ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-283/20 от 04.12.2020 Волоколамского городского суда (Московская область)

Дело № 5-283/20

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Волоколамский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Перминовой Е.А.,

с участием защитников по доверенности ФИО1,

ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>, работает первым заместителем главы администрации Волоколамского городского округа <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ председателем Контрольно-счетного органа Волоколамского городского округа <адрес>ФИО4 в отношении первого заместителя главы администрации Волоколамского г.о. <адрес> ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> ФИО3, занимающий должность заместителя главы администрации Волоколамского городского округа <адрес>, выполняя функции главного распорядителя бюджетных средств, при подготовке к заключению соглашений №,3 о предоставлении субсидии из бюджета Волоколамского муниципального района <адрес> юридическим лицам (АО «Волоколамское ПТП РЖКХ» и ООО УО «Жилищное хозяйство <адрес>») на реализацию муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности Волоколамского муниципального района на 2018-2022 годы», нарушил условия предоставления бюджетных средств, предусмотренные постановлениями главы Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в результате субсидии были предоставлены при отсутствии полного пакета необходимых документов (для ООО УО «Жилищное хозяйство <адрес>» - документов, подтверждающих отсутствие доходов для полного погашения имеющейся кредиторской задолженности за счет собственных денежных средств, а также бухгалтерских документов, подтверждающих наличие кредиторской задолженности, для АО «Волоколамское ПТП РЖКХ» - документов, подтверждающих потребность (расчет) финансовых средств на подготовку объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду).

При составлении протокола ФИО3 вину не признал, объяснений не давал.

ФИО3 извещен о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался, что позволяет рассмотреть дело в его отсутствие.

Защитники ФИО3 по доверенности ФИО5, ФИО6 поддерживают позицию своего доверителя, показали, что главным распорядителем муниципальных бюджетных средств является администрация Волоколамского муниципального района. В бюджете Волоколамского муниципального района на 2019 год были предусмотрены расходы на реализацию муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности Волоколамского муниципального района на 2018-2022 годы», в целях организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, включая работы по подготовке к зиме, погашению задолженности, приводящей к снижению надежности теплоснабжения. Координатором этой программы являлась заместитель главы Волоколамского муниципального района ФИО7

Порядок получения субсидий, в том числе перечень необходимых документов, определен постановлениями главы Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Для получения субсидий заинтересованные предприятия представляли пакет документов в Управление ЖКХ администрации <адрес>. Заместитель главы администрации ФИО7, курирующая вопросы ЖКХ, получив документы, анализировала их и передавала для оплаты. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 занимал должность заместителя главы Волоколамского муниципального района, курировал вопросы экономики и финансов. Он проверял пакет документов, согласовывал предоставление субсидии. Затем соглашения о предоставлении субсидии подписывал глава администрации Волоколамского муниципального района.

АО «Волоколамское ПТП РЖКХ» и ООО УО «Жилищное хозяйство <адрес>» являлись получателями субсидии. Для этого они представили все необходимые документы, но из-за отсутствия описи подтвердить факт получения этих документов невозможно.

Так, ООО УО «Жилищное хозяйство <адрес>» для подтверждения задолженности за энергоносители представило договор уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям п.3.2 которого общество приняло на себя обязательство оплатить поставщику газа (ООО «Газпром межрегионгаз Москва») задолженность за поставленный природный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги на сумму 15 607,48 рублей, образовавшуюся у должника (ранее действовавшей коммунальной организации – ОАО «Осташевское ПТП ЖКХ»), и получало право требования у должника суммы оплаченной задолженности. В связи с этим считают, что не было необходимости представлять бухгалтерские документы, подтверждающие наличие кредиторской задолженности у ООО УО «Жилищное хозяйство <адрес>».

АО «Волоколамское ПТП РЖКХ» для получения субсидии представило письмо, подтверждающие потребность в субсидии, поэтому считают, что не было необходимости представлять документы, подтверждающие потребность (расчет) финансовых средств на подготовку объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду.

Выслушав защитников, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ закреплено право предоставления органом местного самоуправления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

За нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 Кодекса, предусмотрена административная ответственность по ст.15.5.5 ч.1 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как следует из материалов дела, в бюджете Волоколамского муниципального района на 2019 год были предусмотрены расходы на реализацию муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности Волоколамского муниципального района на 2018-2022 годы», в целях организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, включая работы по подготовке к зиме, погашению задолженности, приводящей к снижению надежности теплоснабжения, что подтверждается решением Совета депутатов Волоколамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ООО УО «Жилищное хозяйство <адрес>» предоставлена в 2019 году субсидия из бюджета Волоколамского муниципального района <адрес> на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности Волоколамского муниципального района» на 2018-2022 годы» в размере 15 607 118,48 рублей.

На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ АО «Волоколамское ПТП РЖКХ» предоставлена в 2019 году субсидия из бюджета Волоколамского муниципального района <адрес> на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности Волоколамского муниципального района» на 2018-2022 годы» в размере 5 000 000 рублей.

Согласно утвержденному постановлением главы Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ порядку предоставления субсидий предприятиям жилищно-коммунального хозяйства на подготовку объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду, предоставление субсидии осуществляется на основании заявления, к которому прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие потребность (расчет) финансовых средств на подготовку объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду (п.4.1). Непредставление этих документов является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п.4.3).

Согласно утвержденному постановлением главы Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ порядку предоставления субсидий предприятиям жилищно-коммунального хозяйства на погашение кредиторской задолженности за энергоносители, предоставление субсидии осуществляется на основании заявления, к которому прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие наличие кредиторской задолженности за энергоносители (п.4.1). Непредставление этих документов является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п.4.3).

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ФИО3 послужили выявленные в ходе проведенной Контрольно-счетным органом Волоколамского г.о. проверки и изложенные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства того, что указанные субсидии выданы администрацией Волоколамского муниципального района в нарушение установленных условий, а именно:

ООО УО «Жилищное хозяйство <адрес>» - при непредставлении документов, подтверждающих отсутствие доходов для полного погашения имеющейся кредиторской задолженности за счет собственных денежных средств, а также бухгалтерских документов, подтверждающих наличие кредиторской задолженности,

АО «Волоколамское ПТП РЖКХ» - при отсутствии документов, подтверждающих потребность (расчет) финансовых средств на подготовку объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки доводам защиты, объективных сведений о том, что ООО УО «Жилищное хозяйство <адрес>» и АО «Волоколамское ПТП РЖКХ» к своим заявлениям о предоставлении субсидий представили весь пакет необходимых документов – в материалах дела не содержится, суду не представлено. Из объяснений защитников следует, что подтвердить это обстоятельство они не могут ввиду отсутствия описи представленных документов.

Дополнительно представленное защитниками письмо (заявление) ООО УО «Жилищное хозяйство <адрес>» о предоставление субсидии на сумму 15 607 118,48 рублей подтверждает, что к заявлению была представлена только копия договора уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, этот договор подтверждает, что ООО УО «Жилищное хозяйство <адрес>» приняло на себя обязанность оплатить поставщику задолженность за поставленный природный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги в размере 15 607 118,48 рублей, после чего к нему (обществу) переходит право требования к ОАО «Осташевское ПТП ЖКХ» на указанную сумму.

При этом бухгалтерские документы, подтверждающие наличие кредиторской задолженности на эту сумму, не представлены ни в администрацию Волоколамского муниципального района (при обращении за получением субсидии), ни в контрольно-счетный орган (при проведении проверки), ни в суд.

При таких обстоятельствах суд считает, что субсидия представлена ООО УО «Жилищное хозяйство <адрес>» в нарушение условий их предоставления, установленных п.4.1 постановления главы Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в части отсутствия необходимых документов).

Относительно предоставления субсидии АО «Волоколамское ПТП РЖКХ» защитники пояснили, что в администрацию Волоколамского муниципального района поступило письмо, подтверждающее потребность в субсидии.

Вместе с тем, условием предоставления этой субсидии являлось наличие документов, подтверждающих потребность (расчет) финансовых средств на подготовку объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду, поэтому суд соглашается, что само по себе письмо, подтверждающее потребность в субсидии, не является достаточным, и требовало представления обосновывающих документов и расчета.

В связи с этим субсидия представлена АО «Волоколамское ПТП РЖКХ» в нарушение условий их предоставления, установленных п.4.1 постановления главы Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в части отсутствия необходимых документов).

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами, и защитниками не опровергнуты.

Соглашения о предоставлении субсидий ООО УО «Жилищное хозяйство <адрес>» и АО «Волоколамское ПТП РЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ, 3 подписаны и.о. главы Волоколамского муниципального района ФИО8

Вместе с тем из объяснений защитников следует, что проверка пакета документов, необходимых для получения субсидий, проводилась заместителем главы администрации Волоколамского муниципального района по экономике ФИО3, назначенным на должность на основании распоряжения главы Волоколамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-рк.

Должностной инструкцией заместителя главы администрации Волоколамского муниципального района по экономике предусмотрено, что он контролирует, в том числе, подготовку и финансирование долгосрочных целевых и ведомственных программ Волоколамского муниципального района (п.4.2.3), наделен правом контролировать и давать поручения другим должностным лицам администрации (п.4.2.1).

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> ФИО3, ФИО3, занимающий должность заместителя главы администрации Волоколамского городского округа <адрес>, как должностное лицо, наделенное организационно-распорядительными полномочиями в органе местного самоуправления, при подготовке к заключению соглашений о предоставлении субсидий за счет средств муниципального бюджета допустил ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в ходе контроля за подготовкой и финансированием долгосрочной муниципальной программы Волоколамского муниципального района, чем нарушил условия предоставления субсидий юридическим лицам, поэтому его действия (бездействие) следует квалифицировать по ст.15.15.5 ч.1 КоАП РФ.

Вина ФИО3 подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки, соглашениями, его должностной инструкцией, другими материалами дела.

Суд считает вину ФИО3 полностью установленной и доказанной материалами дела.

Доводы защитников о том, что координатором вышеуказанной муниципальной программы в соответствии с постановлением главы Волоколамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ является не ФИО3, а другой заместитель главы администрации Волоколамского муниципального района (ФИО7), не освобождают ФИО3 от ответственности, поскольку именно в его должностные обязанности входят вопросы экономики и финансов, и проверка полноты пакета документов заявителей на получение субсидий проводится также им.

Нарушений права на защиту при возбуждении дела об административном правонарушении не допущено. Нарушение выявлено уполномоченным органом, в ходе плановой проверки, проведенной на основании распоряжения председателя Контрольно-счетного органа Волоколамского г.о. от ДД.ММ.ГГГГ.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, каковыми суд признает, что ранее ФИО3 к административной ответственности не привлекался; обстоятельств, отягчающих наказание, не имеется.

В связи с изложенным, суд считает, что цель наказания может быть достигнута путем назначения наказания в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст.15.15.5 ч.1, ст.29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО3 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.5 ч.1 КоАП РФ, назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Реквизиты оплаты штрафа: КБК 037 1 16 01154 01 0000 140, ИНН <***>, КПП 500401001, получатель платежа УФК по Московской области (администрация Волоколамского городского округа Московской области), банк получателя платежа ГУ Банка России по ЦФО, БИК 044525000, р/с <***>, ОКТМО 46708000, УИН – доводится до сведения плательщика Контрольно-счетного органа после вступления в силу постановления о назначении административного наказания, назначение платежа – перечисление административного штрафа по постановлению о наложении административного взыскания (штрафа) от 04.12.2020 года.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья