Дело № 5-285/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
5 октября 2021 года г. Нытва
Судья Нытвенского районного суда Пермского края Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Баландиной Р.А. дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Нытва», ОГРН <***>, ИНН <***>,
у с т а н о в и л:
по результатам проведенной на основании распоряжения врио руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 21 июля 2021 года № 176-рш плановой выездной проверки АО «Нытва» 10 августа 2021 года главным государственным инспектором отдела по надзору в горнорудной, металлургической промышленности, маркшейдерского контроля и безопасного недропользования Западно-Уральского управления Ростехнадзора в отношении указанного юридического лица составлены протоколы №№ 48-15-60, 48-15-63 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В вину АО «Нытва», осуществляющему деятельность по адресу: <...>, вменяются выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в области промышленной безопасности, а именно:
Цех по производству проката рег. № А-48-10158-0004, II класс опасности:
1. В нарушение обязательных требований, в условиях численности работников в АО «Нытва» более 500 человек, функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, не возложены на руководителя службы производственного контроля, что является нарушением части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 7 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утверждённые постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 №2168;
2.В нарушение обязательных требований организация производственного контроля не возложена на генерального директора АО «Нытва» ФИО Положениемо производственном контроле по обеспечению промышленной безопасности ОАО «Нытва», утвержденным 30.09.2020 генеральным директором АО «Нытва» ФИО, организация производственного контроля возложена на директора управления по операционной деятельности, что является нарушением части 5 статьи 5, части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 10 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утверждённые постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 №2168;
3. Генеральный директор ОАО «Нытва» ФИО не аттестован в области
промышленной безопасности, что является нарушением части 1, 2 статьи 9, часть 5 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённое постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365; перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2020 № 334;
4.В АО «Нытва» отсутствует внутренний распорядительный документ, устанавливающий порядок безопасного проведения работ, содержащий перечень и объем эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации при организации работ по поддержанию надежного и безопасного уровня эксплуатации и ремонта зданий и сооружений. Представленная «Инструкция по эксплуатации производственных зданий
и сооружений металлургического предприятия», утвержденная главным инженером АО «Нытва» ФИО2 05.05.2017, не содержит указанных требований, что является арушением части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
5. Идентификация ОПО «Цех по производству проката» А48-10158-0004, проведена с нарушением, а именно, в состав объекта не включен: мостовой кран зав. №90282 учетный №А48-00258-0001 ПС; газопровод от ГРП до ГРПШ, а также техническое устройство ГРП и здание ГРП, что является нарушением части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371; пунктов 7, 8, 14, 27 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 № 471; пунктов 142, 143 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 №461;
6. Не проведена экспертиза промышленной безопасности здания цеха холодного
проката № З.В нарушение обязательных требований проводятся экспертизы промышленной безопасности отдельных участков здания прокатного цеха № 3 в разное время с назначением разных сроков эксплуатации одного здания:
-peг. №48-30-26476-2021 на Здание цеха по производству проката, пролет Б-В, оси 46-47;
-peг. №48-30-26483-2021 на Здание цеха по производству проката, пролет В-Г, оси 53-67;
-peг. №48-30-26481-2021 на Здание цеха по производству проката, пролет Г-Д, оси 27-43;
-peг. №48-30-26494-2021 на Здание цеха по производству проката, пролет В-Г, оси 27-43;
-peг. №48-30-25990-2019 на Здание цеха по производству проката, пролет А-Б, оси 29-51;
-peг. №48-30-41545-2020 на Здание цеха по производству проката, пролет Г-Д, оси 2-26;
-peг. №48-30-41540-2020 на Здание цеха по производству проката, пролет Б-В, оси 20-45;
-peг. №48-30-30911-2019 на Здание цеха по производству проката, пролет А-Б, оси 8-21;
-peг. №48-30-31653-2017 на Здание цеха по производству проката, пролет А-Б, оси 1-3, пролет Б-В оси 1-9; peг. №48-30-31654-2017 на здание цеха по производству проката, пролет А-Б, оси 51-66, что является нарушением части 1, 2 статьи 9, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420;
7.В цехе № 3 отсутствует производственная документация, устанавливающая требования к проведению испытаний на прочность и плотность гидравлическим или
пневматическим давлением, а также на герметичность трубопроводов и арматуры кислот, что является нарушением части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 242 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
8. В здании цеха холодного проката № 3 трубопроводы серной кислоты не имеют
антикоррозийную защиту, включая отсутствие специальных проходов через стены, обеспечивающих антикоррозийную защиту - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 89 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
9. В здании цеха холодного проката № 3 трубопроводы серной кислоты имеют
фланцевые соединения над проходами и не в местах установки арматуры - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 240 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
10. В здании цеха холодного проката № 3 трубопроводы серной кислоты проложены над незащищенными зонами и помещениями, предназначенными для нахождения работников АО «Нытва» - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 240 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
11. Периодическая ревизия трубопровода серной кислоты проведённая по Акту от 14.07.2021 № 42/115 выполнена с нарушением, а именно: - не определена периодичность проведения очередной ревизий;
- не выполнены необходимые мероприятия, установленные производственной инструкцией АО «Нытва» по эксплуатации, ремонту, обслуживанию и ревизии трубопроводов серной кислоты ПИ-02-01-2019: разбор фланцевых или муфтовых соединений, затем внутренний осмотр кислотопровода; замеры толщины стенок труб и других деталей контрольного участка приборами неразрушающего контроля; проверка состояния муфт, фланцев, их привалочных поверхностей и резьбы, прокладок, крепежа, а также фасонных деталей и арматуры; произведение контроля прочности крепёжных изделий фланцевых соединений - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 6, 91, 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
12. Не проведены испытания трубопровода серной кислоты перед пуском
в эксплуатацию после проведения ревизии по Акту от 14.07.2021 №42/115, согласно
которому проведена ревизия кислотопроводу, а также запорной арматуре кислотопровода с заменой клапанов и смазкой крутящих элементов - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 242 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
13. В здании цеха холодного проката № 3 отсутствует система аварийной вентиляции, оснащённая средствами автоматического включения при срабатывании установленных в помещении газоанализаторов при превышении ПДК химически опасных веществ (кислоты) - арушение части 1,2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 238, 310, 311, 316 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 №512;
14. В здании цеха холодного проката № 3 в местах пересечения с автомобильными
и пешеходными зонами трубопроводы серной кислоты и травильного раствора не заключены в желоб с отводом утечек в безопасные места, определяемые проектом - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 240 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
15. В здании цеха холодного проката № 3 трубопроводы травильного раствора
не имеют антикоррозийную защиту, включая отсутствие специальных проходов через стены, обеспечивающих антикоррозийную защиту - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 89 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
16. В здании цеха холодного проката № 3 трубопроводы травильного раствора имеют фланцевые соединения над проходами и не в местах установки арматуры - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 240 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 №512;
17. В здании цеха холодного проката № 3 трубопроводы травильного раствора
проложены над незащищенными зонами и помещениями, предназначенными для нахождения работников АО «Нытва» - арушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 240 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
18. Не проводится периодическая ревизия трубопровода травильных растворов.
Необходимость проведения ревизий установлена также производственной инструкцией АО «Нытва» по эксплуатации, ремонту, обслуживанию и ревизии трубопроводов серной кислоты ПИ-02-01-2019 - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 6, 91, 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
19. В здании цеха холодного проката №3 отсутствует проектная (проектно- конструкторская) и эксплуатационная документация по сливу отработанного раствора серной кислоты в очистную систему с использованием баков накопительных и бака промывочной воды. Предусмотренная система переработки отработанного раствора серной кислоты в купоросном отделении не применяется по причине вывода из эксплуатации трубопровода травильного раствора и приемных баков для отработанного травильного раствора - нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 6, 13 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
20. В цехе № 3 ревизии трубопровода природного газа, а также газорегуляторного
пункта ГРПШ-ГМ-400 проведённая по Акту от 15.07.2021 № 42/15.0 выполнена с нарушениями, а именно:
не измерены толщины стенки приборами неразрушающего контроля, как следствие,
не определена скорость коррозии.
не выполнен выборочный разбор резьбовых соединений, осмотр их и измерение
резьбовыми калибрами;
не проведена проверка состояния и правильности работы опор, крепежных деталей
и выборочно прокладок - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 91, 92, 2056, 2057, 2078 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 №512;
21. Производственная инструкция АО «Нытва» по безопасному проведению газоопасных работ ПИ-25-42-2017 применяется с нарушением требований промышленной безопасности, а именно:
-не предусматривает требований к проведению газоопасных работ различных групп
газоопасности; не предусматривает требований к оформлению и применению планов организации и проведения газоопасных работ при выполнении газоопасных работ;
- не предусматривает требований к привлечению газоспасательных служб
к проведению газоопасных работ;
-не предусматривает требований к обеспечению каждого рабочего, участвующего
в выполнении газоопасной работы, а также ответственного исполнителя индивидуальными газоанализаторами;
-не согласована с газоспасательной службой, а также со службой производственного
контроля;
-не содержит требований к газоопасным местам, порядок назначения ответственных
лиц за проведение газоопасных работ, порядок оформления документации на проведение газоопасных работ, требования к персоналу, выполняющему работы в газозащитной аппаратуре, порядок проверки газозащитной аппаратуры, порядок проведения газоопасных работ - нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 6, 2076 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512; пунктов 78, 79, 100, 121 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.11.2020 №440;
22. Производственная инструкция АО «Нытва» по осмотру, ремонту, ревизии
и безопасной эксплуатации газопроводов и ГРПШ линии горячего оцинкования № ПИ 25-10-2016 не предусматривает требований к проведению ревизий, а также к проведению испытаний газопроводов и газовых установок - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 6, 88 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
23. Перечень газоопасных работ, утверждённый директором Управления по основной деятельности ФИО3 23.07.2021, не соответствует обязательным требованиям, а именно:
-перечень не содержит газоопасных работ, проводимых персоналом других
подразделений и подрядных организаций;
-перечень предусматривает возможность проведения некоторых работ бригадой
из 1 человека;
-перечень предусматривает три группы газоопасных работ;
-перечень не содержит сведений о газоопасных местах - нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 78, 80, 86, 87, 89 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.11.2020 № 440;
24. Отсутствует журнал установки-снятия заглушек на газопроводах и газовом оборудовании природного газа - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 1934 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 №512;
25. Отсутствуют персональные газоанализаторы для каждого из лиц участвующих
в выполнении газоопасной работы, а также ответственного исполнителя газоопасной работы - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 82, 121 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.11.2020 № 440;
26. Работа подрядной организации ООО «СМК ВМЗ» по демонтажу и вывозу
железобетонного фундамента прокатного стана проводимые по акту-допуску от 11.06.2021 организованы с нарушением требований безопасности, а именно:
-акт допуска по своему содержанию не предусматривает работ по непосредственно
демонтажу фундамента и вывозу его частей;
-акт допуска не подписан руководителем или заместителем цеха по производству
проката;
-руководители и специалисты ООО «СМК ВМЗ» ФИО4, ФИО5,
ФИО6 а также представитель технического заказчика АО «БМК» ФИО1 не аттестованы в области промышленной безопасности для объектов металлургического производства;
-акт допуска не имеет приложенной документации о безопасном производстве работ;
работы ведутся без оформления подрядной организацией ООО «СМК ВМЗ» наряда-
допуска (тем самым нарушен пункт 33 приложения А, а также пункт 5.3 Положения
о порядке производства работ повышенной опасности, утвержденное приказом АО «Нытва» от 12.07.2021 № 01-5/932) - нарушение части 1, 2 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 43, 44, 45, 58 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.11.2020 № 440; пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённое постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365; перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2020 № 334.
Склад концентрированной серной кислоты и жидкого аммиака рег. № А48-10158-0009, III опасности:
1.В нарушение обязательных требований, в условиях численности работников в АО «Нытва» более 500 человек, функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, не возложены на руководителя службы производственного контроля, что является нарушением части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 7 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утверждённые постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 №2168;
2.В нарушение обязательных требований организация производственного контроля не возложена на генерального директора АО «Нытва» ФИО Положением о производственном контроле по обеспечению промышленной безопасности АО «Нытва», утвержденным 30.09.2020 генеральным директором ОАО «Нытва» ФИО, организация производственного контроля возложена на директора управления по операционной деятельности - нарушение части 5 статьи 5, части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 10 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утверждённые постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 №2168;
3. Генеральный директор ОАО «Нытва» ФИО не аттестован в области
промышленной безопасности - нарушение части 1, 2 статьи 9, часть 5 статьи 14.1 Федерального закона от^21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённое постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365; перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2020 № 334;
4.В АО «Нытва» отсутствует внутренний распорядительный документ, устанавливающий порядок безопасного проведения работ, содержащий перечень и объем эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации при организации работ по поддержанию надежного и безопасного уровня эксплуатации и ремонта зданий и сооружений. Представленная «Инструкция по эксплуатации производственных зданий и сооружений металлургического предприятия», утвержденная главным инженером АО «Нытва» ФИО2 05.05.2017, не содержит указанных требований - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 11 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
5. Идентификация ОПО «Склад концентрированной серной кислоты и жидкого
аммиака» проведена с нарушением, а именно, количество опасного вещества, серной кислоты, которое может находиться на объекте более 329 тонн, в то время как, согласно представленным сведениям количество серной кислоты указано 183 тонны, тем самым класс опасности опасного производственного объекта «Склад концентрированной серной кислоты и жидкого аммиака» занижен со II до III - нарушение части 2 статьи 2, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371; пунктов 7, 8 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 № 471;
6. ОПО «Склад концентрированной серной кислоты и жидкого аммиака». Внутренние стены здания купоросной установки (внутри здания имеются значительные следы разрушения кирпичной кладки из-за проливов серной кислоты) не облицованы химически стойкими материалами с малой сорбционной способностью, допускающими влажную уборку.
Нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 63 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
7. ОПО «Склад концентрированной серной кислоты и жидкого аммиака». В здании купоросной установки цеха №3 эвакуационный проход (выход из помещения) закрыт - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 64 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
8. ОПО «Склад концентрированной серной кислоты и жидкого аммиака».
Трубопроводы с серной кислотой, расположенные в здании купоросной установки цеха № 3 не имеют антикоррозийную защиту, включая отсутствие специальных проходов через стены, обеспечивающих антикоррозийную защиту - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; *пункта"'89 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
9. ОПО «Склад концентрированной серной кислоты и жидкого аммиака». В здании купоросной установки на складе серной кислоты отсутствуют местные вентиляционные системы, удаляющие химически опасные вещества, сблокированные с пусковым устройством технологического оборудования и включающиеся одновременно с включением оборудования и выключающиеся после выключения оборудования - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 238 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
10. ОПО «Склад концентрированной серной кислоты и жидкого аммиака». В здании купоросной установки цеха № 3 трубопроводы серной кислоты имеют фланцевые соединения над проходами и не в местах установки арматуры - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 240 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512; •
11. ОПО «Склад концентрированной серной кислоты и жидкого аммиака». В здании купоросной установки цеха № 3 отсутствует полная схема трубопроводов серной кислоты (включая обвязку емкостей хранения) с указанием запорной, регулирующей, предохранительной арматуры и контрольно-измерительных приборов, выполненная в условных цветах, при этом частично отсутствует обозначение запорной арматуры трубопроводов серной кислоты - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 245 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
12. ОПО «Склад концентрированной серной кислоты и жидкого аммиака».
В здании купоросной установки цеха №3 трубопроводы серной кислоты не имеют опознавательную окраску, предупреждающие знаки и маркировочные щитки в соответствии с требованиями производственной документации - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 240 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
13. ОПО «Склад концентрированной серной кислоты и жидкого аммиака». В здании купоросной установки цеха № 3 технологическая схема приема, хранения и выдачи серной кислоты не предусматривает следующие мероприятия:
- оснащаться КИПиА и арматурой, необходимыми для дистанционного управления;
-оснащаться средствами дистанционного контроля за уровнем жидкости в складских
емкостях с предупредительной и предаварийной сигнализацией достижения максимального уровня жидкости и сигнализацией минимального уровня жидкости, автоматическими блокировками по остановке подающих насосов и закрытию запорной арматуры на их приемных линиях при максимальном уровне и остановке откачивающих насосов и закрытию запорной арматуры на их приемных линиях при минимальном уровне (от двух независимых датчиков уровня);
-оснащаться средствами контроля наличия жидкости во всасывающих трубопроводах
насосов приема кислот из железнодорожных цистерн с их автоматической остановкой при отсутствии жидкости;
-оснащаться автоматической блокировкой по запрету пуска насоса выдачи кислоты при отсутствии контакта подсоединения уровнемера транспортной емкости к стационарной системе КИПиА;
-оснащаться дистанционно управляемой арматурой на обвязочных трубопроводах насосов, емкостей, используемой для технологических переключений при проведении операций и при локализации аварий;
-оснащаться средствами дистанционного пуска/останова насосов;
-при обнаружении загазованности в боксах хранения кислот, в помещениях насосных или на наружных площадках все работы по приему и (или) наливу кислот должны быть прекращены, насосное оборудование остановлено - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 251 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512;
14.ОПО «Склад концентрированной серной кислоты и жидкого аммиака».
«Технологический регламент, определяющий процесс слива кислоты, хранения и использования серной кислоты на складе и транспортирования кислоты до агрегата
непрерывного травления стали цеха № 3», утвержденный главным инженером ФИО2 02.10.2014, в части регламентирования операций налива транспортных емкостей не содержат следующих организационных мер:
-на основании инструкций для каждой операции (слив кислот из железнодорожных цистерн, хранение кислот,перекачка кислот из рабочей емкости в резервную, выдача кислот в транспортные емкости или перекачка потребителям по трубопроводу) разработать инструкции с кратким алгоритмом действий персонала по осуществлению операций с указанием первоначального положения арматуры и последовательности необходимых переключений. Инструкции должны находиться на рабочих местах персонала;
-в инструкциях должен быть отражен запрет на присутствие персонала в боксах хранения кислот, в насосных, на площадках налива транспортных емкостей, вблизи дыхательной свечи скруббера (например, для ремонтного персонала) при выполнении сливоналивных операций (непосредственно во время работы насосов). ---включение насосов допускается только после выхода персонала из указанных зон;
-предусмотреть меры по предотвращению возможности случайного прохода людей вблизи транспортных емкостей во время проведения слива/налива (установка предупредительных плакатов с разных сторон площадок налива) с регламентированием их в инструкциях;
-предусмотреть меры по предотвращению опасной загазованности парами кислот помещений с пультами управления, смежных с помещениями и (или) наружными площадками, где возможно выделение опасных веществ, в том числе:
-применение не открывающихся и воздухонепроницаемых конструкций окон, самозакрывающихся дверей; герметизация мест прохода трубопроводов, кабелей через строительные конструкции, а также уплотнение дверных и оконных проемов (решения должны быть определены проектной документацией) - нарушение части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 254 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 512.
Определением судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 13 сентября 2021 года протоколы №№ 48-15-60, 48-15-63 об административных правонарушениях с материалами дел, возбужденных по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в отношении АО «Нытва», объединены в одно производство.
В судебном заседании защитники АО «Нытва» ФИО7, ФИО8, действующие на основании доверенности, с протоколом об административном правонарушении согласились, вину признали. Пояснили, что Обществом выполнено 11 пунктов из предписания, выданного по результатам проверки надзорным органом, остальные пункты активно выполняются. Просили не назначать наказание, связанное с административным приостановлением деятельности подразделений Общества, так как это негативно отразится на финансовом положении АО «Нытва», являющегося градообразующим предприятием.
Представители Западно-Уральского Управления Ротехнадзора ФИО9 и ФИО10 настаивали на привлечении АО «Нытва» к административной ответственности.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (статья 1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в числе прочего обязана соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 № 512 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов» установлены требования к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах металлургической промышленности, на которых ведутся работы по получению, транспортированию, использованию расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов, а также получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, используется оборудование, работающее под избыточным давлением, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма.
Настоящие Правила распространяются на все технологические процессы объектов металлургии металлургических производств (металлургических комплексов) и объектов металлургии иных производств с технологической компонентой металлургического процесса.
Выявленные при проведении надзорным органом плановой выездной проверки АО «Нытва» нарушения требований промышленной безопасности подтверждаются достоверными доказательствами: протоколами об административных правонарушениях №№ 48-15-60, 48-15-63 от 10 августа 2021 года; протоколами осмотра от 05 августа 2021 года; актом выездной плановой проверки от 06 августа 2021 года; сведениями об опасном производственном объекте; перечнем газоопасных работ; Положением АО «Нытва» о производственном контроле; производственном инструкцией по обеспечению проведения газоопасных работ; технологическим регламентом, определяющим процесс слива кислоты, хранения и использования серной кислоты; положением АОЛ «Нытва» о производственном контроле по обеспечению промышленной безопасности.
Выявленные нарушения не оспариваются законным представителем, защитниками лица, привлекаемого к административной ответственности.
На основании изложенного, квалифицирую действия АО «Нытва» по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица, является признание вины, частичное устранение выявленных нарушений, что подтверждается представленной справкой о ходе устранения вывяленных нарушений, а также документами (актами о проведении периодической ревизии кислотопровода и растворопровода, приказами: о назначении руководителя службы производственного контроля, о введении Положения о производственном контроле; о введении инструкции по эксплуатации, ремонту производственных зданий и сооружений; о внедрении инструкции по безопасному проведению газоопасных работ; об организации эвакуационного прохода между цехом холодного проката и зданием купоросной установки и т.д.).
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.
При назначении административного наказания учитываю характер совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, его общественную опасность, связанную с возможным наступлением крайне неблагоприятных последствий.
Вместе тем, учитываю, что назначение наказания в виде административного приостановления деятельности не будет отвечать целям административного наказания, то есть предупреждению совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, исходя из следующего.
Административное приостановление деятельности цеха по производству проката, использующего в своей работе серную кислоту, и склада концентрированной серной кислоты и жидкого аммиака, то есть производств, являющихся основными в АО «Нытва», влечет неблагоприятные финансовые последствия для Общества, являющегося градообразующим предприятием, и, следовательно, для его работников. Так, в отношении АО «Нытва» определением Арбитражного суда Пермского края от 10 февраля 20127 года прекращено производство по делу о признании его банкротом, утверждено мировое соглашение с кредиторами на условиях погашения кредиторской задолженности в сумме 1 424 190 873 рублей в течение 10 лет с отсрочкой три года.
Кроме того, Обществом проводятся мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений в области промышленной безопасности, что также подтверждается материалами дела.
В связи с изложенным, считаю необходимым назначить АО «Нытва» наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
признать Акционерное общество «Нытва», ОГРН <***>, ИНН <***>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по реквизитам: Банк получателя – Отделение Пермь г. Пермь, БИК 015773997, получатель - УФК по Пермскому краю (Западно-Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), лицевой счет № <***>, казначейский счет № 03100643000000015600, ИНН <***>, КПП 590201001, КБК 49811601091010001140, ОКТМО 57701000, УИН 49859022108481560002, наименование платежа: административный штраф за нарушение законодательства РФ о промышленной безопасности.
Документ, подтверждающий уплату административного штрафа, должен быть представлен в Нытвенский районный суд Пермского края.
Неуплата административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Спиридонов