ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 июня 2021 года г. Иркутск
(резолютивная часть постановления
объявлена 18.06.2021 г.)
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,
рассмотрев материалы дела №5-283/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью второй статьи 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
индивидуального предпринимателя ФИО1, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ОГРНИП <***>, дата регистрации 12.01.2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 часов в гипермаркете одежды и обуви «Оазис», по адресу: <адрес>, ИП ФИО1 допустил продажу детской обуви, а именно:
-детские туфли «Антошка» в количестве 1 пара, стоимостью 849 рублей каждая;
-детские туфли «Ашька» в количестве 1 пара, стоимостью 399 рублей каждая,
на которых отсутствовала маркировка с указанием: наименования страны, где изготовлена продукция; наименования и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименования изделия; даты изготовления (месяц, год); единого знака обращения на рынке; гарантийного срока службы; информации о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью, а также средство идентификации в виде двумерного штрихового кода;
а также:
-детские туфли «Антошка» в количестве 2 пары, стоимостью 849 рублей каждая;
-детские туфли «Ашька» в количестве 5 пар, стоимостью 399 рублей каждая,
- детские сапоги «Чудо-мальчик» в количестве 5 пар, стоимостью 899 рублей каждая;
- детские сапоги «Alemy kids» в количестве 4 пары, стоимостью 899 рублей каждая;
- детские сапоги «Колобок» в количестве 7 пар, стоимостью 1499 рублей каждая,
на которых отсутствовала маркировка с указанием: наименования и местонахождение изготовителя; даты изготовления (месяц, год); единого знака обращения на рынке; информации о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы; а также средство идентификации в виде двумерного штрихового кода,
чем нарушил требования п.п. 1, 2, 3, 9 ст. 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. №797 (далее также по тексту – ТР ТС 007/2011), п.п. 3, 6 Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 г. №860 и п. 37 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 г. №860.
В судебное заседание ФИО1 не явился, был извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, его неявка рассмотрению дела не препятствует.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, судья приходит к выводу, что вина ИП ФИО1 в совершении правонарушения при указанных выше обстоятельствах нашла свое подтверждение.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12.01.2017 г., к видам его деятельности относится, в том числе, торговля розничная обувью (л.д.66-68).
Должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, рассмотрев материалы Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей, (л.д.1-18), установило данные, указывающие на признаки административного правонарушения, 04.02.2021 г. вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.19); определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (л.д.20); определение о назначении экспертизы (л.д.21).
ДД.ММ.ГГГГ с применением видеозаписи произведен осмотр гипермаркета одежды и обуви «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, о чем составлен соответствующий протокол (л.д.24-27).
Из протокола осмотра и видеозаписи следует, что в магазине, где осуществляет деятельность ИП ФИО1, реализуется обувь без маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ. А именно: на полках торгового зала выставлена для реализации детская обувь с оформленными ценниками: детские туфли «Антошка» в количестве 3 пары, по цене 849 рублей; детские туфли «Ашька» в количестве 6 пар, по цене 399 рублей, сапоги детские «Чудо-мальчик» в количестве 5 пар, по цене 899 рублей; детские сапоги «Alemy kids» в количестве 4 пары, по цене 899 рублей; детские сапоги «Колобок» в количестве 7 пар, по цене 1499 рублей. При этом к данной обуви отсутствует потребительская упаковка (коробка), а также информация о производителе, его адресе, размере изделий, дате изготовления, единый знак обращения, информация о модели (артикуле), материале верха, подкладки, подошвы. Также отсутствует средство идентификации в виде двухмерного штрихового кода.
ДД.ММ.ГГГГ у ИП ФИО1 изъяты две пары обуви:
-одна пара детских туфель «Антошка» стоимостью 849 рублей;
-одна пара детских туфель «Ашька» стоимостью 399 рублей, о чем составлен протокол (л.д.31-33).
В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ на л.д.28-30 наложен арест на следующую обувную продукцию:
-две пары детских туфель «Антошка» стоимостью 849 рублей;
-пять пар детских туфель «Ашька» стоимостью 399 рублей;
-пять пар детских сапог «Чудо-мальчик» стоимостью 899 рублей;
-четыре пары детских сапог «Alemy kids» стоимостью 899 рублей;
-семь пар детских сапог «Колобок» стоимостью 1499 рублей.
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.56-57) на исследование представлены две пары обуви, изъятые у ИП ФИО1: детские туфли «Антошка» (1 пара), детские туфли «Ашька» (1 пара).
Из заключения следует, что на изделии, этикетке, товарном ярлыке либо упаковке изделия представленных товаров легкой промышленности (туфли детские «Антошка», туфли детские «Ашька») маркировка, содержащая информацию о наименовании страны, где изготовлена продукция; о наименовании и местонахождении изготовителя (уполномоченного изготовителем лица); импортере, дистрибьюторе; о наименовании изделия; о дате изготовления (месяц, год); едином знаке обращения на рынке; о гарантийном сроке службы; о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью отсутствует, что не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 г. №797, п.п.2, 9 ст.9.
По результатам проведенного административного расследования в отношении ИП ФИО1 составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.70-72).
Оценивая изложенные выше доказательства, судья признает их относимыми и допустимыми, полученными с соблюдением требований закона и приходит к выводу, что вина ИП ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нашла свое подтверждение.
Частью 2 статьи 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи.
Статьей 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится, в том числе маркировкой.
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (далее также по тексту – Технический регламент).
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 3 Технического регламента продукция для детей и подростков выпускается в обращение на рынке государств – членов Таможенного союза при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, при этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции (пункт 1 ст.9 Технического регламента).
Согласно пункту 2 статьи 9 указанного Технического регламента маркировка продукции должна содержать следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; единый знак обращения на рынке; срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии).
Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государства - члена Евразийского экономического союза на государственном (государственных) языке (языках) государства - члена Евразийского экономического союза, на территории которого реализуется продукция. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита.
Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью (пункт 9 статьи 9 Технического регламента).
Продукция для детей и подростков, соответствующая требованиям безопасности настоящего технического регламента и прошедшая процедуру оценки (подтверждения) соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 13 Технического регламента).
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке (пункт 2 статьи 13 Технического регламента).
При этом в соответствии со статьей 2 Технического регламента «выпуск продукции в обращение" - размещение на рынке государств - членов Таможенного союза продукции, отправляемой со склада изготовителя, продавца либо лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, или отгружаемой без складирования, или экспортируемой для реализации на территории государств - членов Таможенного союза. А "обращение продукции для детей и подростков на рынке" - движение этой продукции от изготовителя к пользователю, охватывающее все процессы, которые проходит указанная продукция после завершения ее производства.
Порядок маркировки средствами идентификации обувных товаров, порядок представления участниками оборота обувных товаров информации об обороте обувных товаров оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, характеристики средств идентификации обувных товаров, требования к участникам оборота обувных товаров, получающим технические средства идентификации, а также порядок взаимодействия указанной информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников оборота обувных товаров установлен Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 (далее – Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации, Правила).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 с 01.07.2020 г. является обязательным нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку, или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
Ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, на территории Российской Федерации допускался до 1 июля 2020 года (п. 6 Постановления).
Пунктом 2 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации установлено, что "обувные товары" - продукция, включенная в товарную группу "Обувь" с кодами товарной номенклатуры 6401 - 6405, а также в группу товаров, соответствующую кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности: 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12, в которую включены различные типы обуви (в том числе галоши) независимо от ее фасона и размера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из которых она изготовлена. При этом "оборот обувных товаров" - ввоз в Российскую Федерацию, хранение, транспортировка, получение и передача обувных товаров, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации;
В соответствии с пунктом 3 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации обувные товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации обувных товаров в процессе их оборота.
В силу пункта 37 Правил средство идентификации обувных товаров наносится в виде двумерного штрихового кода на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с требованиями национального стандарта РФ ГОСТ ОР ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data matrix».
Таким образом, из приведенных положений следует, что продукция должна быть обеспечена маркировкой перед выпуском в обращение на территорию государств – членов Таможенного союза.
Продукция для детей и подростков, соответствие которой требованиям настоящего Технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в гипермаркете одежды и обуви «<данные изъяты> по адресу: <адрес>, в котором осуществляет деятельность ИП ФИО1, была обнаружена реализуемая через розничную продажу обувь, маркировка которой не соответствовала требованиям действующего законодательства.
Так, у всей перечисленной в протоколе осмотра обувной продукции отсутствовала индивидуальная потребительская упаковка (коробки), а маркировка не содержала установленную Техническим регламентом информацию.
Субъектом правонарушения является индивидуальный предприниматель ФИО1, допустивший в розничную продажу обувную продукцию, маркировка которой не соответствовала требованиям законодательства, а также в отсутствие такого средства идентификации как двумерный штриховой код, чем нарушил требования п.п. 1, 2, 3, 9 ст. 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. №797 (далее также по тексту – ТР ТС 007/2011), п.п. 3, 6 Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 г. №860 и п. 37 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 г. №860, поэтому его следует признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом судья находит правильным исключить указание на
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Положениями статьи 15.12 и главы 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях для индивидуальных предпринимателей, совершивших правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.12 названного Кодекса РФ, иное не установлено, соответственно, ИП ФИО1 подлежит административной ответственности как должностное лицо.
Учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, сведения о привлекаемом лице, отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств, судья находит правильным назначить наказание в виде штрафа, но не в максимальном размере, находя его соразмерным содеянному и справедливым.
Дополнительное наказание в виде конфискации ИП ФИО1 не подлежит назначению ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
В силу пункта 2 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Оборот обувных товаров без средств идентификации запрещен Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
ИП ФИО1 осуществил оборот обувной продукции без указания необходимой для покупателя информации на маркировке и без средств идентификации, поэтому такая продукция находится в незаконном обороте и в силу части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изъятию из оборота и уничтожению. Конфискации такая продукция не подлежит, так как предметом конфискации могут быть только предметы и орудия правонарушения, не изъятые из оборота.
Следовательно, в силу положений пункта 2 части 3 статьи 29.10, с учетом положений части 3 статьи 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изъятая в ходе производства обувная продукция, и обувная продукция, на которую наложен арест: три пары детских туфель «Антошка», шесть пар детских туфель «Ашька», пять пар детских сапог «Чудо-мальчик», четыре пары детских сапог «Alemy kids», семь пар детских сапог «Колобок», подлежит уничтожению, как продукция, находящаяся в незаконном обороте.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Индивидуального предпринимателя ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей, без конфискации.
Изъятую в ходе производства обувную продукцию в количестве 2 пар – детские туфли «Антошка» (1 пара), детские туфли «Ашька» (1 пара), а также арестованную в ходе производства по делу обувную продукцию – две пары детских туфель «Антошка», пять пар детских туфель «Ашька», пять пар детских сапог «Чудо-мальчик», четыре пары детских сапог «Alemy kids», семь пар детских сапог «Колобок», уничтожить.
Реквизиты для оплаты штрафа: УФК по Иркутской области (УФС Роспотребнадзора по Иркутской области, л/с <***>), ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/380801001, Единый казначейский счет (ЕКС) 40102810145370000026, казначейский счет (КС) 03100643000000013400, Отделение Иркутск Банка России (УФК по Иркутской области, г. Иркутск), БИК 012520101, КБК 14111601151010012140, ОКТМО 25701000, УИН 14104380003500060281.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: С.В. Почепова