ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-287/2018 от 01.06.2018 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Кострома 1 июня 2018 года

Судья Свердловского районного суда г.Костромы Глушков В.В.,

с участием ФИО1, рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1<дата> г.р., урож: <адрес> гражданки РФ, проживающей по адресу: <адрес>, ИНН о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.18.15 ч.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Согласно составленного в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по результатам административного расследования протокола об административном правонарушении, ею нарушены нормы миграционного законодательства при следующих обстоятельствах.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 заключила трудовой договор с гражданином <адрес>А.<дата> г.р. В нарушение п.18 ст.13.4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ФИО1 в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора, не уведомила об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин, обучающийся в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, осуществляет трудовую деятельность (УМВД России по Костромской области).

В судебном заседании ФИО1, признав существо и обстоятельства правонарушения, обратила внимание на то, что фактически работник так и не приступил к выполнению своих трудовых обязанностей.

В адресованном суду письменном заявлении просила применить за впервые совершенное административное правонарушение в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ предупреждение.

Опрошенный свидетель М. – муж ФИО1 пояснил, что занимаясь производственными вопросами, уведомлений о заключении трудового договора с иностранным гражданином не направлялось, подобное было сделано, в связи с выявлением данного факта подразделением полиции по вопросам миграции.

Выслушав участвующих лиц, огласив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрены специальные требования, регламентирующие участие иностранных граждан в трудовых отношениях на территории Российской Федерации.

В силу п. 18 ст. 13.4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, имеющих право осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 6 и 7 пункта 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными иностранными гражданами, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Как следует из содержания п. 2 Порядка предоставления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) обучающимся в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образование по основной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, утвержденного Приложением №10 к Приказу МВД России от 10.01.2018 года №11 «О формах и порядке уведомления МВД РФ или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории РФ» работодатель или заказчик работ (услуг) в течение трех рабочих дней уведомляет территориальный орган МВД России на региональном уровне в соответствующем субъекте Российской Федерации о заключении или расторжении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), обучающимся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, либо о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ИП ФИО1, заключив <дата> трудовой договор (на неопределенный срок) с гражданином <адрес>А., согласно которому с <дата> он принимается на работу на должность повара, в нарушение требований п. 18 ст. 13.4 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора (т.е. до <дата>), не уведомила УМВД России по Костромской области о заключении трудового договора с данным иностранным гражданином, обучающимся в РФ по очной форме в образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.

Изложенные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, полученных в порядке, предусмотренном КоАП РФ: рапортом начальника УВМ УМВД России по Костромской области от <дата> об отсутствии сведений об уведомлении со стороны ИП ФИО1 о заключении трудового договора с иностранным гражданином А., копией трудового договора с А. от <дата>, письменными объяснениями – ИП ФИО1, А.– работника, справкой об обучении иностранного гражданина в ... от <дата>, данными из досье иностранного гражданина ФМС России АС ЦБДУИГ, протоколом об административном правонарушении.

Таким образом, ФИО1, осуществляющей предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в результате допущенного виновного бездействия в виде несоблюдения правовых норм совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.18.15 ч.3 КоАП РФ.

Доводы же ФИО1 о том, что иностранный гражданин фактически к работе не приступил, с учетом содержания имеющегося в деле трудового договора, правового значения не имеют. Согласно ст.61 Трудового кодекса Российской Федерации, работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с указанной статьей Трудового кодекса Российской Федерации, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным.

Согласно п.1.1,1.5 рассматриваемого Трудового договора, работник принимается на должность повара, трудовой договор вступает в силу с момента подписания его сторонами (поскольку в нем дата начала работы не определена, считается с даты подписания). Трудовой договор между ИП ФИО1 и работником – иностранным гражданином подписан в день его заключения <дата>. Поэтому, даже при аннулировании трудового договора в порядке ст. 61 Трудового кодекса РФ, в связи с тем, что работник не приступил к работе в день определенный трудовым договором (данных об аннулировании в деле не имеется и в судебном заседании не представлено), правового значения для сложившихся правоотношений не имеют и не являются основанием для освобождения от обязанности уведомления УМВД России по Костромской области.

При назначении наказания в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ учитывается характер совершенного правонарушения. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не нахожу, смягчающими признаю – совершение правонарушения впервые, фактическое признание вины ФИО1 Вышеназванные нарушения нельзя признать малозначительными, поскольку нарушается установленная законодательными актами безопасность государства в сфере регулирования и упорядочения отношений в сфере миграции.

Нарушений норм КоАП РФ при возбуждении дела, административном расследовании и составлении протокола об административном правонарушении не допущено.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность по ст.18.15 ч.3 КоАП РФ, как юридические лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Дело об административном правонарушении должностным лицом направлено для рассмотрения судье районного суда для обсуждения вопроса о применении к ФИО1 наказания в виде административного приостановления деятельности.

Рассмотрев дело, считаю, что цели административного наказания могут быть обеспечены лишь таким его видом, как административное приостановление деятельности, поскольку менее строгий вид наказания, предусмотренный санкцией статьи, не сможет обеспечить достижение целей, предусмотренных ст.3.1 КоАП РФ. Допущенные ФИО1 нарушения миграционного законодательства создают реальную угрозу безопасности государства, которое путем принятия нормативно-правовых актов регулирует отношения в сфере миграционных процессов и привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ, срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Как следует из материалов дела, временный запрет деятельности в рамках производства по данному делу об административном правонарушении не применялся. Следовательно, срок административного приостановления деятельности по настоящему делу об административном правонарушении подлежит исчислению с момента фактического приостановления деятельности.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч. 2 ст. 109 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" конкретные меры по обеспечению исполнения постановления об административном приостановлении деятельности выбираются судебными приставами - исполнителями самостоятельно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.5-29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.18.15 ч.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности – прекращения (запрета) привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан сроком на 14 суток. Запрет не распространяется на лиц, привлеченных ФИО1 к трудовой деятельности в установленном законом порядке на день вынесения настоящего постановления.

Срок административного приостановления деятельности надлежит исчислять с момента фактического приостановления деятельности.

Настоящее постановление может быть обжаловано в 10-суточный срок с момента вручения или получения его копии в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья Глушков В.В.