ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2814/19 от 14.01.2020 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 5-82/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Астрахань 14 января 2020 года

Судья Советского районного суда г. Астрахани <данные изъяты>., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя <ФИО>1, <дата> г.р. уроженца г. Астрахани, адрес регистрации: <адрес>, ОГРНИП <номер> от <дата>, ИНН <номер>,

у с т а н о в и л:

Определением старшего государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Астраханской таможни от <дата> возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 16.21 КоАП РФ в отношении ИП <ФИО>1

Из материалов дела усматривается, что должностными лицами отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Астраханской таможни Южного таможенного управления (далее – ОКВОТ СТКПВТ АТ) <дата> на основании предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий от <дата><номер>.1-21/94 был проведен таможенный осмотр помещений и территорий по адресу: <адрес>, павильон «Табак», в котором осуществляет коммерческую деятельность ИП <ФИО>1

В результате проведенного осмотра в помещении павильона «Табак» по адресу: <адрес>, установлен факт хранения в целях ввода в гражданский оборот товаров: сигареты иностранного производства (Швейцария, ОАЭ, Румыния Италия, Германия, Южная Корея, Турция) без наличия акцизных марок РФ, всего 2059 пачек по 20 сигарет в каждой пачке, а также табачной смеси для кальянов в ассортименте иностранного производства (ОАЭ, Турция, Иордания), всего 23 пачки, общим весом 1150 гр., а именно:

сигареты:

- DUBAORED – 422 пачки (8440 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Румыния;

- FARAON – 64 пачки (1280 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Румыния;

- MOND – 153 пачки (3060 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Италия;

- DAVIDOFF – 476 пачек (9520 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Германия;

- MARLBORO - 125 пачек (2500 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Швейцария;

- GOLDMOUNT – 152 пачки (3040 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду ОАЭ;

- PALOMO – 20 пачек (400 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду ОАЭ;

- MILANO в ассортименте – 610 пачек (12200 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Италия;

- ESSEAURA – 10 пачек (200 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Южная Корея;

- SENATOR – 27 пачек (540 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Турция.

Курительные смеси для кальяна:

- ALFAKHAMAN – 5 пачек по 50 грамм страна происхождения, согласно штрих-коду ОАЭ;

- PELIKAN – 8 пачек по 50 грамм страна происхождения, согласно штрих-коду Турция;

- STARTNOW – 10 пачек по 50 грамм страна происхождения, согласно штрих-коду Иордания.

На упаковках с обнаруженным товаром отсутствует специальная маркировка в виде акцизных марок, а также единый знак обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза (ЕАС).

Согласно объяснению, полученному <дата> от ИП <ФИО>1 следует, что где приобретался товар - сигареты и табачные смеси для кальянов, он пояснить затрудняется. Накладные или иные документы на сигареты и табачные смеси для кальянов у него отсутствуют. Товар - сигареты и табачные смеси для кальянов приобретался им в целях перепродажи.

Обнаруженная <дата> в ходе таможенного осмотра помещений и территорий, продукция (курительный табак, сигареты) была изъята в порядке, предусмотренном ст.27.10 КоАП РФ, по протоколу изъятия вещей и документов от <дата> и помещена в камеру хранения вещественных доказательств Астраханской таможни, расположенную по адресу: <адрес>.

Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент ЕАЭС, выпускается в обращение на территории ЕАЭС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленным техническим регламентом ЕАЭС, в том числе после нанесения обязательной маркировки и единого знака обращения продукции на рынке (ЕАС) ЕАЭС.

Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от <дата><номер> утвержден технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (далее – ТР <номер>).

Согласно пункту 4 ТР <номер> табак для кальяна – вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна и состоящего из смеси резаного или рваного сырья с добавлением или без добавления ингредиентов.

Табачная продукция для кальяна включена в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР <номер>)», утвержденный в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от <дата><номер>.

Согласно пункту 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза (далее – Положение), утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от <дата><номер>, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от <дата><номер>, и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза установлены обязательные требования (далее – Единый перечень).

В соответствии с пунктом 57 Единого перечня табачная продукция входит в перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза.

В соответствии с пунктами 3 и 6 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС в технических регламентах ЕАЭС могут устанавливаться, в том числе требования к маркировке продукции, при этом маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС является обязательным требованием для продукции, в отношении которого приняты технические регламенты ЕАЭС.

Согласно пункту 2 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от <дата><номер> «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения», маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 10 ТР <номер> табачная продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, прошедшая процедуру оценки соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Согласно пункту 44 ТР <номер> табачная продукция, прошедшая оценку соответствия требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 47 ТР <номер> маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза свидетельствует о соответствии табачной продукции требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

В силу пунктов 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем.

Товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (пункт 1 статьи 7 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами, ввозимыми на таможенную территорию Евразийского экономического союза, после пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза и до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены главами 2, 14, 16 ТК ЕАЭС, а в отношении отдельных категорий товаров - также главами 37 - 43 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата><номер> (ред. от <дата>) «Об акцизных марках для маркировки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками для маркировки табачной продукции установленных образцов.

Согласно пункту 6 Правил изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата><номер> (в ред. от <дата>) «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» маркировка акцизными марками ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции осуществляется до ее ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил, акцизная марка наносится путем наклеивания на потребительскую тару табачной продукции, которая неотделима от товара до его непосредственного употребления и в которой табачная продукция представляется для розничной продажи.

Диспозицией статьи 16.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.

Таким образом с учетом положений ТР <номер>, п.2 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, п.2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, п.2 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС, п.6 Правил изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, в их совокупности курительная табачная продукция различных наименований, хранившиеся у ИП <ФИО>1, являются незаконно ввезенной на таможенную территорию ЕАЭС, поскольку на данной продукции отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, а также акцизные марки для маркировки продукции установленных образцов.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ИП <ФИО>1 вину в совершении административного правонарушения признал, не оспаривал обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.

Уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований Астраханской таможни <ФИО>3 в судебном заседании пояснила, что в отношении ИП <ФИО>1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.21 Кодекса РФ об административном правонарушении, полагает обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, доказанными.

Суд, выслушав лицо, составившее протокол об административном правонарушении, лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 16.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В целях определения рыночной стоимости вышеуказанного товара было назначено проведение товароведческой экспертизы, проведение которой было поручено экспертам ЭИО <номер> (<адрес>) ЭКС – филиала ЦЭКТУ <адрес>.

В соответствии с заключением эксперта ЭИО <номер> (<адрес>) ЭКС – филиала ЦЭКТУ <адрес> от <дата><номер> товар, являющийся предметом административного правонарушения, в связи с отсутствием маркировки акцизными марками и знаком ЕАС, рыночной стоимости на территории Российской Федерации не имеет. Рыночная стоимость аналогичного товара, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации, составила 190890,63 рублей.

Оценив все доказательства по делу, суд приходит к выводу, что имеющимися материалами дела об АП установлен факт совершения ИП <ФИО>4 административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 КоАП РФ, является установленный порядок совершения таможенных операций и таможенного декларирования товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 КоАП РФ, в данном случае является лицо, осуществляющее пользование и хранение товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные запреты и ограничения. Правовая обязанность лица по соблюдению права Евразийского экономического союза вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, согласно которому любое лицо должно соблюдать законы, и соответственно установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

С субъективной стороны у ИП <ФИО>1 имелась возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ИП <ФИО>1, осуществляя предпринимательскую деятельность, должен был обеспечить соблюдение требований права Евразийского экономического союза, что им сделано не было. Доказательств наличия объективных препятствий для исполнения ИП <ФИО>4 возложенных на него обязательств, в ходе производства по делу об АП не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В ходе производства по делу об АП не получено доказательств, которые свидетельствовали бы о том, что ИП <ФИО>1 осознавал противоправный характер своих действий, предвидел их вредные последствия и желал наступления таких последствий или сознательно их допускал либо относился к ним безразлично, в связи с чем, необходимо полагать, что вменяемое административное правонарушение было совершено ИП <ФИО>4 по неосторожности.

Таким образом, ИП <ФИО>1, пользуясь и осуществляя хранение товара – сигареты иностранного производства (Швейцария, ОАЭ, Румыния Италия, Германия, Южная Корея, Турция) без наличия акцизных марок РФ, всего 2059 пачек по 20 сигарет в каждой пачке, а также табачной смеси для кальянов в ассортименте иностранного производства (ОАЭ, Турция, Иордания), всего 23 пачки, общим весом 1150 гр., незаконно перемещенного через таможенную границу Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и без соблюдения установленных запретов и ограничений, <дата> в <адрес> совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 16.21 КоАП РФ – «Пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров».

Вина ИП <ФИО>1 в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования <номер>;

- актом таможенного осмотра помещений и территорий от <дата><номер>/А000123;

- протоколом изъятия вещей и документов от <дата>;

- заключением эксперта от <дата><номер>;

- протоколом опроса ИП <ФИО>1;

- протоколом опроса <ФИО>5;

- другими материалами.

Данных, свидетельствующих о том, что нарушение таможенных правил вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для лица препятствиями, находящимися вне его контроля, при том, что последний действовал с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с его стороны к этому были приняты все меры, материалы дела не содержат.

Как указал Конституционный Суд РФ применительно к таможенным правоотношениям, при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами; при этом он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания (Постановление от <дата>N 7-П).

Принимая во внимание, что ИП <ФИО>1 ранее к административной ответственности не привлекался, суд приходит к убеждению о назначении наказания в виде конфискации товара.

Судебных издержек по делу не имеется.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст.ст. 16.21, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

постановил:

Признать индивидуального предпринимателя <ФИО>1, <дата> г.р. уроженца <адрес>, адрес регистрации: <адрес>, ОГРНИП <номер> от <дата>, ИНН <***>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения:

1. сигареты иностранного производства (Швейцария, ОАЭ, Румыния Италия, Германия, Южная Корея, Турция) без наличия акцизных марок РФ, а именно:

- DUBAORED – 422 пачки (8440 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Румыния;

- FARAON – 64 пачки (1280 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Румыния;

- MOND – 153 пачки (3060 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Италия;

- DAVIDOFF – 476 пачек (9520 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Германия;

- MARLBORO - 125 пачек (2500 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Швейцария;

- GOLDMOUNT – 152 пачки (3040 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду ОАЭ;

- PALOMO – 20 пачек (400 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду ОАЭ;

- MILANO в ассортименте – 610 пачек (12200 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Италия;

- ESSEAURA – 10 пачек (200 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Южная Корея;

- SENATOR – 27 пачек (540 сигарет) страна происхождения, согласно штрих-коду Турция,

ВСЕГО: 2059 пачек по 20 сигарет в каждой пачке,

2. табачная смесь для кальянов в ассортименте иностранного производства (ОАЭ, Турция, Иордания), а именно:

- ALFAKHAMAN – 5 пачек по 50 грамм страна происхождения, согласно штрих-коду ОАЭ;

- PELIKAN – 8 пачек по 50 грамм страна происхождения, согласно штрих-коду Турция;

- STARTNOW – 10 пачек по 50 грамм страна происхождения, согласно штрих-коду Иордания,

ВСЕГО: 23 пачки, общим весом 1150 гр.,

изъятые по протоколу изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении <номер> от <дата> и переданные на хранение заместителю начальника автотранспортного отдела Астраханской таможни <ФИО>6 по акту приема-передачи вещественных доказательств от <дата>г.

Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном индивидуальным предпринимателем <ФИО>4, отсутствуют.

Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления через районный суд, вынесший постановление.

Судья Ф.А. Колбаева