ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-28/18 от 24.04.2018 Бавлинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело №5-28/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 апреля 2018 года город Бавлы РТ

Судья Бавлинского городского суда Республики Татарстан Саитов М.И.,

при секретаре судебного заседания Сафиной Э.Р.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » Бавлинского муниципального района Республики Татарстан,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » Бавлинского муниципального района Республики Татарстан в <данные изъяты> учебном году и по настоящее время осуществляло образовательную деятельность по программам дополнительного образования без наличия специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, так же диплом выданный Государственным педагогическим институтом им.Низами (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ о получении Г.Р. специальности «Русский язык и литература» с присвоением квалификации «учитель», а так же диплом выданный <данные изъяты> педагогическим училищем им. ФИО4 (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ о получении Г.Б. специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях» с присвоением на основании квалификации «воспитатель в дошкольных учреждениях», не прошли процедуры признания (нострификации).

В судебном заседании представители Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » Бавлинского муниципального района Республики Татарстан ФИО1, представитель по доверенности ФИО2 вину в совершении правонарушения не признали. Пояснили, что в действиях МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » отсутствуют нарушения требований лицензирования образовательной деятельности, в том числе по программам дополнительного образования. Вместе с тем, в настоящее время предприняты меры для устранения выявленных нарушений. Просили освободить от административной ответственности, ограничившись замечанием.

Представители Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств не поступило.

Судья, исследовав представленные доказательства, считает, что в действиях привлекаемого юридического лица имеется состав административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В силу пункта 14 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года №99-ФЗ лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").

Пунктом 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Статьей 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года №966 «О лицензировании образовательной деятельности» к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе:

а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения;

б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.

Статьей 6 настоящего Постановления при определении критерия грубого нарушения лицензионных требований обозначены следующие лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;

г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

д) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;

ж) наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

з) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

и) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

к) наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения плановой выездной проверки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » Бавлинского муниципального района Республики Татарстан установлено нарушение требований статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части осуществления в <данные изъяты> учебном году и по настоящее время образовательной деятельности по программам дополнительного образования без наличия специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, так же установлено нарушение требований статей 46, 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части отсутствия документов, официально подтверждающих значимость (уровня) полученного образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и профессиональной деятельности в Российской Федерации, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных, предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством Российской Федерации прав. Диплом выданный Государственным педагогическим институтом имени Низами (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ о получении Г.Р. специальности «Русский язык и литература» с присвоением на основании решения Государственной экзаменационной комиссии ДД.ММ.ГГГГ квалификации «учитель», а так же диплом СТ-1 выданный Душанбинским педагогическим училищем им. ФИО4 (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ о получении Г.Б. специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях» с присвоением на основании решения Государственной экзаменационной комиссии ДД.ММ.ГГГГ квалификации «воспитатель в дошкольных учреждениях», не прошли процедуры признания (нострификации) (л.д.7-8).

Из объяснения директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » Бавлинского муниципального района Республики Татарстан ФИО1 в административном материале следует, что дополнительное образование велось без лицензии, в связи с отсутствием финансирования. В данный момент документы собраны и находятся в работе. По вопросу о несоответствии образования сотрудников Г.Р., Г.Б. и необходимости нострификации дипломов стало известно в ДД.ММ.ГГГГ. После чего поданы документы на проведение процедуры нострификации (л.д.9).

Как видно из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении плановой выездной проверки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » Бавлинского муниципального района Республики Татарстан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в <данные изъяты> учебных годах и по настоящее время МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » осуществляет образовательную деятельность по программам дополнительного образования без наличия лицензии на данный вид деятельности, в нарушение требований статей 46, 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представленный диплом ФВ выданный Государственным педагогическим институтом им.Низами (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ о получении Г.Р. специальности «Русский язык и литература» с присвоением квалификации «учитель», а так же диплом выданный <данные изъяты> педагогическим училищем им. ФИО4 (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ о получении Г.Б. специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях» с присвоением на основании квалификации «воспитатель в дошкольных учреждениях», не прошли процедуры признания (нострификации)

Таким образом, в нарушение пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » Бавлинского муниципального района Республики Татарстан в <данные изъяты> учебных годах осуществляло образовательную деятельность с нарушением условий выдачи лицензии, что подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, объяснением директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » Бавлинского муниципального района Республики Татарстан ФИО1 и другими доказательствами.

Пунктом 20 Пленума Верховного суда Российской Федерации №5 от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При наличии таких обстоятельств, судья переквалифицирует действия МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » Бавлинского муниципального района Республики Татарстан с части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), поскольку осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования без наличия лицензии на данный вид деятельности не образует грубого нарушения лицензионных требований, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года №966 «О лицензировании образовательной деятельности». Доказательств, связанных с осуществлением данным образовательным учреждением деятельности при грубом нарушении лицензионных требований материалы дела об административном правонарушении не содержат.

При избрании вида и меры наказания судья учитывает фактические обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, финансового положения юридического лица, судья считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » Бавлинского муниципального района Республики Татарстан признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Бавлинский городской суд в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: подпись.

Копия верна, судья: М.И. Саитов.