55RS0003-01-2020-000887-42 Дело № 5-28/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Омск 12 мая 2020 года
Ленинский районный суд г. Омска (<...>, каб. 106)
в составе судьи Исматова Т.Б.
при секретаре судебного заседания Абишевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица - Бюджетного образовательного учреждения города Омска «Средняя образовательная школа №» (ИНН №, ОРГН 1025501167064, юридический и фактический адрес <адрес>),
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору ФИО1 вынесено предписание №, в соответствии с которым Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя образовательная школа №» (далее - Учреждение) обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании и помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, а именно:
№ - Резервные источники питания, аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания не обеспечивают питание электроприемников в дежурном режиме в течение 24 часов плюс 1 час работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме;
№ - Не обеспечено автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи (обрыв, короткое замыкание) между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок (холл);
№ - Не обеспечен минимальный расход воды 1*2,5 литра в секунду на внутреннее пожаротушение (фактически расход составляет 1*0,19 литра в секунду).
При проверке исполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 40 минут установлено, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, не исполнено, что подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением предписания в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 3).
В судебном заседании представитель Учреждения директор Г.С.А. (действующая на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ) с выявленными нарушениями не согласилась. Суду пояснила, что Учреждением были предприняты все зависящие от него меры для устранения нарушений, указанных в предписании, работы по исполнению предписания ведутся до сих пор. Школа не имела возможности устранить данное предписание, в связи с тем, что все трубы находились в ведении АО <данные изъяты>. Данная организация заменила запорную арматуру, выполнила замену водопроводного ввода.
На л.д. 11 имеется предписание государственного инспектора Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Учреждение в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязано устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании и помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, указанные в описательной части постановления. Предписание получено ДД.ММ.ГГГГ представителем Учреждения - директором Г.С.А.
На л.д. 6-7 имеется распоряжение заместителя главного государственного инспектора Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Учреждения с целью контроля исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжение получено представителем Учреждения ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется отметка.
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Учреждением не исполнен п. 39/1/3 предписания, а именно: не обеспечен минимальный расход воды 1*2,5 литра в секунду на внутреннее пожаротушение (фактически расход составляет менее 1,86 м.)
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 56 в Ленинскому судебном районе в г. Омске мирового судьи судебного участка № 53 в Ленинском судебном районе в г. Омске ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Учреждения - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установки пожаротушения - совокупность стационарных технических средств тушения пожара путем выпуска огнетушащего вещества. Установки пожаротушения должны обеспечивать локализацию или ликвидацию пожара. Установки пожаротушения по конструктивному устройству подразделяются на агрегатные, модульные и микрокапсулированные, по степени автоматизации - на автоматические, автоматизированные, автономные и ручные, по виду огнетушащего вещества - на жидкостные (вода, водные растворы, другие огнетушащие жидкости), пенные, газовые, порошковые, аэрозольные и комбинированные, по способу тушения - на объемные, поверхностные, локально-объемные и локально-поверхностные.
Тип установки пожаротушения, способ тушения и вид огнетушащего вещества определяются организацией-проектировщиком. При этом установка пожаротушения должна обеспечивать: 1) реализацию эффективных технологий пожаротушения, оптимальную инерционность, минимально вредное воздействие на защищаемое оборудование; 2) срабатывание в течение времени, не превышающего длительности начальной стадии развития пожара (критического времени свободного развития пожара); 3) необходимую интенсивность орошения или удельный расход огнетушащего вещества; 4) тушение пожара в целях его ликвидации или локализации в течение времени, необходимого для введения в действие оперативных сил и средств; 5) требуемую надежность функционирования.
Согласно ст. 60 указанного закона здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями. Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала.
В силу ст. 62 здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 102,107 огнетушащие вещества должны обеспечивать тушение пожара поверхностным или объемным способом их подачи с характеристиками подачи огнетушащих веществ в соответствии с тактикой тушения пожара. Огнетушащие вещества должны применяться для тушения пожара тех материалов, взаимодействие с которыми не приводит к опасности возникновения новых очагов пожара или взрыва. Огнетушащие вещества должны сохранять свои свойства, необходимые для тушения пожара, в процессе транспортирования и хранения. Огнетушащие вещества не должны оказывать опасное для человека и окружающей среды воздействие, превышающее принятые допустимые значения.
Пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны обеспечивать размещение и хранение в них первичных средств пожаротушения. Конструкция пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов должна позволять быстро и безопасно использовать находящееся в них оборудование. Габаритные размеры и установка пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов не должны приводить к загромождению путей эвакуации. Пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов. Внешнее оформление и информация о содержимом пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов определяются нормативными документами по пожарной безопасности, принятыми в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4.1.1 «СП 10.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», утвержденным Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 180 для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с таблицей 1, а для производственных и складских зданий - в соответствии с таблицей 2. Расход воды на пожаротушение в зависимости от высоты компактной части струи и диаметра спрыска следует уточнять по таблице 3. При этом следует учитывать одновременное действие пожарных кранов и спринклерных или дренчерных установок. Согласно п. 4 Таблицы 1 минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение должен составлять 1 * 2,5 литра в секунду.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что все указанные в описательной части постановления суда нарушения вменены в вину Учреждения обоснованно.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, а именно: руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, а. также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Таким образом, бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно имеющемуся в материалах дела свидетельства о государственной регистрации права № Учреждение пользуется зданием, расположенным по адресу: <адрес>, на праве оперативного управления, следовательно, Учреждение является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в вышеуказанном здании.
Факт невыполнения предписания к указанному сроку подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, техническим заключением № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих возражений представитель учреждения ссылалась на наличие вины АО « Омскводоканал» в недостаточном расходе воды на внутренне пожаротушение. Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что данной организацией были заменены водопроводные колодцы, участок сети водопровода, запорная арматура и водопроводный ввод. Согласно представленного в судебное заседание технического заключения от ДД.ММ.ГГГГ№ в результате проведенных испытаний после выполнения АО « Омскводоканал» указанных работ фактический расход воды на одну струю составил менее 1,86 л.с., т.е. и после проведенных работ не обеспечен требуемый расход воды на внутреннее пожаротушение. Данные обстоятельства не подтверждают, наличие вины АО « Омскводоканал» в необеспечении требуемого расхода воды на внутреннее пожаротушение.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно п. 13.1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно п. 14 указанного постановления, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору ФИО1 вынесено предписание №, в соответствии с которым Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя образовательная школа №» (далее - Учреждение) обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании и помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, в том числе обеспечить минимальный расход воды 1*2,5 литра в секунду на внутреннее пожаротушение (фактически расход составляет 1*0,19 литра в секунду).
Таким образом трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности начал течь с ДД.ММ.ГГГГ, срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 24.5 п. 1 пп. 6 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности;
Руководствуясь ст.ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу в отношении Юридического лица - Бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа №» (ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>, фактический адрес: <адрес>) прекратить по ст. 24.5. ч. 1 п.6 КоАп РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Ленинский районный суд г. Омска.
Судья Т.Б. Исматов