Дело № 5-285/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Резолютивная часть постановления оглашена 19.09.2019 г.
Мотивированное постановление изготовлено 20.09.2019 г. г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Шпигарь Ю.Н.
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности,
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <Адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <Адрес>, работающей в ООО «Юридическая компания «Эверест» директором, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
В результате проведенных ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия: памятника регионального значения «Дом жилой К.З.Боне», расположенного по адресу: <Адрес>, установлено, что ФИО1, являясь собственником части объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой К.З.Боне», нарушила требования по сохранению, содержанию, использованию и популяризации объектов культурного наследия, установленные Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», что повлекло за собой ухудшение состояния памятника. Объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой К.З.Боне» поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с Распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения», зарегистрирован в едином реестре объектов культурного наследия под регистрационным номером №. Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 29.11.2013г. № СЭД-27-01-12-417 установлены границы территории, утвержден режим использования территории и предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения – памятника «Дом жилой К.З.Боне». Актом по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 21.05.2019 г. зафиксированы результаты визуального осмотра объекта культурного наследия: разрушение кирпичной кладки, выветривание кладочного раствора, отпадение, трещины штукатурного слоя, шелушение окрасочного слоя цоколя, отсутствие отмостки у восточного фасада, прорастание растительности по линии соприкосновения отмостки с цоколем, шелушение окрасочного слоя, графические надписи на стенах, повреждение кирпичной кладки, графические рисунки внутридомового проезда, захламленность территории, прилегающей к восточному фасаду, произрастание деревьев в непосредственной близости к зданию. В порядке, предусмотренном ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», ФИО1 не производила работы по сохранению объекта культурного наследия, что приводит к ухудшению технического состояния памятника, чем нарушила требования п.1 ст.47.2, п.11 ст. 47.6, пп.1 п.1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».
В судебном заседании ФИО1 с нарушением не согласилась, пояснила, что не знала о включении здания, одним из собственников которого является, в реестр объектов культурного наследия, уведомления об этом не получала. Охранное обязательство на объект не выдавалось, в ЕГРН сведения о соответствующих ограничения в отношении объекта недвижимости отсутствуют.
Представитель административного органа - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав привлекаемое лицо, исследовав материалы дела, приходит к выводу о доказанности вины ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона).
На основании п.1 ст.47.2Федерального закона N 73-ФЗтребования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Из содержания части 1 статьи 61 Федерального закона N 73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником встроенного нежилого помещения с кадастровым номером № расположенного по адресу: <Адрес> (л.д.9-12), право собственности на объект зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно распоряжению Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» Дом жилой ФИО4, 2-я пол.XIX века, расположений по адресу: <Адрес>, является памятником градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения (№ 73 в списке приложения № 3).
Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 29.11.2013г. № СЭД-27-01-12-417 установлены границы территории, утвержден режим использования территории и предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения – памятника «Дом жилой К.З.Боне», согласно которому к работам по сохранению объекта относятся консервация, ремонт, реставрация объекта культурного наследия, приспособление объекта для современного использования, научно-исследовательские, изыскательные, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Должностными лицами Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края проведены мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия: памятник регионального значения «Дом жилой К.З. Боне», расположенного по адресу: <Адрес>, в ходе которых установлено ухудшение технического состояния памятника: разрушение кирпичной кладки, выветривание кладочного раствора, отпадение, трещины штукатурного слоя, шелушение окрасочного слоя цоколя, отсутствие отмостки у восточного фасада, прорастание растительности по линии соприкосновения отмостки с цоколем, шелушение окрасочного слоя, графические надписи на стенах, повреждение кирпичной кладки, графические рисунки внутридомового проезда, захламленность территории, прилегающей к восточному фасаду, произрастание деревьев в непосредственной близости к зданию.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д.13-19).
С момента оформления собственности на объект культурного наследия ФИО1 в уполномоченный государственный орган по охране объектов культурного наследия в Пермском крае за разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не обращалась, соответственно, работы по сохранению объекта культурного наследия не производила, что привело к ухудшению технического состояния памятника.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО1 в его совершении подтверждаются исследованными материалами дела: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3); выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости (л.д.9-12); копией акта № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д.12-19); Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 29.11.2013г. № СЭД-27-01-12-417.
Доводы привлекаемого лица об отсутствии информации о включении объекта в реестр объектов культурного наследия являются несостоятельными.
Согласно ст.15 Федерального закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия (пункт 1). Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (пункт 3). Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).
Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ст. 16 Федерального закона N 73-ФЗ).
В силу п.1 ст.20 Федерального закона N 73-ФЗ ведение реестра включает в себя регистрацию объекта культурного наследия в реестре, документационное обеспечение реестра, мониторинг данных об объектах культурного наследия. Порядок формирования и ведения реестра определяется Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаемым федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Из пункта 2 той же статьи следует, что регистрация объекта культурного наследия в реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия, в котором указываются: 1) сведения о наименовании объекта; 2) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий; 3) сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта); 4) сведения о категории историко-культурного значения объекта; 5) сведения о виде объекта.
Содержащиеся в реестре сведения, указанные в пункте 2 статьи 20 Федерального закона N 73-ФЗ, подлежат размещению на официальных сайтах федерального органа охраны объектов культурного наследия и региональных органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальному опубликованию (пункт 9 статьи 20 Закона об объектах культурного наследия).
Пунктами 4 и 5 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 года N 954, предусмотрено, что основанием для регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в Едином реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в реестр (решения о принятии объектов культурного наследия на государственную охрану).
Регистрация Минкультуры России объектов культурного наследия в Едином реестре осуществляется посредством присвоения объектам культурного наследия регистрационных номеров, состоящих из арабских цифр.
Регистрационный номер записи, вносимой в Единый реестр, состоит из 15 знаков, расположенных в следующей последовательности: №.
№ (с 1-го по 2-й знак) - кодовое обозначение субъекта Российской Федерации, установленное в соответствии с федеративным устройством Российской Федерации, определенным статьей 65 Конституции Российской Федерации;
№ (с 3-го по 4-й знак) - две последние цифры года внесения записи в государственный реестр;
В (5-й знак) - подраздел регистрационного номера, характеризующий объект культурного наследия (памятник - 1; ансамбль - 2; достопримечательное место - 3; объект археологического наследия - 4);
№ (с 6-го по 11-й знак) - подраздел регистрационного номера, являющийся неповторимым порядковым номером объекта культурного наследия;
№ (с 12-го по 14-й знак) - подраздел регистрационного номера, обозначающий пообъектный состав объекта культурного наследия;
К (15-й знак) - код, характеризующий категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия (объект культурного наследия местного (муниципального) значения - 4; объект культурного наследия регионального значения - 5; объект культурного наследия федерального значения - 6).
Согласно сведениям официального сайта Министерства культуры Российской Федерации, находящимся в свободном доступе, Дом жилой К.З.Боне, 2-я пол.XIX века, расположенный по адресу: <Адрес>, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера №.
Данных, опровергающих наличие у спорного объекта статуса памятника регионального значения, не имеется, сведения о его исключении из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации отсутствуют.
Доводы ФИО1 о том, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении здания, расположенного по адресу: <Адрес>, не зарегистрированы обременения в виде требований, предъявляемых к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, не подтверждают отсутствие у названного здания культурной ценности, и обязанности у собственников указанного объекта культурного наследия по его содержанию в надлежащем состоянии.
Предусмотренная абзацем вторым статьи 47.1 Федерального закона N 73-ФЗ обязанность по государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, введена Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2017 года.
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия.
Отсутствие охранного обязательства также не освобождает ФИО1 как собственника от выполнения обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, поскольку такая обязанность лица предусмотрена в силу прямого указания в законе. Так согласно пункту 9 статьи 48 Федерального закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
Действия ФИО1 квалифицируются по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
При назначении административного наказания суд учитывает обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, данные о личности привлекаемого лица, ранее к административной ответственности ФИО1 не привлекалась.
Судом отягчающих и смягчающих вину обстоятельств не установлено.
С учетом вышеизложенного, а также конкретных обстоятельств дела считает, что наказание ФИО1 должно быть назначено в пределах санкции статьи в виде штрафа, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9-29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Реквизиты Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края для уплаты штрафа:
ИНН <***>, КПП 590201001,получатель УФК по Пермскому краю (Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края, р/с <***>, л/с <***>, БИК 045773001, Отделение Пермь г.Пермь, КБК 826 1 16 90040 04 0000 140, ОКТМО 57701000001).
В силу ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, необходимо направить в Ленинский районный суд г.Перми (<...> «а»).
Постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский райсуд г.Перми.
Копия верна.
Судья - Ю.Н.Шпигарь