ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-284/19 от 25.09.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №5-284/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 сентября 2019 года город Пермь

(в окончательной форме принято 30 сентября 2019 года)

Судья Ленинского районного суда г. Перми Войтко С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <Адрес>, проживающего по адресу: <Адрес>

привлекаемого по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

ФИО1, являясь с ДД.ММ.ГГГГ собственником объекта культурного наследия «Дом жилой» по адресу: <Адрес> (далее также - объект культурного наследия) нарушил требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Объект культурного наследия поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 №713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения». Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 09.12.2013 №СЭД-27-01-12-540 установлены границы территории, утвержден режим использования территории, предмет охраны объекта культурного наследия. В акте осмотра, составленном по результатам мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, отражено следующие результаты визуального осмотра объекта культурного наследия: множественное повреждение кирпичной кладки, повсеместно графические надписи и рисунки, шелушение окрасочного слоя наружных стен; повреждение бетонных ступеней крыльца, отпадение керамической плитки облицовки крыльца; прорастание растительности по линии соприкосновения отместки с цоколем; повреждение водосточных труб; прорастание древовидных кустарников на венчающем карнизе. С момента оформления собственности на объект культурного наследия в 2017 году уполномоченным государственным органом по органе объектов культурного наследия в Пермском крае (области) разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не выдавались, то есть ФИО1 с 2017 по 2019 г.г. в порядке, предусмотренном ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон), и в нарушение п.1 ст.47.2, пп.1 п.1 ст.47.3 Закона не производил работы по сохранению объекта культурного наследия, что приводит к ухудшению технического состояния памятника и в будущем приведет к его разрушению.

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, своих представителей (защитников) не направили, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

ФИО1 представил в суд письменные объяснения, в которых указал, что с привлечением к административной ответственности не согласен, поскольку имеет статус индивидуального предпринимателя, является субъектом малого предпринимательства, объект культурного наследия сдается им в аренду, в связи с чем дело подлежит рассмотрению арбитражным судом. Указывает также на отсутствие доказательств относимости объекта по адресу: <Адрес> к объектам культурного наследия, поскольку он не включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия и не является выявленным объектом культурного наследия. Просит учесть, что данный объект длительное время находился в собственности других лиц, которое допустили его нахождение в том состояние, в котором он перешел к нему. Прежний собственник департамент имущественных отношений препятствовал его доступу на объект, заключив договор с охранной организацией. Просит производство по делу прекратить.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ст.3 Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу положений п.1 ст.40 Закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Как установлено ст.47.1 Закона ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).

Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п.п.1 п.1 ст.47.3 Закона при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

На основании п.1 ст.47.2 Закона требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

На основании п.6 ст.48 Закона установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу, в том числе при обращении взыскания на объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, при реализации объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка в процедурах банкротства должника - собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия.

На основании п.9 ст.48 Закона в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником объекта культурного наследия «Дом жилой», расположенного по адресу: <Адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Указанный объект культурного наследия поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением губернатора <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения».

Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 09.12.2013 №СЭД-27-01-12-540 установлены границы территории, утвержден режим использования территории и предмета охраны объекта культурного наследия.

По результатам проведения мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия должностным лицом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края ДД.ММ.ГГГГ составлен акт , согласно которому в ходе указанного мероприятия выявлены следующие нарушения: множественное повреждение кирпичной кладки, повсеместно графические надписи и рисунки, шелушение окрасочного слоя наружных стен; повреждение бетонных ступеней крыльца, отпадение керамической плитки облицовки крыльца; прорастание растительности по линии соприкосновения отместки с цоколем; повреждение водосточных труб; прорастание древовидных кустарников на венчающем карнизе.

Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ФИО1 протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ.

Вина ФИО1 доказана и объективно подтверждается:

- протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

- выпиской из ЕГРН в отношении объекта культурного наследия;

- Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 09.12.2013 №СЭД-27-01-12-540 с приложениями;

- актом от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей.

Перечисленные доказательства в своей совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают, бесспорно свидетельствуют о нарушении ФИО1 требований пп.1 п.1 ст.47.3 Закона.

Доводы ФИО1 о неподведомственности дела судье районного суда не основаны на законе, поскольку в силу ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушения, предусмотренных ст.7.13 КоАП РФ, независимо от субъектного состава рассматриваются судьями районных судов. Кроме того, рассматриваемый протокол об административном правонарушении составлен в отношении ФИО1 как физического лица.

То обстоятельство, что объект культурного наследия «Дом жилой» по адресу: <Адрес> не включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия и не является выявленным объектом культурного наследия, не свидетельствует об отсутствии вины ФИО1, поскольку данный объект признан объектом культурного наследия, следовательно, в отношении него подлежат применению положения Закона.

То, что объект культурного наследия перешел в собственность ФИО1 уже в ненадлежащем состоянии, не свидетельствующей об отсутствии состава административного правонарушения в его деянии, поскольку объект находился в его собственности длительное время, при этом доказательства принятия им каких-либо мер к сохранению объекта, устранения имеющихся дефектов не представлены и не указаны, как доказательства невозможности принятия таких мер.

Само по себе наличие в отношении объекта судебных споров правового значения для дела не имеет.

С учетом изложенного, действия ФИО1 судья квалифицирует по КоАП РФ как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ и признания деяния малозначительным, судья не усматривает с учетом характера и фактических обстоятельств допущенного правонарушения.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность привлекаемого лица, его имущественное положение.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь ст.ст.29.9,29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФИО1 ФИО4 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа: УФК по Пермскому краю (Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края), ИНН <***>, КПП 590201001, БИК 045773001, ОКТМО 57701000, Отделение Пермь г.Пермь, р/с <***>, л/с <***>, КБК 82611690040040000140.

Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, необходимо представить в Ленинский районный суд г. Перми.

Постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке.

Судья – п/п. Копия верна.

Судья С.И. Войтко