места, что привело к нарушению характера использования территории достопримечательного места «Барсова гора», установленных приказом Госкультохраны Югры от 30.10.2012 года №13-нп.

Указанные действия были квалифицированы должностным лицом, возбудившим административное производство, по ч. 2 ст.7.13 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительство Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, а именно действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные на территории достопримечательных мест.

В обоснование возбужденного административного производства и составленного протокола об административном правонарушении от 22.12.2017 года заявлено о представлении следующих доказательств: расчет ущерба от 01.09.2017 года, причиненного лесному фонду в результате незаконной рубки деревьев в квартале 402, выделы 74, 76, 77, 144, 146, 147 Сургутского участкового лесничества, подготовленного по требованию Ханты-Мансийской природоохранной прокуратуры в адрес Природнадзора Югры от 15.09.2017 года №03-01-2017; акт технического состояния объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора» (на участке с кадастровым номером 86:03:0051607:275) от 25.09.2017 года; договор безвозмездного пользования земельным участком №4 от 22.06.2017 года, заключенного между администрацией г.п.Барсово и ДНТ «Барсовское», а также копией дополнительного соглашения №1 к указанному договору; дополнительное соглашение в Договору безвозмездного пользования земельным участком №4 от 22.06.2017 года; предостережение Госкультохраны Югры №6 от 15.08.2017 года о недопустимости нарушения обязательных требований; предписание Госкультохраны Югры от 27.08.2017 года №8 «О приостановлении изыскательных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, нарушить их целостность и сохранность».

Проверив все представленные материалы вместе с протоколом об административном правонарушении №13/09.2017 от 22.12.2017 года, судья полагает, что производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – председателя ДНТ «Барсовское» ФИО1 должно быть прекращено в виду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, при следующих установленных данных.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Исходя из положений ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительство Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 года № 73-ФЗ).

Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.

Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия отнесены достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абзац четвертый части пятой статьи 3).

Пунктом 5 ст. 3.1 поименованного федерального закона предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия регионального значения, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, помимо прочего относится установление требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места регионального значения; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, перечень которых утверждается законодательством субъекта Российской Федерации; принятие решения о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (подпункт 1 пункта 3 статьи 5.1, подпункты 6, 11 пункта 1 и пункт 2 статьи 9, подпункт 1 статьи 10, подпункт 1 пункта 7 статьи 18 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Согласно ст. 5 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным федеральным законом.

Из п.п. 2 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ следует, что в границах территории объекта культурного наследия на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.

В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 3 ст. 5.1 этого федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

Статьей 56.4 этого же федерального закона определено, что предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места (пункт 1).

Судьей в судебном заседании установлено, что постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.09.2012 года № 314-п «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения – «Достопримечательное место «Барсова гора» (дата создания – V тысячелетие до нашей эры – середина XX века), расположенный в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в 7 километрах к западу от муниципального образования город Сургут.

Приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры от 30.10.2012 года № 13-нп «Об утверждении границ территории, характера использования территории, предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора» утверждены границы и требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия регионального значения и к характеру использования, предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора».

Приложением № 1 к названному Приказу определены географические координаты точек и описание границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», без указания внутреннего разграничения на выделенные функциональные зоны.

В силу утвержденногоconsultantplus://offline/ref=00BB7A8468BFFE575C9028EFEB1A1211CB47F5CFD4F4CD91337A38436BD933FF8C62B97538FE047AA21310YAv0I Приложения № 3 к Приказу в границах территории «Достопримечательное место «Барсова гора» выделены следующие функциональные зоны: зона А1 - заповедная, зона Б1 - ландшафтная, зоны В1 и В2 - селитебная, зоны Г1, Г2 и Г3 - промышленная. В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ в зависимости от определения функциональной зоны установлен характер использования территории в границах каждой из них.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные, которые позволили бы судье определить каким образом, с учетом каких географических координат осуществлено деление внутри границ территории «Достопримечательное место «Барсова гора» на функциональные зоны, в том числе не предоставлена информация о пределах и внутренних границах заповедной зоны А1 внутри границ объекта культурного наследия, нарушение характера использования которой определено в качестве объективной стороны административного правонарушения в представленном для рассмотрения протоколе об административном правонарушении.

Судьёй также учтено, что на орган охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» возложены обязанности направить копию акта об установлении требований к осуществлению деятельности в границах территории установленного объекта культурного наследия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (статья 5.1 Федерального закона).

Следовательно, ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения уполномоченного органа об установлении требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия подлежат государственной регистрации.

Издание органом охраны объектов культурного наследия акта об установлении требований к осуществлению деятельности в границах территории выявленного объекта культурного наследия до вступления 22.01.2015 года в силу Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ, установившего указанные правила, не освобождает этот орган от выполнения с 22.01.2015 года обязанности направить копию такого акта в орган кадастрового учёта для включения соответствующего объекта культурного наследия в государственный реестр.

Однако материалы дела не содержат сведений об уведомлении Госкультохраной Югры филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ХМАО-Югре об установленных требованиях к осуществлению деятельности в пределах границах территории объекта.

Из письма руководителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15.06.2017 года следует, что сведения о внешних границах объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора» внесены в Единый государственный реестр недвижимости только в июне 2017 года. Сведений о внесении в государственный реестр данных об обременении земельных участков, входящих в состав границ объекта культурного наследия, не представлено.

Из материалов настоящего дела также усматривается, что администрация г.п.Барсово в лице временно исполняющего обязанности главы г.п.Барсово ФИО3 заключила с ДНТ «Барсовское» в лице председателя ФИО1 договор безвозмездного пользования земельным участком № 4 от 22.06.2017 года, предметом правоотношений в котором выступает земельный участок с кадастровым номером 86:03:0051607:275, сформированный на основании принятого постановления главы городского поселения Барсово № 145 от 01.07.2015 года «О предварительном согласовании предоставленного земельного участка» (с изменениями внесенными постановлением и.о. главы городского поселения Барсово № 13 от 20.01.2017 года).

К указанному договору заключено дополнительное соглашение № 1 от 19.07.2017 года, согласно положениям которого п. 4.2.2 дополнен абзацем запрещающим допускать нарушения по характеру использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», а также п. 4.2.21 договора изложен в новой редакции, обязывающей соблюдать при использовании земельного участка требования, установленные Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры от 30.10.2012 года № 13-нп «Об утверждении границ территории, характера использования территории, предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов ХМАО-Югры».

Кроме того, имеющиеся в материалах дела копии правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 86:03:0051607:275, в том числе копия кадастрового паспорта земельного участка, не позволяют произвести анализ границ указанного участка при разрешении вопроса о нахождении данного земельного участка в составе именно заповедной зоны А1, на которую распространяются наиболее строгие ограничения по характеру использования.

При этом судья настаивает, что схемы наложения данных о границах объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора» и данных о границах сформированного по решению администрации г.п.Барсово земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275 с использованием технических программ либо с привлечением специалистов в указанной отрасли в материалах дела не представлены.

Из изложенного, судья делает вывод, что тот факт, что заповедная зона А1 в границах объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора» в установленном законом порядке не определена, сведения о ней не зарегистрированы в органе кадастрового учета, не позволяет прийти к однозначному суждению о том, что земельный участок с кадастровым номером 86:03:0051607:275, который был передан администрацией г.п.Барсово в лице временно исполняющего обязанности главы по договору безвозмездного пользования № 4 от 22.06.2017 года ДНТ «Барсовское», входит в состав этой заповедной зоны А1.

Судья, исходя из определения структуры объекта и объективной стороны административного правонарушения, указанного в протоколе об административном правонарушении, пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае не нашли своего подтверждения сведения о наличии в действиях привлекаемого должностного лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.

Исследуя далее основания для привлечения председателя ДНТ «Барсовское» ФИО1 к административной ответственности, из приобщенных в материалы дела доказательств, судья усматривает, что факт проведения рубки лесных насаждений на территории участка, переданного по договору безвозмездного пользования ДНТ «Барсовское», не подтвержден представленными материалами, так как в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств, что рубка осуществлялась именно ДНТ «Барсовское», тем более по указанию ФИО1

Так, из содержания акта технического состояния объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора» (на участке с кадастровым номером 86:03:0051607:275) от 25.09.2017 года следует, что проведен осмотр памятника только в границах земельного участка с указанным кадастровым номером без уведомления юридического лица о проводимых мероприятиях. Отмечено, что местом составления акта осмотра является г.Ханты-Мансийск.

При этом копии изображения участка местности, представленные на фото № 1 и фото № 2, относятся к дате 27.08.2017 года, что предшествует дате проведения обследования участка местности. При этом судья не имеет возможности исследовать, при каких обстоятельствах и в рамках какого производства были сделаны указанные фотографии.

На фото под номерами № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9 и № 10 представлены изображения земельных участков в период с 01.09.2017 года по 25.09.2017 года. Однако, согласно имеющемуся в материалах дела заданию № 14 от 21.09.2017 года мероприятия по контролю необходимо было провести 24 и 25 сентября 2017 года. Из изложенного судья делает вывод о том, что изображения земельных участков на обозначенных фото не содержат отсылки к местности, из них не представляется возможным установить, где производилось фотосъемка – отсутствует указание как на географические координаты участка, так и привязка к каким-либо объектам недвижимости.

По тексту акта технического обследования от 25.09.2017 года изложено, что на территории всего земельного участка с кадастровым номером 86:03:0051607:275 в нарушение характера использования территории памятника, а также в нарушение требования предписания Госкультохраны Югры № 8 от 27.08.2017 года осуществлена хозяйственная деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, вывозом деловой древесины и порубочных остатков в виде коридора выруба шириной около 15 м и длиной 600 м. Сведения об использовании проверяющим лицом средств измерений не отражены в акте технического обследования от 25.09.2017 года.

Судья определяет, что, не используя технических средств замера, невозможно определить ширину и длину коридора выруба, при этом отсутствует также информация, что хозяйственная деятельность осуществлена именно должностным лицом ДНТ «Барсовское» ФИО1 Не подтверждены указанным документом и сведения о том, что был осуществлен вывоз деловой древесины и порубочных остатков.

Оценка состояния выявленного объекта культурного наследия на момент осмотра определена в рассматриваемом акте как в целом неудовлетворительная по причине постоянного негативного воздействия, связанного с близостью дачных участков, объектов нефтегазового комплекса. Следовательно, хозяйственная деятельность неустановленного лица на обследованном участке, не состоит в причинно-следственной связи с неудовлетворительным состоянием объекта.

В качестве обоснования проведенной рубки лесных насаждений на указанном земельном участке административным органом заявлено о произведенном Природнадзором Югры расчете ущерба от 01.09.2017 года, причиненного лесному фонду в результате незаконной рубки деревьев в квартале 402, выделы 74, 76, 77, 144, 146, 147 Сургутского участкового лесничества, подготовленного по требованию Ханты-Мансийской природоохранной прокуратуры в адрес Природнадзора Югры от 15.09.2017 года. Исследовав указанный документ, судья не находит оснований для признания его относимым к рассматриваемому правонарушению доказательством, так как он составлен и относится к взаимоотношениям, которые возникли до проведения, как заявлено административным органом, контрольных мероприятий от 25.09.2017 года.

Указанный расчет ущерба не применим к исследуемым событиям, изложенным в рассматриваемом протоколе по причине их существования до зафиксированной актом технического обследования от 25.09.2017 года рубки лесных насаждений.

При таких обстоятельствах содержащийся в протоколе об административном правонарушении вывод о том, что в результате действий должностного лица ФИО1 допущено проведение рубки лесных насаждений в границах объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Барсова гора» не может считаться установленным и доказанным на основе приобщенных в материалы дела и исследованных в суде доказательств.

Имеющиеся в материалах дела копии схемы границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора» и карты границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора» не подтверждают то обстоятельство, что рубка лесных насаждений производилась в границах территории данного объекта культурного наследия.

Приведенные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела в рассматриваемом случае не позволяют достоверно установить, имел ли место факт нарушения председателем ДНТ «Барсовское» требований законодательства об охране объектов культурного наследия и его существо, что исключает возможность сделать однозначный вывод о наличии в действиях привлекаемого должностного лица объективной стороны и вины во вменяемом административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Между тем доказательств, достоверно свидетельствующих о виновности ФИО1, как председателя ДНТ «Барсовское», в совершении вышеуказанного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, материалы дела не содержат, не представлено таковых и судье. Также в материалах дела не представлены данные о закрепленных полномочиях ФИО1 в качестве председателя ДНТ «Барсовское», отсутствует копия Устава либо иных учредительных документов ДНТ «Барсовское».

Принимая во внимание изложенное, вывод должностного лица о виновности ФИО1 в указанном правонарушении, нельзя признать обоснованным, как не подтвержденный доказательствами, отвечающими критериям относимости и допустимости.

Одновременно, судьей установлены и процессуальные нарушения административного законодательства, связанные с определением квалификации деяния, в силу совершения которого в отношении должностного лица ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ

Место совершения административного правонарушения входит в предмет доказывания и относится к сведениям, необходимым для разрешения дела и обеспечивающим возможность установления признаков состава административного правонарушения.

При рассмотрении настоящего протокола судья установил, что место совершения правонарушения в данном случае не определено и не указано в установочной части протокола.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании ст.29.4 ч.1 п.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

В данном случае материалы дела вместе с составленными протоколами об административном правонарушении дважды возвращались должностному лицу, их составившему, однако указанные нарушения не были устранены в полном объеме.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ст.29.9 ч.2 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, отсутствие указания на место совершения правонарушения является еще одним из оснований для вывода о прекращении производства по делу согласно ст.24.5 КоАП РФ.

В связи с изложенным производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – председателя ДНТ «Барсовское» ФИО1 подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – председателя Дачного некоммерческого товарищества «Барсовское» ФИО1 по основаниям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья Сургутского

районного суда ХМАО-Югры А.Б.Дитюк