ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-28/18 от 12.07.2018 Болховского районного суда (Орловская область)

Дело № 5-28/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Болхов 12 июля 2018 г.

Судья Болховского районного суда Орловской области Макарова О.В.,

с участием представителя МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Болховского районного суда <адрес> (адрес: 303140, <адрес>) дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в отношении:

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения (МБОУ) «Краснознаменская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ при проведении плановой документарной проверки в отношении МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа», расположенному по адресу: <адрес>, установлено, что МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ (серия 57 Л 01 ), в соответствии с которой имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии.

В приложении к лицензии указаны виды образования: общее образование, уровни образования - дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование; дополнительное образование, подвид - дополнительное образование детей и взрослых.

В нарушение требований Подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации области от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании образовательной деятельности» в Учреждении отсутствуют правоустанавливающие документы на здания и земельные участки, расположенные по адресу места осуществления образовательной деятельности: <адрес>.

В нарушение требований п. 2 Подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности в Учреждении отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам на ведение образовательной деятельности по адресу места осуществления образовательной деятельности.

В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности право на занятие педагогической деятельностью по должности старший воспитатель предоставлено лицу - ФИО2, не отвечающему квалификационным требованиям, указанным в квалификационном справочнике и (или) профессиональным стандартам. («Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.»).

Учреждением не созданы условия и не организовано дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации учителю английского языка ФИО3, учителю математики и педагогу дополнительного образования ФИО4, учителю истории ФИО5

В штате Учреждения, реализующего образовательные программы общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование) и общеразвивающие программы дополнительного образования, отсутствует должность - педагог дополнительного образования.

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела государственной аккредитации и лицензирования управления контроля и надзора в сфере образования Департамента образования <адрес>ФИО6 по итогам плановой документарной проверки в отношении МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В судебном заседании представитель МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа» ФИО1 вину признала полностью и пояснила, что в настоящее время школой проводятся действия по устранению нарушений, которые были выявлены в результате проверки, подано заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения, сданы документы для оформления права собственности на земельный участок, расположенный по адресу места осуществления образовательной деятельности, старший воспитатель уволен, в штатное расписание внесены изменения. Вместе с тем, полностью устранить нарушения в настоящее время не представилось возможным.

Выслушав объяснения представителя МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа», и исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о виновности МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа»в совершении административного правонарушения по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2001 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно пункту 9 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.

Согласно подпункту «а» пункта 6 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.

В ходе проверки установлено, что в Учреждении отсутствуют правоустанавливающие документы на здания и земельные участки, расположенные по адресу места осуществления образовательной деятельности: <адрес>.

В силу подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В нарушение указанной нормы право на занятие педагогической деятельностью по должности старший воспитатель предоставлено лицу - ФИО2, не отвечающему квалификационным требованиям, указанным в квалификационном справочнике и (или) профессиональным стандартам. («Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.»).

Согласно подпункту «ж» пункта 6 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В нарушение требований п. 2 Подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности в Учреждении отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам на ведение образовательной деятельности по адресу места осуществления образовательной деятельности.

В соответствии с ФГОС начального общего образования, утвержденным

приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373, ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, должна обеспечиваться освоением работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

В соответствии с частью 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

К компетенции образовательной организации в соответствии с ч. 3 ст. 48

Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится в том числе создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

Учреждением не созданы условия и не организовано дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации учителю английского языка ФИО3, учителю математики и педагогу дополнительного образования ФИО4, учителю истории ФИО5

В штате Учреждения, реализующего образовательные программы общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование) и общеразвивающие программы дополнительного образования, отсутствует должность - педагог дополнительного образования.

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В силу пункта 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «д», «ж» пункта 6 данного Положения.

Вина правонарушителя подтверждается лицензией и перечнем общеобразовательных программ, по которым школа имеет право на ведение образовательной деятельности, приказом Департамента образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о проведении плановой документарной проверки, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении.

Таким образом, факт совершения МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которые являются допустимыми в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа» состава административного правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Действия МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа» суд квалифицирует по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Санкция статьи предусматривает для юридических лиц - административный штраф в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

При определении вида и меры, судья учитывает характер совершенного правонарушения, его высокую общественную опасность, конкретные обстоятельства административного дела.

Решая вопрос о назначении наказания, судья принимает во внимание отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, исключающих производство по данному делу, либо влекущих освобождение от административной ответственности МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа», суд не усматривает.

Принятие мер к получению санитарно-эпидемиологического заключения и к устранению других нарушений не свидетельствует об отсутствии вмененного состава правонарушения, либо его малозначительности.

Выявленные нарушения МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа» в настоящее время не устранены, являются грубыми нарушениями, учитывая характер и общественную опасность совершенного административного правонарушения, вне зависимости от наличия или отсутствия вредных последствий для охраняемых законом интересов общества, личности и государства, судья считает необходимым применить в отношении МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа» административное наказание в виде приостановления деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В силу ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В соответствии с ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Как следует из материалов дела, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности не применялись.

В силу ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ постановление судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.22.1, 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) «Краснознаменская основная общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес>, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности МБОУ «Краснознаменская основная общеобразовательная школа» по адресу: <адрес> сроком на 21 (двадцать одни) сутки.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд через Болховский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.В. Макарова