Резолютивная часть оглашена 24.11.2022 года
Дело № 5-2878/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
25 ноября 2022 года <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Краминой Ю.И., с участием представителя ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») - С.Р.П.., выступающего по доверенности № от 07.12.2020 года, представителя Псковской таможни ФИО1, выступающей по доверенности № 07-46/363 от 29.11.2021 года, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 770801001, дата регистрации юридического лица – 23.09.2003 года, зарегистрированного по адресу: 107174, <...>, ранее неоднократно подвергавшегося административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
21.07.2022 года должностным лицом Псковской таможни в отношении ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД) составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании перемещаемого товара при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза путем предоставления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Определением от 05.08.2022 года дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области.
Представитель ОАО «РЖД» С.Р.П.. в судебном заседании, не признав вину юридического лица в совершении инкриминируемого правонарушения, поддержал доводы, изложенные в письменной позиции, представленной суду 23.11.2022 года посредством электронной почты, согласно которой 20.04.2022 года сотрудниками органов государственного контроля в ходе комиссионного осмотра вагона при принятии решения о выпуске товара с территории ЕАЭС, в грузовом отделении вагона №, были обнаружены незаявленные вложения – сигареты с фильтром «NZ Gold», производства Республики Беларусь, в количестве 3 350 пачек, обтянутые скотчем черного цвета. Груз, в котором были обнаружены сигареты, был принят ОАО «РЖД» на станции Себеж от отправителя в транспортном средстве без видимых технических и коммерческих нарушений требований к приему груза. Отправителем и декларантом товара является ***», которым была представлена декларация на товар №, согласно которой перемещался товар: «уголь обогащенный марки КСН», общее количество грузовых мест товара – 0 (насыпью), общий вес брутто заявленного товара – 69 500 кг. В связи с изложенным, по мнению представителя ОАО «РЖД» С.Р.П.., в действиях ОАО «РЖД» отсутствует состав административного правонарушения, таможенным органом неверно определен субъект административного правонарушения, и производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» подлежит прекращению.
Представитель Псковской таможни ФИО1 в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагала, что вина перевозчика ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, полностью подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, и является установленной. Просила признать перевозчика ОАО «РЖД» виновным в совершении настоящего правонарушения, и назначить перевозчику наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно подп. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
В силу подп. 27 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под вывозом товаров с таможенной территории Союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе, пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.
В силу п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно п. 2 ст. 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.
В соответствии с п. 1 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик представляет следующие документы: транспортные (перевозочные) документы; передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, а также сведения об отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); станции отправления и станции назначения товаров (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах); идентификационных номерах контейнеров.
Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Таким образом, Таможенным кодексом ЕАЭС установлен перечень сведений, которые должны быть предоставлены таможенному органу при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о ввезенных товарах.
При этом, согласно Примечанию к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Как следует из материалов дела, 20.04.2022 года в 06 часов 05 минут в таможенный орган – 10209140 т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни, для принятия решения о возможности убытия товара с таможенной территории ЕАЭС, перевозчиком ОАО «РЖД» были предоставлены следующие документы: декларация на товары №, железнодорожная накладная № от 10.04.2022 года, инвойс № от 04.04.2022 года.
Согласно предоставленным документам в вагоне № перемещался товар – «уголь обогащенный марки КСН», без упаковки, насыпью (код ТН ВЭД ЕАЭС 2701129000). Общее количество грузовых мест товара – 0, общий вес брутто заявленного товара – 69 500 кг, вес нетто заявленного товара – 69 500 кг.
Отправителем товара является ***, <адрес> декларантом товара является ***, <адрес>; получателем товара является АО «***», <адрес>.
Перевозку товара по территории Республики Казахстан осуществляло ***, <адрес>; перевозку товара по территории Российской Федерации осуществляло - ОАО «РЖД», 107174, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1.
20.04.2022 года, в ходе проведения комиссионного осмотра состава поезда №, сотрудниками таможенного органа совместно с сотрудниками КПП «Себеж» установлено, что в вагоне № имеются видимые следы хождения по насыпи товара. Под небольшим слоем товара - «уголь обогащенный марки КСН», перемещаются брикеты черного цвета.
В результате проведенного таможенного досмотра (АТД № установлено, что в грузовом отделении вагона № помимо задекларированного товара – «уголь обогащенный марки КСН», перемещался товар – сигареты с фильтром, не заявленный в товаросопроводительных документах и не задекларированный в ДТ №, а именно: сигареты с фильтром, в твёрдых пачках белого цвета с золотистыми полосками, с акцизными марками республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: «NZ GOLD, 20 сигарет с фильтром «NZ GOLD» («ЭНЗЕД ГОЛД»); продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена; ОАО «Гродненская табачная фабрика «НЕМАН», ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г. Гродно, Республика Беларусь, WWW.TABAK.BY; Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества», а так же изображения штрих-кодов. Страна происхождения, согласно маркировки на пачках - Беларусь. Пачки сигарет обтянуты скотчем и уложены в брикеты по 450 пачек в 7 брикетах и 1 брикет 200 пачек. Каждый брикет обтянут полиэтиленовой пленкой черного цвета, скреплен прозрачным скотчем. Всего в вагоне № перемещается 8 брикетов или 3 350 пачек или 67 000 сигарет одного вида. Общее количество грузовых мест – 8, вес брутто составляет 56,3 кг.
В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ товар, явившийся предметом административного правонарушения, а именно: сигареты с фильтром «NZ GOLD» («ЭНЗЕД ГОЛД»), в твёрдых пачках белого цвета с золотистыми полосками, с акцизными марками республики Беларусь, на пачках имеется маркировка: «NZ GOLD, 20 сигарет с фильтром «NZ GOLD» («ЭНЗЕД ГОЛД»); продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена; ОАО «Гродненская табачная фабрика «НЕМАН», ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г. Гродно, Республика Беларусь, WWW.TABAK.BY; Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества», а так же изображения штрих-кодов. Страна происхождения, согласно маркировки на пачках – Беларусь, в количестве 3 350 пачек, или 67 000 сигарет, общим весом брутто – 56,3 кг, изъят, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов, и помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Псковской таможни (<...>).
Выявив факт сообщения таможенному органу недостоверных сведений о наименовании перемещаемого товара при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, 21.04.2022 года должностным лицом таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни было принято решение о возбуждении в отношении перевозчика ОАО «РЖД» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Как следует из письменных пояснений представителя ОАО «РЖД» - заместителя начальника отдела по таможенной деятельности В.А.В.., предоставленных в ходе административного расследования в Псковскую таможню, по представленным сведениям от структурных подразделений Южно-Уральской железной дороги вагон №, накладная №, прибывал на станцию Карталы 14.04.2022 года в 02 часа 47 минут на 4 путь парка приема в составе поезда №. При осмотре вагона № коммерческих неисправностей не было, груз погружен ниже уровня бортов вагона на 300мм равномерно. Коммерческий осмотр поездов ст. Карталы производится в соответствии с требованиями п.2.1. Гл.2 Технологического процесса межгосударственного пункта передачи вагонов и контейнеров путем прохода вдоль состава с двух сторон и поднятием наверх вагона, при отключении напряжения в контактной сети. При проведении коммерческого осмотра путем прохода вдоль состава, у вышеуказанного вагона коммерческих неисправностей не было. При осмотре вагона сверху на предмет состояния погрузки было обнаружено: груз – уголь, погружен ниже уровня бортов на 300мм, погрузка произведена равномерно, следы хождения по насыпи отсутствовали. На Южно-Уральскую железную дорогу вагон № был принят без замечаний. 14.04.2022 года, после завершения формирования, поезд, в составе которого находился вагон №, был предъявлен к коммерческому осмотру, в результате которого коммерческих неисправностей, угрожающих сохранности перевозимого груза и безопасности движения, не обнаружено. Со станции Карталы вагон убыл 14.04.2022 года в 22 часа 37 минут в составе поезда №. Вагон № отправка № был принят к перевозке 14.04.2022 года со станции Карталы Южно-Уральской железной дороги, грузоотправитель ***» с товаром, находящимся под таможенным контролем ДТ № с перевозочными и товаросопроводительными документами со сведениями, внесенными грузоотправителем. Погрузка товара производилась силами грузоотправителя. Перевозчик ОАО «Российские железные дороги» в погрузочных мероприятиях участия не принимал. В соответствии с пунктом 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением № 1 к СМГС, погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. В соответствии с п.7 приложения 3 к ОП СМГС, прием грузов, передаваемых в запломбированных вагонах, контейнерах, производится без проверки числа мест и массы груза, с проверкой целостности и состояния наложенных пломб (ЗПУ), соответствия оттисков на пломбах и знаков, нанесенных на ЗПУ, данным указанным в накладной СМГС, а также технической и коммерческой исправности вагона. В соответствии с приказом Минтранса России от 07.12.2016 года №374 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, как во внутригосударственном, так и в международном сообщении, пунктом 80.1 установлено, что при приеме грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированном с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах и контейнерах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов, контейнеров. Вагон имел маршрут следования по Южно-Уральской железной дороге, Куйбышевской железной дороге, Московской железной дороге, Октябрьской железной дороге. В пути следования имелись длительные стоянки на следующих станциях: Магнитогорск - Грузовой ЮУР. ж.д. прибытие 15.04.2022 года в 02 часа 40 минут, убытие 15.04.2022 года в 05 часов 39 минут; Инзер КБШ. ж.д. прибытие 15.04.2022 года в 12 часов 33 минуты, убытие 16.04.2022 года в 00 часов 39 минут; Кинель КБШ. ж.д. прибытие 16.04.2022 года в 17 часов 38 минут, убытие 17.04.2022 года в 05 часов 17 минут; Рыбное МСК. ж.д. прибытие 18.04.2022 года в 00 часов 34 минуты, убытие 18.04.2022 года в 03 часа 14 минут; Бекасово-Сортировочное МСК. ж.д. прибытие 18.04.2022 года в 12 часов 02 минуты, убытие 18.04.2022 года в 18 часов 48 минут; Волоколамск МСК. ж.д. прибытие 18.04.2022 года в 22 часа 46 минут, убытие 19.04.2022 года в 10 часов 14 минут; Великие Луки ОКТ. ж.д. прибытие 19.04.2022 года в 22 часа 05 минут, убытие 19.04.2022 года в 10 часов 14 минут. Вагон прибывал на станцию Себеж 20.04.2022 года в составе поезда №. По представленным сведениям от структурных подразделений Октябрьской железной дороги по прибытию вагоны были осмотрены в коммерческом отношении приемщиками поездов М.С.А.. и Ш.А.Г. Согласно требований п. 2.1. «Общие положения коммерческого осмотра вагонов в поездах» Технологического процесса работы пункта коммерческого осмотра (далее ПКО) железнодорожной станции Себеж, осмотр полувагонов производится методом осмотра поезда в процессе движения с помощью АСКО ПВ и проверкой состояния люков, дверей и кузовов вагонов в процессе движения «сходу» при встрече поезда, без натурного осмотра в парке. Согласно записи в «Книге регистрации коммерческих неисправностей вагонов в поездах в пунктах коммерческого осмотра» (ГУ-98ВЦ), коммерческих неисправностей обнаружено не было. При поступлении по станции Себеж Октябрьской железной дороги вагон № отправка № с товаром, находящимся под таможенным контролем по таможенной процедуре экспорт ДТ № с перевозочными и товаросопроводительными документами со сведениями, внесенными грузоотправителем в неизменном состоянии был представлен для убытия в таможенный орган. Информацией, кроме представленной таможенному органу, не имелось. Перевозчик ОАО «Российские железные дороги» выполнил все требуемые от него действия в соответствии со статьями Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза.
Согласно письменным пояснениям заместителя генерального директора по организации перевозочного процесса ***, погрузка груза в вагон № осуществлялась отправителем груза *** самостоятельно без участия представителя *** на подъездном пути *** (не принадлежит перевозчику). Согласно сведений, указанных в графе 7 перевозочного документа СМГС №, собственником вагона № является ***. Декларирование груза в таможенном органе произведено отправителем груза самостоятельно, в связи этим, *** не обладает информацией по проведению физического контроля со стороны таможенных органов. 10.04.2022 года грузоотправитель *** предъявил *** для заключения договора перевозки вагона № с грузом «уголь обогащенный марки КСН» назначением Вентспилс-экспорт (Латвия) в адрес грузополучателя *** Работниками станции Караганда-Угольная вагон № принят к перевозке по отправке № путем внешнего визуального осмотра в соответствии с требованием п.84 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 02.08.2019 года №. После приема груза к перевозке, *** обеспечил сохранность груза в вагоне №№ путем передачи его для охраны и сопровождения по территории Республики Казахстан ***, с которым *** заключил договор на предоставление охранных услуг. 14.04.2022 года по прибытию на межгосударственный пункт Карталы, груз был передан ОАО «РЖД» в соответствии с требованием Служебной инструкции к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СИ к СМГС). При передаче осуществлен совместный коммерческий и технический осмотр вагона, претензий от ОАО «РЖД» не было, груз - «уголь», был размещен в вагоне равномерно. Подтверждением передачи данного вагона перевозчику ОАО «РЖД» является обоюдно подписанная поездная передаточной ведомость № от 14.04.2022 года.
Коммерческий директор ***, являющегося получателем товара, письменно сообщил, что *** является стивидорной компанией, действующей на территории Вентспилсского свободного порта и оказывающей услуги перевалки всех видов сухих грузов. *** заключило договор с компанией «*** на поставку груза - угольный концентрат (грузоотправитель *** Угольный концентрат является транзитным грузом, следующим на станцию Вентспилс Латвийской железной дороги в адрес получателя груза *** и предназначен для выгрузки в порту Вентспилс с дальнейшей погрузкой на суда. Согласно заключенному договору с грузоотправителем в адрес *** в вагоне № следовал груз - угольный концентрат, в объеме 69 500. Другой груз данного отправителя в адрес ***» не поступает и не ожидается.
Также, в ходе административного расследования в качестве свидетелей были опрошены сотрудники ОАО «РЖД» - заместитель начальника станции Себеж В.В.Н.., и приемщики поездов станции Себеж М.С.А. и Ш.А.Г..
Заместитель начальника станции Себеж В.В.Н.. по существу дела об административном правонарушении указал, что до прибытия поезда, дежурный по станции Себеж объявляет по громкой связи о выходе поезда со станции «Заваруйка», по прибытию поезда производится коммерческий осмотр состава и обработка перевозочных документов, передача их в таможенный орган. При отправлении поезда, сотрудниками ОАО «РЖД» (осмотрщиками вагонов), производится полное опробование тормозов, по готовности, поезд убывает со станции Себеж в сторону Латвийской Республики. Вагоны осматриваются в коммерческом отношении с двух сторон (проверка наличия ЗПУ, сверены их контрольные знаки, их исправность, правильность их наложения, отсутствие просыпания люков). Станция Себеж ограждена забором, установлены видеокамеры, ведется пропускной режим, который контролируют сотрудники пограничной службы ФСБ России. Коммерческий осмотр проводили Ш.А.Г.. и М.С.А.., нарушений выявлено не было. Кто проводил технический осмотр ж/д вагона №, ему неизвестно, на станции Себеж технический осмотр не проводился, последний технический осмотр проводился на железнодорожной станции Великие Луки. Никаких манипуляций не проводилось. ОАО «РЖД» возможность проверить товар, перемещаемый в вагоне № на соответствие сведениям о нем в товаросопроводительных документах, была предоставлена. Вагоны в пути следования сопровождает ведомственная охрана ОАО «РЖД», при наличии договора между отправителем и охраной. При отсутствии такого договора, вагон не охраняется. Ему не известно, возможно ли было совершить действия по размещению табачной продукции на станции Себеж. Наличие сигарет в вагоне № объяснить не смог.
Приемщики поездов станции Себеж М.С.А.. и Ш.А.Г.. в ходе административного расследования пояснили, что при осмотре вагонов с товаром, руководствуются Правилами коммерческого осмотра поездов и вагонов (утв. МПС РФ 29.12.1995 года №), обращая внимание на наличие/отсутствие коммерческих неисправностей вагонов. При проверке железнодорожного вагона (полувагона) с товаром - уголь, должностное лицо должно обращать внимание на равномерность загрузки с использованием АСКОПВ. 20.04.2022 года с 05.00 часов до 05 часов 40 минут ими осматривался железнодорожный вагон № в коммерческом отношении с двух сторон. Товар, перемещаемый в вагоне №, ими не проверялся. При осмотре, каких-либо нарушений, в том числе, наличие товара, незаявленного в товаросопроводительных документах по наименованию сигареты, установлено не было. ОАО «РЖД» возможность проверить товар, перемещаемый в железнодорожном вагоне № на соответствие сведениям о нем в товаросопроводительных документах, была предоставлена. Во время проведения осмотра, нарушений выявлено не было. Не располагают сведениями о том, кто, когда и при каких обстоятельствах мог разместить табачную продукцию в железнодорожном вагоне №.
Кроме того, в ходе административного расследования в качестве свидетеля был опрошен старший инспектор отдела таможенного досмотра т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни Б.А.О.., который показал, что 20.04.2022 года в период времени с 10 часов 01 минуты до 11 часов 24 минут проводил таможенный досмотр железнодорожного вагона № с товаром «уголь обогащенный марки КСН» на ПЗТК станции Себеж путь №1 т/п ЖДПП Посинь. На основании результатов комиссионного осмотра старшим смены Б.Н.Н.. было принято решение о производстве таможенного досмотра вагона № и было выдано поручение на таможенный досмотр. Согласно данного поручения, таможенный досмотр необходимо было произвести с целью идентификации товара, в объеме 100%, была определена его степень: измерение и определение характеристик товаров с частичной разборкой, без взятия проб и образцов. В случае выявления незаконно перемещаемого товара обеспечить пересчет грузовых мест, со вскрытием, пересчет количества предметов в грузовых местах, измерение и определение характеристики товара с частичной разборкой. В ходе таможенного досмотра, проводимого в присутствии заместителя начальника станции Себеж В.В.Н.., установлено, вагон, типа «полувагон», находящийся в ПЗТК т/п ЖДПП Посинь железнодорожной станции Себеж на 1-м пути предназначен для перевозки насыпных грузов, ЗПУ не имеет. Товар «уголь обогащенный марки КСН» перемещается навалом, грузовое отделение вагона заполнено примерно на 90%. При визуальном осмотре товара «уголь обогащенный марки КСН» было выявлено, что на поверхности товара имеются следы хождения (продавливание в поверхности товара в виде отпечатка обуви), вдоль левого борта вагона были неровности и бугры на поверхности товара, что не свойственно при загрузке данного вида товара, с учетом длительности перевозки, более светлого цвета неровностей и бугров части товара, в отличие от остальной поверхности. В своей совокупности, выявленные признаки прямо указывали на возможное наличие в данном вагоне товаров, не заявленных должным образом в товаросопроводительных документах при убытии с таможенной территории ЕАЭС. В ходе таможенного досмотра с использованием щупа досмотрового было установлено, что в грузовом отделении вагона под небольшим слоем товара «уголь обогащенный марки КСН», по левому боку (вдоль длинных стенок вагона) перемещается товар, уложенный в брикеты прямоугольной формы, упакованные в черную полиэтиленовую пленку и перетянутые прозрачным скотчем. При вскрытии упаковки установлено, что перемещается товар - сигареты «NZ GOLD» 7 брикетов по 450 пачек и 1 брикет 200 пачек, всего 8 брикетов или 3 350 пачек, не заявленный в товаросопроводительных документах. Досмотр проводился в светлое время суток при достаточном естественном освещении, температура воздуха окружающей среды составляла +10 градусов по Цельсию. Вагон находился в ПЗТК т/п ЖДПП Посинь ж/д станции Себеж на 1-м пути. По окончании таможенного досмотра им был составлен акт таможенного досмотра №, который был передан на ознакомление участвующим лицам. Замечаний на действия должностных лиц таможенного органа и по составленному акту таможенного досмотра не поступало. Учитывая порядок действий сотрудников ОАО «РЖД» при производстве комиссионного осмотра совместно с должностными лицами таможенного органа и пограничных служб, для ОАО «РЖД» и его работников перемещение незаявленного товара в вагоне № было очевидно. Согласно технологической схемы комиссионного осмотра, лица, производящие комиссионный осмотр, двигаются с «головы» поезда, но при этом могут фактически осматривать разные вагоны и их части, при этом, все выявленные нарушения обобщаются и доносятся до каждого члена комиссии. В ходе комиссионного осмотра лица, его производящие, проводят полный осмотр вагонов (балок, ребер жесткости, технических полостей, грузовых помещений), в том числе, с использованием технических средств (фонариков, щупов, зеркал), на наличие трещин, повреждений, нарушений целостности балок/вагонов (отсутствия элементов конструкции вагонов), наличия посторонних предметов. При загрузке данного вида товара, с учетом длительности перевозки и более светлого цвета части товара, в отличие от остальной поверхности, наличие следов хождения (отпечатков подошвы обуви), неровностей и бугров на поверхности товара, не свойственно, что прямо указывает на наличие незаявленного в товаросопроводительных документах товара, внутри перемещаемого в вагонах груза. Описанные признаки должны указывали на то, что именно в осматриваемом вагоне может перемещаться незаявленный по наименованию товар, и явиться для работников ОАО «РЖД» основанием к проведению более тщательной проверки груза, перемещаемого именно в этом вагоне. Согласно порядка, установленного технологическим процессом станции Себеж, у ОАО «РЖД» до фактической передачи товаросопроводительных документов в таможенный орган для оформления, при формировании подвижного состава к экспорту, в ходе осмотра вагонов состава на соответствие сведениям, заявленным в предоставленных отправителем документах, при надлежащем исполнении данного осмотра, есть возможность выявить товар, непоименованный в товаросопроводительных документах. Таким образом, при надлежащем исполнении ОАО «РЖД» своих обязанностей как перевозчика, до фактической подачи документов в таможенный орган, в случае выявления незаконно перемещающегося в вагонах товара (по окончании осмотра, при формировании экспортного поезда) у ОАО «РЖД» есть время на внесение корректировок в товаросопроводительные документы, подачу декларации на товар «сигареты», либо предпринять действия по возврату данного товара отправителю, то есть, предпринять любые действия на предотвращение незаконного перемещения товара «сигареты». При проведении таможенного контроля обращают внимание на исправность пломб (ЗПУ), правильность их наложения, наличие/отсутствие царапин, повреждений на самих запорных устройствах люков. Также учитывается специфика перемещаемого товара, способ его перемещения. Данные меры приняты, на основании того, что ранее неоднократно в ходе таможенных досмотров вагонов при перемещении товара насыпью были выявлены табачные изделия, различного производства, следующих на убытие с таможенной территории ЕАЭС от различных отправителей в адрес различных получателей. В указанном случае рисковая ситуация заключалась, в том, что перемещался товар насыпью в полувагоне, без таможенного обеспечения, полувагон имеет технологические полости.
В соответствии с п. 1 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 7 ст. 92 ТК ЕАЭС определено, что от имени перевозчика документы и сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС декларантом является перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.
Таким образом, обязанность предоставить достоверные сведения о перевозимом товаре, в силу ст. 89 ТК ЕАЭС, возлагается на перевозчика.
С учетом изложенного, перевозчик является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
В силу положений статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Законодательством Российской Федерации также установлено право ОАО «РЖД» проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных. Так, данная обязанность закреплена статьей 27 Федерального закона от 10.01.2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Из положений Конвенции о международных железнодорожных перевозках (Приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», параграф 1 ст. 11), участником которой является Российская Федерация, устанавливающих, в частности, что перевозчик в любой момент имеет право проверить, соблюдены ли условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной, не следует, что исключается юридическая возможность по принятию мер для надлежащего исполнения обязанностей перевозчика, установленных таможенным законодательством ЕАЭС.
Таким образом, международным и российским законодательством установлена возможность (право) ОАО «РЖД» проверять достоверность сведений о грузе, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных, перевозчик также вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, качества перевозимой продукции установленным стандартам, техническим условиям и иным актам, независимо оттого, что отправителем уже наложены запорно-пломбировочные устройства, независимо от того, что место принятия ОАО «РЖД» груза к перевозке не совпадает с местом погрузки.
В случае, если при проверке груза во время его перевозки или выдачи, перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (статья 29 СМГС), представление которого таможенному органу предусмотрено ст. 89 ТК ЕАЭС.
Таким образом, обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, является публично-правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права. Исполнение данной обязанности не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, их взаимных прав и обязанностей, действий контрагентов (отправителя товара), поскольку данные правоотношения регулируется нормами гражданского законодательства. Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер, в данном случае на перевозчика – ОАО «РЖД», который должен был принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара, его представителей.
Обязанность лица выполнить то или иное требование закона в области таможенного дела вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно выполнять установленные законом обязанности. Следовательно, вступая в таможенные правоотношения, ОАО «РЖД», как профессиональный (таможенный) перевозчик, должно не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что положения СМГС, Конвенции о международных железнодорожных перевозках (Приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, предоставляют перевозчику возможность для соблюдения требований ст.ст. 92, 89 ТК ЕАЭС в части сообщения в таможенный орган достоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при убытии товаров с таможенной территории Союза.
Вместе с тем, судом установлено, что указанным правом ОАО «РЖД» не воспользовалось. Документы, свидетельствующие о мерах принимаемых ОАО «РЖД» для недопущения установленных нарушений, в материалах дела отсутствуют. Напротив, из обстоятельств дела следует, что ОАО «РЖД» приняло товар к перевозке, без какой-либо проверки сведений о нем, имея возможность таковые принять.
В рамках административного расследования ОАО «РЖД» не предоставило доказательств действия с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что со стороны данного юридического лица к этому были приняты все меры. Каких-либо чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых для данного субъекта таможенных отношений препятствий не установлено. Наоборот, у ОАО «РЖД» имелась возможность заявить весь товар, вывозимый с таможенной территории Союза, либо не приступать к перевозке в случае несоответствия данных о характере груза, однако этого сделано не было по субъективным причинам.
Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.
У перевозчика ОАО «РЖД» имелась фактическая возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных таможенным законодательством Евразийского экономического союза, в том числе, путем принятия вышеуказанных мер, при этом перевозчиком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
То обстоятельство, что ОАО «РЖД» к перевозке предъявлен загруженный и готовый к перевозке вагон, относится к урегулированию взаимных обязательств между перевозчиком, с одной стороны, и отправителем товара, с другой стороны, в рамках их гражданско-правовых отношений. Названное обстоятельство с учетом международных норм и правил организации перевозки грузов в международном сообщении не освобождает ОАО «РЖД» от соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и исполнения законных обязанностей, связанных с перевозкой грузов, перед таможенными органами Евразийского экономического союза.
Вина перевозчика ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами: копией декларации на товары № (л.д.11-12); копией дорожной ведомости (л.д.13); копией invoice № (л.д.14); копией контрольного листа обработки экспортного груженого поезда от 20.04.2022 года (л.д.15); копией поручения на таможенный досмотр № от 21.04.2022 года (л.д.16); копией уведомления о проведении таможенного досмотра от 20.04.2022 года (л.д.17); копией требования о предъявлении товаров от 20.04.2022 года (л.д.18); копией требования о проведении грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств от 20.04.2022 года (л.д.19); копией акта таможенного досмотра № от 20.04.2022 года (л.д.20-23); копией доверенности № от 23.04.2021 года (л.д.24); протоколом изъятия вещей и документов от 21.04.2022 года (л.д.25-29); актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Псковской таможне от 21.04.2022 года (л.д.30); письмом представителя ОАО «РЖД» - заместителя начальника отдела по таможенной деятельности В.А.В.. от 30.06.2022 года (л.д.37-39); письмом с приложенными документами генерального директора по организации перевозочного процесса *** от 14.06.2022 года (л.д.49-53); письмом коммерческого директора *** от 26.05.2022 года (л.д.58); поручением № от 18.05.2022 года (л.д.61-63); копией письма представителя ОАО «РЖД» - заместителя начальника отдела по таможенной деятельности В.А.В. от 30.05.2022 года (л.д.65); протоколом опроса свидетеля В.В.Н.. от 30.05.2022 года (л.д.66-69); протоколом опроса свидетеля Ш.А.Г.. от 01.06.2022 года (л.д.71-74); протоколом опроса свидетеля М.С.А.. от 01.06.2022 года (л.д.75-78); протоколом опроса свидетеля Б.А.О.. от 30.05.2022 года с приложением (л.д.79-83).
Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают.
Нарушений действующего законодательства Российской Федерации в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на это должностным лицом, содержит сведения, необходимые для установления всех обстоятельств дела. Доказательства, содержащиеся в материалах дела, получены надлежащим образом.
На основании совокупности представленных материалов суд приходит к выводу о наличии в действиях перевозчика ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, выразившемся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании перемещаемого товара при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза путем предоставления недействительных документов, в связи с чем, перевозчик ОАО «РЖД» должен быть подвергнут административному наказанию в соответствии с санкцией предусмотренной статьи.
При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности правонарушения, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность перевозчика ОАО «РЖД», судом не установлено. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, судом признается повторное совершение перевозчиком ОАО «РЖД» в течение года с момента последнего привлечения к административной ответственности однородного административного правонарушения.
При определении вида наказания, суд, учитывая вышеизложенные обстоятельства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, и полагает возможным назначить перевозчику ОАО «РЖД» наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Суд полагает, что указанный вид наказания будет отвечать принципам разумности и справедливости, соответствовать тяжести совершенного правонарушения и обеспечивать достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
В силу положений ч. 3 ст.3.7 КоАП РФ, не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
При указанных обстоятельствах конфискация, как административное наказание не может быть применена в отношении предмета данного административного правонарушения, находящегося в незаконном обороте, в связи с чем изъятая табачная продукция, не подлежащая обороту в Российской Федерации, подлежит уничтожению.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 16.1 ч. 3, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 770801001, дата регистрации юридического лица – 23.09.2003 года, зарегистрированное по адресу: 107174, <...>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Уведомить администрацию юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о реквизитах оплаты штрафа: <данные изъяты>.
Разъяснить администрации юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), что в соответствии ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Предложить администрации юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») предоставить квитанцию об уплате штрафа в Псковский городской суд Псковской области (каб. №№).
Разъяснить администрации юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Разъяснить администрации юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), что в соответствии с ч.1.3-3 ст.32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
По вступлении постановления в законную силу:
- товар, явившийся предметом административного правонарушения (согласно акта приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Псковской таможне от 21.04.2022 года) - сигареты с фильтром, в твёрдых пачках белого цвета с золотистыми полосками, с акцизными марками республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: «NZ GOLD, 20 сигарет с фильтром «NZ GOLD» («ЭНЗЕД ГОЛД»); продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена; ОАО «Гродненская табачная фабрика «НЕМАН», ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г. Гродно, Республика Беларусь, WWW.TABAK.BY; Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества», а так же изображения штрих-кодов. Страна происхождения, согласно маркировки на пачках – Беларусь, в количестве 3 350 пачек, или 67 000 сигарет, общим весом брутто – 56,3 кг, стоимостью 167 500 рублей, упакованные в 6 полиэтиленовых пакета, которые снабжены ярлыками «Товар №1» и опломбированы пластиковыми пломбами (каждый пакет опломбирован 1-й пластиковой пломбой). Номера пломб: 0002036-0002041, находящийся в камере хранения вещественных доказательств Псковской таможни (<...>) – уничтожить;
- копию декларации на товары № (л.д.11-12); копию дорожной ведомости (л.д.13); копию invoice #№ (л.д.14); копию контрольного листа обработки экспортного груженого поезда от 20.04.2022 года (л.д.15); копию поручения на таможенный досмотр № от 21.04.2022 года (л.д.16); копию уведомления о проведении таможенного досмотра от 20.04.2022 года (л.д.17); копию требования о предъявлении товаров от 20.04.2022 года (л.д.18); копию требования о проведении грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств от 20.04.2022 года (л.д.19); копию акта таможенного досмотра № от 20.04.2022 года (л.д.20-23); копию доверенности № от 23.04.2021 года (л.д.24), находящиеся в материалах настоящего дела об административном правонарушении - хранить при материалах дела в течение всего срока хранения последнего.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Бондаренко