ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-283/20 от 14.10.2020 Иловлинского районного суда (Волгоградская область)

Дело №5-283/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

р.п. Иловля 14 октября 2020 года

Судья Иловлинского районного суда Волгоградской области Растегин Р.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении

юридического лица – муниципального унитарного предприятия «Иловлинское» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения организации: <адрес>, офис 1,

с участием законных представителей юридического лица – МУП «Иловлинское» ФИО1 и ФИО2,

установил:

в Иловлинский районный суд Волгоградской области из Нижне-Волжского управления Ростехнадзора поступил протокол №11/63-гн от 25 августа 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Иловлинское».

Из протокола об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут по адресу: <адрес>, в ходе проведения сотрудниками Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора оценки соблюдения требований Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» были выявлены нарушения обязательных норм и правил на объекте «Сеть газопотребления предприятия» МУП «Иловлинское», а именно, в нарушение ст.ст.6,9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и ст.12 ч.1 п.12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», МУП «Иловлинское» эксплуатирует опасный производственный объект «Сеть газопотребления предприятия», рег.№А39-05127-0001 от 18 мая 2020 года, класс опасности III, без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности. При этом МУП «Иловлинское» не обращалось в лицензирующий орган (Нижне-Волжское Управление Ростехнадзора) с заявлением о получении соответствующей лицензии, подача которого предусмотрена п.7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года №492.

Законные представители МУП «Иловлинское» ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, не признали. При этом пояснили, что после внесения объекта «Сеть газопотребления предприятия» в государственный реестр опасных производственных объектов МУП «Иловлинское» незамедлительно были приняты меры к получению лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов в соответствии с Положением о лицензировании. На момент проверки лицензия действительно отсутствовала, однако МУП «Иловлинское» в это время объект «Сеть газопотребления предприятия» не эксплуатировало. В связи с чем просили прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях МУП «Иловлинское» состава административного правонарушения.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении - государственный инспектор Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора ФИО3, извещённая в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Выслушав законных представителей юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в числе прочего, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Согласно пункту 2 указанного Положения лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению.

В пункте 7 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в перечне выполняемых работ указано «Использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля».

В пункте 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержится указание, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Согласно п.7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", документы (копии документов), указанные в подпунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на (в) которых размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях);

б) реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации);

в) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности;

г) копию положения о системе управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

д) копию положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах;

е) реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах;

ж) копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности;

з) копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;

и) реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых статьей 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязательность разработки указанных деклараций (наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации);

к) перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на объектах;

л) копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";

м) копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", сроки действия которых истекают не ранее чем через 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП «Иловлинское» владеет опасным производственным объектом III класса опасности, а именно «Сеть газопотребления предприятия» (А39-05127-0001), объект зарегистрирован 18 мая 2020 года (л.д.7-12).

ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут по адресу: <адрес>, в ходе проведения сотрудниками Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора оценки соблюдения требований Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» были выявлены нарушения обязательных норм и правил на объекте «Сеть газопотребления предприятия» МУП «Иловлинское», а именно, в нарушение ст.ст.6,9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и ст.12 ч.1 п.12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», МУП «Иловлинское» эксплуатирует опасный производственный объект «Сеть газопотребления предприятия», рег.№А39-05127-0001 от 18 мая 2020 года, класс опасности III, без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности. При этом МУП «Иловлинское» не обращалось в лицензирующий орган (Нижне-Волжское Управление Ростехнадзора) с заявлением о получении соответствующей лицензии, подача которого предусмотрена п.7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года №492.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МУП «Иловлинское» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.4-6).

При этом в судебном заседании установлено, что в период с 8 по ДД.ММ.ГГГГ МУП «Иловлинское» были получены уведомления Нижне-Волжское Управление Ростехнадзора о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности на объекты, входящие в систему ОПО «Сеть газопотребления предприятия» (л.д.31-34), ДД.ММ.ГГГГ в лицензирующий орган подано заявление о предоставлении лицензии на осуществление вида деятельности - эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности (л.д.35-36), осуществляются мероприятия по аттестации должностных лиц МУП «Иловлинское» по промышленной безопасности (л.д.20, 37). Однако на дату рассмотрения настоящего дела лицензия на осуществление указанного вида деятельности МУП «Иловлинское» не получена.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена другими статьями указанного Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной названным Кодексом.

Нормы, содержащиеся в части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривают административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Как следует из материалов дела, по итогам проведенной проверки юридическому лицу – МУП «Иловлинское» вменено осуществление эксплуатации опасного производственного объекта (сети газопотребления) в отсутствие лицензии на эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности.

Между тем, данное бездействие образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного наказания.

Таким образом, основания для вывода о том, что деяние МУП «Иловлинское» образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом вышеприведенных положений пункта 18 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отсутствуют.

Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 и частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют разный родовой объект посягательства, в связи с чем переквалификация действий названного лица невозможна.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Аналогичная позиция отражена в постановлениях Верховного суда Российской Федерации от 1 февраля 2017 года №36-АД16-9, от 12 декабря 2018 года №7-АД18-4, от 16 января 2020 года №71-АД19-10 и не противоречит разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Изложенное в совокупности подтверждает отсутствие оснований для привлечения МУП «Иловлинское» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Вещественных доказательств по делу не имеется.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.7, 29.9-29.11, 30.3 КоАП РФ, судья

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Иловлинское» – прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Р.В.Растегин