5-2824/2020
86RS0002-01-2020-006725-42
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Нижневартовск 27 июля 2020 года
Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Коваленко Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Северо-Варьеганское» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>/П),
УСТАНОВИЛ:
19июня 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Северо-Варьеганское», место нахождение: <...>/Пне предоставило сведения в трехдневный срок с момента получения определения от 10июня 2020 года, об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, а именно: акт технического расследования аварии (инцидента) в нефтесборном трубопроводе в районе ГО ЦПС (узел задвижек т. 44 на тройнике) Северо-Варьеганского месторождения, 35 км. севернее г. Радужный (дата и время аварии (инцидента) – 21.02.2020 года в 11 часов 20 минут); схему загрязненного участка, заверенную маркшейдером (с указанием площади загрязненного участка и категории земель); сведения об инциденте на трубопроводе ООО «Северо-Варьеганское» (в нефтесборном трубопроводе в районе ГО ЦПС (узел задвижек т. 44 на тройнике).
17.06.2020 года от юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Северо-Варьеганское» поступило информационное письмо (от 17.06.2020 года №06-02-СВ/0049), в котором общество с ограниченной ответственностью «Северо-Варьеганское» сообщило о невозможности предоставления истребованных сведений со ссылкой на часть 3 статьи 1.5, статью 25.1, статью 26.10 КоАП РФ, в связи с тем, что предоставление истребованных документов могут использоваться административным органом в качестве доказательств иустановления вины общества в инциденте, произошедшем на высоконапорном водоводе.
Защитник общество с ограниченной ответственностью «Северо-Варьеганское» Кирсанова О.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменные пояснения.
Представитель службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Природнадзор Югры) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив административный материал в целом, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административным регламентом по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (утвержденного постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2012 года №10), а также Положением о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (утвержденного Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 24.08.2012 года №299-п), установлено, что производство по делам об административных правонарушениях в установленном законодательством Российской Федерации порядке в установленной сфере деятельности возложено на должностных лиц (государственных инспекторов) Природнадзора Югры.
В силу ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности представления, указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
10 июня 2020 года в отношении ООО «Северо-Варьеганское» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении №03/2-184-2020 послужило письмо №31.02-ИСХ-1944 от 28 мая 2020 года Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, содержащее сведения о загрязнении нефтесодержащей жидкостью территории Северо-Варьеганского месторождения Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 35 км.севернее г. Радужный, в нефтесборном трубопроводе в районе ГО ЦПС (узел задвижек т. 44 на тройнике).
Установлено, что ООО «Северо-Варьеганское» умышленно не выполнило законные требования должностного лица Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении №03/2-184/2020, в части непредставления сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, согласно определению от 10 июня 2020 года.
11 июня 2020 года в адрес ООО «Северо-Варьеганское» было направлено определение от 10 июня 2020 года об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (исх. №03/3-8170), входящий номер ООО «Северо-Варьеганское» от 15.06.2020 года №СВ/0367. Обществу необходимо было предоставить: акт технического расследования аварии (инцидента) в нефтесборном трубопроводе в районе ГО ЦПС (узел задвижек т. 44 на тройнике) Северо-Варьеганского месторождения, 35 км.севернее г. Радужный (дата и время аварии (инцидента) – 21.02.2020 года в 11 часов 20 минут); схему загрязненного участка, заверенную маркшейдером (с указанием площади загрязненного участка и категории земель); сведения об инциденте на трубопроводе ООО «Северо-Варьеганское» (в нефтесборном трубопроводе в районе ГО ЦПС (узел задвижек т. 44 на тройнике).
В ответ на определение от 10 июня 2020 года «Об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении» направлено письмо №06-02-СВ/0049 от 17.06.2020 года ООО «Северо-Варьеганское», которым общество уведомило о невозможности предоставления сведений в связи с тем, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
На момент составления протокола, в адрес Управления запрашиваемые определением от 10 июня 2020 года «Об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении» документы не поступили.
В силу положений Кодекса РФ об административных правонарушениях требования должностного лица, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.Объектом правонарушения по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются общественные отношения в области институтов государственной власти в виде реализации полномочий, в том, числе, должностного лица при производстве по делу об административном правонарушении.
Объективная сторона правонарушения по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях выражается в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Виновность общества с ограниченной ответственностью «Северо-Варьеганское» в совершении административного правонарушения при указанных обстоятельствах, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно:
протоколом от 25.06.2020 года №185-ЗН, составленным уполномоченным лицом, из которого следует, что 19 июня 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Северо-Варьеганское», место нахождение: <...>/П, не предоставило сведения в трехдневный срок с момента получения определения от 10июня 2020 года, об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, а именно: акт технического расследования аварии (инцидента) в нефтесборном трубопроводе в районе ГО ЦПС (узел задвижек т. 44 на тройнике) Северо-Варьеганского месторождения, 35 км. севернее г. Радужный (дата и время аварии (инцидента) – 21.02.2020 года в 11 часов 20 минут); схему загрязненного участка, заверенную маркшейдером (с указанием площади загрязненного участка и категории земель); сведения об инциденте на трубопроводе ООО «Северо-Варьеганское» (в нефтесборном трубопроводе в районе ГО ЦПС (узел задвижек т. 44 на тройнике);
определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 10.06.2020 года, которым были запрошены вышеуказанные документы;
письмом общества с ограниченной ответственностью «Северо-Варьеганское» от 17.06.2020 года №06-02-СВ/0049, в соответствии с котором общество сообщило о невозможности представления истребуемых документов.
Судья считает, что вина общества с ограниченной ответственностью «Северо-Варьеганское» доказана материалами дела в полном объеме и квалифицирует его действия по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
К доводам защитника Кирсановой О.Г. суд относится критически. Их существо сводится к тому, что указанные в определении документы юридическое лицо не было обязано предоставлять в силу ст. 51 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку эти документы могли быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Должностное лицо при сборе доказательств по делу об административном правонарушении свободно в выборе источников получения этих доказательств.
Таким образом, законодательство об административных правонарушениях, не исключает использование в качестве доказательств иных документов, полученных от юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при условии соблюдения процедура, предусмотренной статьей 26.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Собирание доказательств в виде истребования сведений у юридического лица вы порядке, предусмотренном ст. 26.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может расцениваться как перекладыванием должностным лицом административного органа бремени доказывания вины юридического лица в совершении административного правонарушения на само это лицо и, соответственно, как нарушение ч. 3 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как обязанность юридического (организации) предоставить в установленный срок истребуемые сведения должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, установлена в силу закона. Целесообразность предоставления таких сведений не может быть предметом усмотрения юридического лица. В этой связи положения ст. 51 Конституции РФ к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
При назначении наказания судьей в соответствии с положениями ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность.
С учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, значимости выявленного нарушения – в совокупности, а также с учетом финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, учитывая отсутствие по делу обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судья приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Назначение наказания в виде административного штрафа будет способствовать достижению установленной ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях цели административного наказания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 29.10-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Северо-Варьеганское» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>/П) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в Управление Федерального Казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора), лицевой счет <***>, Банк: РКЦ Ханты-Мансийск, расчетный счет <***>, БИК 047162000, ОКТМО 71875000, ИНН <***>, КПП 720301001, КБК 04811601191010007140, наименование платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.Код администратора 048.
В соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф, назначенный по вышеуказанному постановлению, должен быть уплачен в срок не позднее 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу. Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо в установленный законом срок предоставить в канцелярию по административным делам Нижневартовского городского суда по адресу: <...>, кабинет 110.
За несвоевременную уплату штрафа предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
В соответствии со статьями 30.1 - 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьями 25.1, 25.2, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса РФоб административном правонарушении составлять протокол об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд.
Судья Т.К. Коваленко