ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2812/2022 от 04.10.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-2812/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

04 октября 2022 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломановым Е.М. и секретарем судебного заседания Чекановской А.А., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, защитника ФИО1 – адвоката Мартыновой Т.Г., представившей удостоверение №* и ордер №* от **.**.**** года, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – ОИАЗ УМВД России по г. Пскову К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1 (паспорт гражданина РФ №*, выдан ), **.**.**** года рождения, уроженки , гражданки Российской Федерации, не замужней, несовершеннолетних детей либо иных нетрудоспособных родственников на иждивении не имеющей, работающей в АНО ДПО «Ц», зарегистрированной по адресу: , проживающей по адресу: , ранее не привлекаемой к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

24.09.2022 года ОИАЗ УМВД России по г. Пскову К.Е. в отношении ФИО1, **.**.**** года рождения, уроженки , гражданки Российской Федерации, составлен протокол №* об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно указанного протокола, 24.09.2022 года в ** часов ** минут ФИО1 находилась в общественном месте, а именно в , по адресу: , с плакатом в руках, на котором была нанесена надпись «МОЯ РЕЛИГИЯ – МИР! Вы оскорбляете мои чувства!», демонстрируя его для неопределенного круга лиц, чем совершила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются на основании решения Президента Российской Федерации и с согласия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22.02.2022 года № 35-СФ, тем самым искажала и дискредитировала задачи по использованию Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и сами Вооруженные силы Российской Федерации.

Должностным лицом отдела по исполнению административного законодательства действия ФИО1 квалифицированы по ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ФИО1, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признала. Указала, что 24.09.2022 года она договорилась о встрече со своей сестрой в , куда пришла, взяв с собой скетчбук, чтобы порисовать на свежем воздухе. О том, что 24.09.2022 года в указанном сквере была запланирована какая-то акция не знала, поскольку не является подписчиком телеграм-канала, где была размещена информация о проводимой акции. Находясь в сквере, в какой-то момент захотела выразить свое отношение к частичной мобилизации, проводимой в стране. Действовала на эмоциях, вспомнив, как, обучаясь в первом классе участвовала в сборе посылок для военных, принимавших участие в афганской или чеченской войнах, а также видя, как асоциально ведут себя в обыденной жизни знакомые, которые являлись участниками вооруженных конфликтов. На листе скетчбука она сделала надпись «МОЯ РЕЛИГИЯ – МИР! Вы оскорбляете мои чувства!». С листочком она постояла несколько минут. Ни с кем из находившихся в сквере людей, за исключением сестры, она не знакома, ни с кем не разговаривала и свои действия не согласовывала. Через несколько минут к ней подошли сотрудники полиции и доставили в отдел полиции. Листочек с надписью, увидев сотрудников полиции, она убирать не стала, поскольку полагала, что ее все равно задержат. Вину в совершении инкриминируемого правонарушения не признает, поскольку не высказывалась по поводу специальной военной операции и Вооруженных сил РФ, а выражала художественный арт.

Защитник ФИО1 – адвокат Мартынова Т.Г., позицию ФИО1 поддержала. По ее мнению, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, поскольку действия ФИО1, не были направлены на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации при действиях за пределами Российской Федерации и исполнению государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории РФ. Полагала, что проводимая на основании Указа Президента Российской Федерации частичная мобилизации, о несогласии с которой заявила в судебном заседании подзащитная, не связана с использованием Вооруженных Сил Российской операции за пределами Российской Федерации, а является внутригосударственным мероприятием. Кроме того, для определения наличия или отсутствия состава инкриминируемого ФИО1 правонарушения, необходимо проведение психолого-лингвистической экспертизы, о чем указано в Методическом письме РФЦСЭ при Минюсте РФ от 17.06.2022 года, содержащем методические рекомендации о необходимости при определении наличия/отсутствия в действиях лица состава правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.3. КоАП РФ, производства психолого-лингвистической экспертизы по вопросу анализа высказывания лица на предмет недостоверной информации и дискредитации армии. Кроме того, указала, что ФИО1 в период инкриминируемых ей действий находилась в гайд-парке, то есть месте для проведения публичных мероприятий без согласования с властями города, где не запрещено собираться обычным гражданам и высказывать свою позицию относительно различных вопросов, в том числе, и выражать несогласие с событиями, происходящими в стране.

ОИАЗ УМВД России по г. Пскову К.Е., составивший протокол об административном правонарушении, в судебном заседании доводы и обстоятельства, изложенные в протоколе поддержал. Полагал, что публичное демонстрирование ФИО1 приведенной в протоколе об административном правонарушении надписи, доступной для обозрения неопределенного круга лиц, образует в действиях ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ. Полагал, что для оценки действия ФИО1 специальных познаний не требуется, и проведение экспертизы в рассматриваемой ситуации повлекло бы затягивание рассмотрения дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 4 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и безопасность своей территории.

Пунктом «м» ст.71 Конституции РФ предусмотрено, что оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 года №61-ФЗ «Об обороне» (далее по тексту ФЗ №61-ФЗ) под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите, вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, и в целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ (ч.4 ст.1), которые представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны РФ, предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (п.п.1, 2 ст.10).

Положениями п.2.1 ФЗ №61-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, формирования Вооруженных Сил РФ могут оперативно использоваться за пределами РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе, задач по отражению вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил РФ, другие войска или органы, дислоцированные за пределами РФ; отражению или предотвращению вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой; защите граждан РФ за пределами территории РФ от вооруженного нападения на них.

Решение о таком использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ принимается Президентом РФ, который в соответствии с ч.1 ст.87 Конституции РФ и ч.1 ст.4 ФЗ №61-ФЗ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ (п.1 ст.10.1 ФЗ №61-ФЗ). При этом, в силу ч.2 ст.4 указанного Федерального Закона Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами РФ.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.5 ФЗ №61-ФЗ Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится, в том числе решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации № 35-СФ от 22.02.2022 года «Об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ» по результатам рассмотрения обращения Президента Российской Федерации, в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации, постановлено дать согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому свободу мысли и слова. В то же время, в соответствии с положениями ст. 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных принципов и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а также, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указом Президента Российской Федерации «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» от 21.09.2022 года № 647 с 21.09.2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация, в рамках которой осуществляется призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.

Вопреки утверждению защитника ФИО1 – адвоката Мартыновой Т.Г., частичная мобилизация связана с проводимой на основании приведенных выше норм Закона и на основе общепризнанных принципов и норм международного права Вооруженными Силами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации специальной военной операции. Так, обращаясь к народу Российской Федерации, 21.09.2022 года Президент Российской Федерации именно оценивая ситуацию, сложившуюся в ходе проведения специальной военной операции, указал следующее: «Сегодня наши Вооруженные Силы действуют на линии боевого соприкосновения, которое превышает 1000 километров, противостоят не только неонацистским формированиям, а фактически всей военной машине коллективного Запада. В этой ситуации считаю необходимым принять следующее решение – оно в полной мере адекватно угрозам, с которыми мы сталкиваемся, - а именно: для защиты нашей Родины, ее суверенитета и территориальной целостности, для обеспечения безопасности нашего народа и людей на освобожденных территориях, считаю необходимым поддержать предложение Министерства Обороны и Генерального штаба о проведении в Российской Федерации частичной мобилизации».

В соответствии с ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе, публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, признаются правонарушением и влекут за собой административную ответственность.

Объективная сторона вменяемого нарушения заключается в осуществлении публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях.

При этом под дискредитацией следует понимать умышленные действия, направленные на подрыв и умаление авторитета по вопросу использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Как следует из материалов дела, 24.09.2022 года в ** часов ** минут ФИО1, в момент проведения в г. Пскове акции против частичной мобилизации, объявленной на территории Российской Федерации Указом Президента РФ от 21.09.2022 года №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», находилась в общественном месте, а именно в , по адресу: , с плакатом в руках, на котором была нанесена надпись «МОЯ РЕЛИГИЯ – МИР! Вы оскорбляете мои чувства!», демонстрируя его для неопределенного круга лиц.

Указанные обстоятельства полностью подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: рапортом ОБ ППСП УМВД России по г. Пскову К.В. от 24.09.2022 года, в котором последний сообщает, что в ходе несения службы от старшего ОБ ППСП УМВД России по г. Пскову Е.В. поступило указание прибыть на , так как там возможно могут собираться несанкционированные митинги; при прибытии была установлена гражданка ФИО1, **.**.**** года рождения, которая имела в руках лист А-4, на котором было написано «МОЯ РЕЛИГИЯ – МИР!» (л.д.2); протоколом изъятия вещей и документов от 24.09.2022 года, согласно которому, 24.09.2022 года в ОП №* УМВД России по г. Пскову по адресу: , у ФИО1 был изъят бумажный плакат белого цвета с надписью «МОЯ РЕЛИГИЯ – МИР! Вы оскорбляете мои чувства!», размером 18/14 см (л.д.5); скриншотом записи в социальной сети «Телеграм» на канале «ПР» о проведении акции против мобилизации, в которой указывалось, что всероссийская акция протеста против мобилизации пройдет в г. Пскове в 24 сентября в **:** часов (л.д.8); фотографиями и видеозаписью, на которых зафиксировано нахождение ФИО1 в месте проведения акции против мобилизации и демонстрация ею окружающим гражданам бумажного плаката с надписью «МОЯ РЕЛИГИЯ – МИР! Вы оскорбляете мои чувства!» (л.д.9-12, 13); бумажным плакатом белого цвета с надписью «МОЯ РЕЛИГИЯ – МИР! Вы оскорбляете мои чувства!» (л.д.14); показаниями ФИО1 в судебном заседании.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, полностью подтверждается: протоколом об административном правонарушении №* от 24.09.2022 года, в котором отражены обстоятельства совершенного ФИО1 правонарушения (л.д.1); а также вышеприведенными судом доказательствами в их совокупности.

При этом, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст.28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом. Сведения, подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении в соответствии с ч.2 названной статьи, отражены, событие административного правонарушения изложено в соответствии с диспозицией ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ.

Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, свидетельствуют о совершении ФИО1 публичных действий, направленных на дискредитацию (то есть подрыв авторитета, доверия) использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, демонстрация ею в общественном месте неопределенному кругу лиц плаката с надписью «МОЯ РЕЛИГИЯ – МИР! Вы оскорбляете мои чувства!», бесспорно являлись призывами к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных выше целях, и действия ФИО1 были направлены на подрыв доверия к проведению с согласия Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утвержденного постановлением от 22.02.2022 года № 35-СФ, специальной военной операции по защите граждан ДНР и ЛНР, объявленным решением Президента РФ от 24.02.2022 года, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, при отсутствии в этих действиях признаков уголовно наказуемого деяния.

ФИО1 умышленно изготовила плакат с надписью «МОЯ РЕЛИГИЯ – МИР! Вы оскорбляете мои чувства!», который хорошо просматривался неопределенному кругу лиц, и демонстрировала его окружающим. Действия ФИО1 были пресечены в общественном месте, в момент анонсированной иными лицами акции против частичной мобилизации, объявленной на территории Российской Федерации в период проведения Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины.

Доводы защиты о том, что действия ФИО1 не были направлены на дискредитацию по отношению к Вооруженным силам Российской Федерации и исполнению государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории РФ, судья находит несостоятельными, поскольку ФИО1 совершила публичные действия, выразившиеся в попытке доведения до неограниченного круга лиц недостоверной информации, и выражающие негативное отношение к проводимой специальной военной операции, к действиям государственной власти, направленным на оптимизацию действий Вооруженных сил Российской Федерации при проведении специальной военной операции.

Исходя из представленных в материалы дела доказательств, необходимости в специальных познаниях в области лингвистики и психолингвистики для установления по настоящему делу обстоятельств, перечисленных в статье 26.1 КоАП РФ, не имеется, в связи с чем, судьей было отклонено ходатайство защиты о назначении соответствующей экспертизы.

При этом, ссылку защитника ФИО1 – адвоката Мартыновой Т.Г., об обязательном производстве по делу психолого-лингвистической экспертизы на основании методического письма РФЦСЭ при Минюсте РФ от 17.06.2022 года, суд находит несостоятельной, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер, адресовано экспертам, содержит описание методов, необходимых к применению экспертами при производстве экспертиз, и об особенностях проведения лингвистических и психолого-лингвистических экспертиз, в случае их назначения. Исходя из представленных и исследованных в суде доказательств, необходимости в специальных познаниях в области лингвистики и психолингвистики для установления по настоящему делу обстоятельств, перечисленных в статье 26.1 КоАП РФ, не имеется.

Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Нарушений действующего законодательства Российской Федерации в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на это должностным лицом, содержит все сведения, необходимые для установления обстоятельств, значимых для рассмотрения дела по существу. Доказательства, содержащиеся в материалах дела, получены надлежащим образом.

При назначении наказания в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а так же данные о личности виновного, личность ФИО1, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, к которым суд относит совершение административного правонарушения впервые, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, руководствуясь основной целью наказания – предупреждение совершения новых правонарушений, исходя из установленного ст. 55 Конституции РФ принципа справедливости и соразмерности наказания, полагаю необходимым назначить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 20.3.3 ч. 1, ст. ст. 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 (паспорт гражданина РФ №*, выдан ), **.**.**** года рождения, уроженку , гражданку Российской Федерации, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.

Уведомить ФИО1 о реквизитах по оплате штрафа: УФК по Псковской области (УМВД России по городу Пскову, ОП №* по г. Пскову), ИНН <***>, КПП 602701001, ОКТМО 58701000, номер счета получателя платежа: 03100643000000015700, наименование банка: Отделение по Псковской области Северо-Западного главного управления, БИК 015805002, кор./сч.: 40102810145370000049, КБК 18811601201019000140, УИН №*, назначение платежа – «оплата штрафа по постановлению об АП № 5-2812/2022 (протокол №* от 24.09.2022 года)».

Разъяснить ФИО1, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Предложить ФИО1 предоставить квитанцию об уплате штрафа в Псковский городской суд Псковской области (каб. №*).

Разъяснить ФИО1, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.В. Бондаренко