ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-280/19 от 21.06.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №5-280/19

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

21 июня 2019 года г.Хабаровск

ул.Серышева,60

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ДВ-СНАБ» (ИНН <***>, дата регистрации 04.07.2017), местонахождение: <...>,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ДВ-СНАБ» по адресу: <...>, корпус 416, допустило не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, при следующих обстоятельствах.

08.10.2018 в Приамурский таможенный пост (центр электронного декларирования) Хабаровской таможни, расположенный по адресу: <...>, подана декларация на товары №10703070/081018/0023454, в соответствии с которой под таможенную процедуру экспорта помещались товары, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС в КНР по контракту №FK12 от 14.05.2018, заключенному ООО «ДВ-СНАБ» с компанией «NINGBO HAOSHAN WOOD CO., LTD», а именно: пиломатериал обрезной из сосны обыкновенной (брус) вида «PINUS SPP» 2 сорт, нешлифованные, распиленные вдоль, нестроганные, необтесанные, не имеющие соединения в шип, размер 125х175х6000 мм. Производитель ООО «ДВ-СНАБ», объем – 49,88 м3, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 44079800; пиломатериал обрезной из сосны обыкновенной (брус) вида «PINUS SPP» 2 сорт, нешлифованные, распиленные вдоль, нестроганные, необтесанные, не имеющие соединения в шип, размер 125х175х6000 мм. Производитель ООО «ДВ-СНАБ», объем – 49,88 м3, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 44079800. Общий объем заявленных в ДТ №10703070/081018/0023454 пиломатериалов составил 99,76 м3. 18.01.2018 на основании поручения на таможенный досмотр №10703050/121018/000132 во временной зоне таможенного контроля, расположенной по адресу: <...>, на открытой площадке ООО «Комплексные Логистические системы» проведен 100% таможенный досмотр лесоматериалов, заявленных ООО «ДВ-СНАБ» в ДТ №10703070/081018/0023454, погруженных в транспортные средства – контейнеры №SKHU9408358, №FCIU8807529, в ходе которого установлено, что ООО «ДВ-СНАБ» предполагало вывезти с таможенной территории ЕАЭС пиломатериал обрезной из сосны кедровой сибирской вида «Pinus Sibirica», нешлифованные, распиленные вдоль, нестроганные, необтесанные, не имеющие соединения в шип, размер 125х175х6000 мм., производитель ООО «ДВ-СНАБ», объем – 112,214 м3, а именно: в контейнере №SKHU9408358 – пиломатериал обрезной из сосны кедровой сибирской вида «Pinus Sibirica», нешлифованные, распиленные вдоль, нестроганные, необтесанные, не имеющие соединения в шип, размер 125х175х6000 мм., общий объем 55,398 м3; в контейнере №FCIU8807529 - пиломатериал обрезной из сосны кедровой сибирской вида «Pinus Sibirica», нешлифованные, распиленные вдоль, нестроганные, необтесанные, не имеющие соединения в шип, размер 125х175х6000 мм., общий объем 56,816 м3. При сопоставлении сведений, заявленных в ДТ №10703070/081018/0023454, со сведениями, установленными в ходе досмотра, выявлено, что ООО «ДВ-СНАБ» не задекларировало в установленном порядке пиломатериал обрезной (брус) из сосны кедровой сибирской вида «Pinus Sibirica», нешлифованные, распиленные вдоль, нестроганные, необтесанные, не имеющие соединения в шип, размер 125х175х6000 мм., в количестве 12,454 м3.

Согласно письменному отзыву, законный представитель ООО «ДВ-СНАБ» ФИО1 указал, что в ДТ заявлен товар на экспорт, в гр.7 указано НТД (неполное таможенное декларирование); так как не знали, на каком транспорте будет вывезен товар с территории ТС, гр.18, 21 остались не заполненными; транспорт на момент подачи ДТ идентифицировать невозможно; на момент подачи ДТ покупатель не номинировал перевозчика и транспортное средство; по адресу: <...> хранилось более 400 м3 пиломатериалов в контейнерах, используемых как склад; действия таможенного органа незаконны; в соответствии с письмом Федеральной таможенной службы от 30.04.2015 №18-12/21021, указание в таможенной декларации сведений о товарах, которые фактически не перемещались через таможенную границу ТС, не имеет правового значения, поскольку оснований для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется; событие правонарушения отсутствует; таможенный орган необоснованно решил, что весь пересчитанный им объем и количество товаров на отгрузочной площадке имеет отношение к ДТ №10703070/081018/0023454, самостоятельно принял решение, что весь товар, находящийся на погрузочной площадке, будет передан неизвестному перевозчику и помещен под процедуру убытия в пункте пропуска; к спорной ДТ имеет отношение лишь тот товар, который записан в ДТ и предъявлен для досмотра; иной товар отношения к ДТ не имеет и вывозиться по ней не планировался; на транспортном средстве, которое доставляет товар на территории РФ при экспорте до пункта пропуска, не обязательно должно находиться только то, что указано в ДТ; товар, который находится на транспортном средстве до помещения под процедуру убытия, может быть отдан, продан, выгружен по пути следования или вообще не прибыть в пункт пропуска и никогда не помещен под убытие; соответственно, факта пересечения границы в данном случае нет и быть не может, что является обязательным условием для возникновения правоотношений по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ; товар в контейнерах может просто храниться рядом с задекларированным товаром.

В судебное заседание законный представитель и (или) защитник ООО «ДВ-СНАБ» не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись в установленном законом порядке.

Представитель Хабаровской таможни ФИО2 поддержал основания составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.2 ч.1 КоАП РФ, в отношении Общества, просил признать юрлицо виновным в совершении правонарушения.

Изучив представленные материалы, выслушав представителя таможни, суд приходит к следующему.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (статья 15 Конституции РФ).

Частью 1 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п.1,3 ст.104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.

Под таможенной процедурой в силу пп.34 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС понимается совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами; под товарами - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (пп.45 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС).

Как следует из п.3 ст.150 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.

Согласно пп.4 п.1 ст.106 ТК ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.

В силу п.8 ст.111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии с пп.1 п.2 ст.84 ТК ЕАЭС, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров.

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (п.3 ст.84 ТК ЕАЭС).

Таким образом, не исполнив требования таможенного законодательства ЕАЭС, установленные пп.1 п.2 ст.84, п.1 ст.104 ТК ЕАЭС, в части заявления точных сведений о декларированном товаре, в действиях юрлица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ - не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ, и вина в его совершении.

Фактические обстоятельства деяния подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, среди которых: определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.12.2018, протокол изъятия вещей и документов от 06.12.2018, акт приема-передачи имущества на ответственное хранение от 06.12.2018, акты таможенного осмотра; декларация на товары №10703070/081018/0023454, заключение эксперта от 05.03.2019, протокол об административном правонарушении от 06.03.2019.

Все перечисленные доказательства получены в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства РФ и признаются судом допустимыми.

Доводы стороны защиты об отсутствии события правонарушения, отношения к спорной ДТ только товара, который в ней записан и предъявлен для досмотра, суд признает несостоятельными ввиду нижеследующего.

Особенности неполного таможенного регулирования, т.е. таможенного декларирования в случае, если декларант не располагает на момент подачи декларации на товары точными сведениями, необходимыми для заявления в такой декларации, определяются ст.115 ТК ЕАЭС.

Согласно Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формами таможенных деклараций, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257, в графе 7 «Справочный номер» указывается код особенности декларирования товаров в соответствии с классификатором особенностей таможенного декларирования.

В силу п.2 ст.115 ТК ЕАЭС при неполном таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары в соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС, за исключением следующих сведений, которые могут не указываться: о получателе товаров; стране назначения товаров и (или) торгующей стране; транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров; упаковках товаров (количество, вид, маркировка и порядковые номера).

Согласно п.3 ст.115 ТК ЕАЭС, после выпуска товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в соответствии со ст.115 ТК ЕАЭС, декларант обязан представить таможенному органу недостающие сведения путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, не позднее 8 месяцев со дня выпуска товаров, если менее продолжительные сроки не установлены законодательством государств - членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании.

Учитывая вышеизложенное, ТК ЕАЭС допускает возможность при неполном таможенном декларировании не заявлять часть сведений, подлежащих обязательному заявлению в декларации на товары, декларирование товаров по которой производится без применения особенностей таможенного декларирования.

В случае отсутствия в декларации на товары сведений о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров, сведения о документах, подтверждающих отсутствующие в декларации на товары сведения, в графе 44 могут не указываться.

В соответствии с пп.29 п.15 Инструкции, в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах.

При этом, под №1 указываются: наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; под №2 - для товара, имеющего упаковку, через запятую - общее количество грузовых мест, занятых товаром (если товар занимает грузовые места не полностью, то дополнительно в скобках указывается количество грузовых мест, занимаемых товаром частично, с проставлением через тире записи: "часть места"), коды видов упаковки товара в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире количества упаковок по каждому виду; под №3 - для товара, перевозимого в контейнерах, - тип контейнеров в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов, количество контейнеров, через двоеточие их номера. Если декларируемые товары занимают не весь контейнер, после номера производится запись: «часть».

При проверке сведений, заявленных в ДТ №10703070/081018/0023454, таможенным органом установлено, что ООО «ДВ-СНАБ», вывозившее в соответствии с внешнеэкономическим контрактом товар, указало в графе 31 под номером 3 таможенной декларации номер контейнера, вместе с тем, сведения о перевозке в данном контейнере части товара отсутствуют.

Позицию законного представителя суд расценивает как способ защиты, заявленный в целях избежания административной ответственности.

У Общества имелась возможность соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, данные о юридическом лице, его финансовое и имущественное положение, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку в данном случае имеет место существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении участника внешнеэкономической деятельности к исполнению своих обязанностей. Кроме того, правонарушение в виде нарушения таможенного законодательства Российской Федерации посягает на установленный порядок осуществления таможенных операций, цель установления такого порядка - обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, а также защита внутреннего рынка Российской Федерации.

Оснований для прекращения производства по делу также не имеется

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

Признать Общество ограниченной ответственностью «ДВ-СНАБ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, по которой назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения - пиломатериал обрезной (брус) из сосны кедровой сибирской вида «Pinus Sibirica», нешлифованный, распиленный вдоль, нестроганный, необтесанный, не имеющий соединения в шип, размер 125х175х6000 мм., в количестве 12,454 м3, находящегося на ответственном хранении в складе ООО «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <...>.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ткаченко Е.С.