ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-285/20 от 29.06.2020 Грязинского городского суда (Липецкая область)

Дело № 5-285/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 июня 2020 года г. Грязи

Судья Грязинского городского суда Липецкой области Царик А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк» (ИНН: <***>), юридический адрес: <адрес>, 399071, фактический адрес: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

02.04.2020 г. ООО «ЧСЗ-Липецк», осуществляющее деятельность по адресу: <адрес> в нарушение ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 28.7, ст. 26.4, ст. 26.5, ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не выполнило законных требований государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по городу Липецку Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 и привлеченных специалистов аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» филиала ЦЛАТИ по Липецкой области о допуске и сопровождении по территории предприятия к источникам выбросов загрязняющих веществ для проведения отбора проб промышленных выбросов в рамках проводимой в ходе административного расследования экспертизы, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ.

Представители ООО «ЧСЗ-Липецк» по доверенности ФИО2, ФИО3 в судебном заседании просили прекратить производство в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как сотрудники предприятия не имели возможность обеспечить отбор проб в связи с периодом нерабочих дней и введенных ограничений в рамках распространения новой коронавирусной инфекции. Поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.

Выслушав представителей ООО «ЧСЗ-Липецк, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что вина ООО «ЧСЗ-Липецк» в совершении указанного деяния подтверждена имеющимися в деле доказательствами.

Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе, обеспечение охраны окружающей среды, осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также проводится административное расследование.

На основании ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

В соответствии с ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

В силу ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

Судом установлено, что 17.02.2020 г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (определение о продлении срока проведения административного расследования от 17.03.2020 г.) по ст. 8.46 КоАП РФ в отношении юридического лица – ООО «ЧСЗ-Липецк».

В рамках административного расследования вынесены и отправлены в адрес юридического лица определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 19.02.2020 г., от 11.03.2020 г. и от 03.04.2020 г.

Кроме того, в ходе проведения административного расследования в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк» по ст. 8.46 КоАП РФ с целью установления фактических обстоятельств дела возникла необходимость в отборе проб промышленных выбросов ООО «ЧСЗ-Липецк» и в использовании специальных познаний в науке при проведении экспертизы отобранных проб промышленных выбросов.

26.03.2020 г. вынесено определение о назначении экспертизы, которое направлено на официальный адрес электронной почты ООО «ЧСЗ-Липецк» (Уведомление № Ли3143/01/КА от 26.03.2020 г.), на которое в адрес Управления пришел ответ вх. № Л/953 от 30.03.2020 г.

На основании заявки в ЦЛАТИ № Ли3029/01/КА от 25.03.2020 г. и определения о назначении экспертизы от 26.03.2020 г. государственным инспектором в области охраны окружающей среды по городу Липецку ФИО1 с привлечением специалистов аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» филиала ЦЛАТИ по Липецкой области на 02.04.2020 г. был согласован выезд с целью проведения отборов проб промышленных выбросов для лабораторных исследований (экспертизы) и осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и территории.

Отбор проб планировался провести на следующих источниках выбросов: цех производства стеклотары, участок варки и выработки стекла, дымовые трубы – источники (ИЗА 0041) (стекловаренная печь № 1) и (ИЗА 0042) (стекловаренная печь № 2), адрес (место нахождения): <адрес>

О дате проведения запланированных отборов проб и необходимости присутствия законного представителя юридического лица для сопровождения по территории предприятия на электронный адрес ООО «ЧСЗ-Липецк» направлено Уведомление № Ли3221/01/КА от 27.03.2020 г., на которое в адрес Управления от ООО «ЧСЗ-Липецк» предоставлен ответ вх. № Л/955 от 30.03.2020 г.

В день проведения запланированных отборов проб промышленных выбросов государственному инспектору в области охраны окружающей среды по городу Липецку ФИО1 и привлеченным специалистам аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» филиала ЦЛАТИ по Липецкой области начальником бюро пропусков ООО «ЧСЗ-Липецк» – ФИО4 (пропуск № ) было отказано в допуске на территорию и сопровождение на место отбора промышленных выбросов, аргументированное тем, что на предприятии отсутствует наделенный соответствующими полномочиями административно-управленчиский персонал в связи с установлением периода нерабочих выходных дней для работников, включая инженерно-технических работников. Также им даны пояснения относительно запрета посещения территории ООО «ЧСЗ-Липецк», из которых следует, запрет в части доступа на территорию введен после телефонного разговора с руководителем ООО «ЧСЗ-Липецк».

Вследствие запрета посещения территории предприятия, отбор проб промышленных выбросов и осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений и территории произведен не был.

Сотрудниками Управления осуществлена фото и видеофиксация территории, расположенной около ООО «ЧСЗ-Липецк», запечатлены на фото и видео: промышленные выбросы с двух дымовых труб – источники (ИЗА 0041) (стекловаренная печь № 1) и (ИЗА 0042) (стекловаренная печь № 2); хозяйственная деятельность предприятия (въезд и выезд автотранспортных средств, проход и регистрация персонала через бюро пропусков, перевозка готовой продукции), что свидетельствует об осуществление непрерывного цикла производства продукции на предприятии.

Непрерывность производства на предприятии также подтверждается и тем, что ООО «ЧСЗ-Липецк» входит в перечень системообразующих организаций Липецкой области (Приложение к Протоколу заседания комиссии по мониторингу финансово-экономического состояния системообразующих предприятий и организаций Липецкой области № 1 от 01.04.2020), которые осуществляют хозяйственную деятельность в плановом режиме и на которые не распространяется действие Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» № 239 от 02.04.2020, а так же Указ Президента РФ «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» № 294 от 28.04.2020 г., вследствие непрерывного характера производства продукции на предприятии (пп. а п. 4 Указа Президента РФ № 239 от 02.04.2020 г.).

Вышеуказанные обстоятельства подтверждены: протоколом об административном правонарушении, определением о возбуждении дела об административном правонарушении, определениями об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, уведомлением о получении почтовой корреспонденции, а также иными материалами дела.

Согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ составляет три месяца.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из вышеизложенного, у ООО «ЧСЗ-Липецк» имелась возможность выполнить требования государственного инспектора в области охраны окружающей среды по городу Липецку ФИО1 и привлеченных специалистов аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» филиала ЦЛАТИ по Липецкой области, которые оно не исполнило.

Доводы представителя ООО «ЧСЗ-Липецк» о том, что сотрудники предприятия не имели возможность обеспечить отбор проб в связи с периодом нерабочих дней и введенных ограничений в рамках распространения новой коронавирусной инфекции, не принимаются судом, поскольку его производственная деятельность не приостанавливалась. Более того, должностные лица надзорного органа и эксперты не были допущены охраной на территорию ООО «ЧСЗ-Липецк», поскольку их остановили охранники у проходных ворот.

Также отклоняется судом довод о том, что в период введенных ограничений на основании поручения Правительства РФ от 18.03.2020г. приостановлены все проверки в отношении хозяйствующих субъектов, т.к. в данном документе речь идет только о назначении новых проверок. В рассматриваемом деле отбор проб должен был проводиться в рамках административного расследования.

На основе исследованных доказательств суд признает доказанной виновность ООО «ЧСЗ-Липецк» в совершении в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Санкция ст. 17.7 КоАП предусматривает назначение административного наказания для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ООО «ЧСЗ-Липецк». Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют. С учетом этого суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 17.7, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «ЧСЗ-Липецк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в доход бюджета Липецкой области.

Реквизиты для оплаты штрафа: ИНН <***>, КПП 482601001, БИК 044206001, л/с № <***> в УФК по Липецкой области (прокуратура Липецкой области), р/с № <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области, ОКТМО 42000000.

Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в окончательной форме.

Судья Царик А.А.

На основании ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ мотивированное

постановление изготовлено 30.06.2020г.