Дело № 5-28/2013
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Мурманск 15 февраля 2013 года
Первомайский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Никитиной Т.Ф.,
с участием представителя ОАО «***» – ФИО1.,
представителя Управления Росприроднадзора по Мурманской области – ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении:
Открытого акционерного общества «***», ***,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из протокола по делу об административном правонарушении и представленных материалов, открытое акционерное общество «***» (далее – ОАО «***», Общество) совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
*** в адрес Управления Росприроднадзора по Мурманской области поступило обращение жителей *** о том, что в жилой зоне поселка накопилось большое количество золошлака от работы угольных котельных, находящихся в эксплуатации ОАО «***» филиала «***». Золошлак длительное время не вывозится с территории населенного пункта, что создало некомфортные условия проживания жителей поселка.
В соответствии с Уставом Общество имеет филиалы, в том числе, «***» по адресу: ***, который действует на основании утвержденного Положения, и не является юридическим лицом, является обособленным структурным подразделением ОАО «***», осуществляет деятельность на территории Мурманской области от имени создавшего его общества. Ответственность за деятельность филиала несет создавшее его общество.
На основании государственного контракта №*** от *** ОАО «***» поставляет тепловую энергию для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Минобороны России организаций. Для этих целей и во исполнение приказов Министерства обороны РФ от *** №*** и от *** №***, ФГУ «***» передало ОАО «***» по договорам №*** от *** и №*** от *** в безвозмездное пользование недвижимое и движимое на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны РФ, в том числе, котельные, работающие на угле, находящиеся на территории *** с инвентарными номерами: №***, №***.
При этом ОАО «***» обязуется нести коммунальные, эксплуатационные, административно-хозяйственные расходы, связанные с использованием, содержанием имущества (котельной).
В рамках административного расследования был осуществлен осмотр котельных и прилегающих территорий, и установлено следующее:
Котельная инв. №*** Адрес*** работает на твердом топливе-угле. Всего в котельной установлено пять котлов (плюс один резервный на жидком топливе), на момент проверки эксплуатировалось три. С торца здания котельной на расстоянии около 10 метров лежат кучи золошлака, на площадке 60x25м. Золошлак сбрасывается на грунт, площадка для его накопления не имеет твердого покрытия (бетон, асфальт и др.). Образовавшийся от производственной деятельности золошлак учитывается в журнале учета отходов №***. Заведен журнал *** прошит, скреплен печатью. Отопительный сезон *** начался *** и продолжается до настоящего времени. Согласно записи в журнале учета, с начала отопительного сезона образовалось *** кг золошлака, (всего на площадке находится *** кг золошлака). Помещения котельной освещаются лампами дневного света (содержащие ртуть), прилегающая территория лампами ДРЛ (содержащие ртуть). Мусор от бытовых помещений организаций несортированный собирается в контейнеры находящиеся на расстоянии 80-90 метров от котельной.
Котельная инв. №*** Адрес*** работает на твердом топливе-угле. Всего в котельной установлено четыре котла (плюс один резервный на жидком топливе). На момент проверки эксплуатировалось два. С торца здания котельной на расстоянии 15-20 метров лежат кучи золошлака, на площадке 50x50м. Золошлак сбрасывается на грунт, площадка для его накопления не имеет твердого покрытия (бетон, асфальт и др.). Образовавшийся от производственной деятельности золошлак учитывается в журнале учета отходов №*** Заведен журнал *** прошит, скреплен печатью. Отопительный сезон *** начался *** и продолжается до настоящего времени. Согласно записи в журнале учета, с начала отопительного сезона образовалось *** кг золошлака, (всего на площадке находится *** кг золошлака). Помещения котельной освещаются лампами дневного света (содержащие ртуть), прилегающая территория лампами ДРЛ (содержащие ртуть). Мусор от бытовых помещений организаций несортированный собирается в контейнеры находящиеся на территории военного городка.
Котельная инв. №*** Адрес*** работает на твердом топливе-угле. Всего в котельной установлено три котла, на момент проверки эксплуатировался один. С торца здания котельной на расстоянии около 10-15 метров лежат кучи золошлака, на площадке 7x4м. Золошлак сбрасывается на грунт, площадка для его накопления не имеет твердого покрытия (бетон, асфальт и др.). Образовавшийся от производственной деятельности золошлак учитывается в журнале учета отходов №***. Заведен журнал *** прошит, скреплен печатью. Отопительный сезон *** начался *** и продолжается до настоящего времени. Согласно записи в журнале учета, с начала отопительного сезона образовалось *** кг золошлака, (всего на площадке находится *** кг золошлака). Помещения котельной освещаются лампами дневного света (содержащие ртуть), прилегающая территория лампами ДРЛ (содержащие ртуть). Мусор от бытовых помещений организаций несортированный собирается в контейнеры находящиеся на территории военного городка.
Котельная инв. №*** Адрес*** работает на твердом топливе-угле. Всего в котельной установлено пять котлов, на момент проверки эксплуатировался один. С торца здания котельной на расстоянии около 10-15 метров лежат кучи золошлака, на площадке 20x6м, высотой 2,5-3 метра. Золошлак сбрасывается на грунт, площадка для его накопления не имеет твердого покрытия (бетон, асфальт и др.). Образовавшийся от производственной деятельности золошлак учитывается в журнале учета отходов №***. Заведен журнал *** прошит, скреплен печатью. Отопительный сезон *** начался *** и продолжается до настоящего времени. Согласно записи в журнале учета, с начала отопительного сезона образовалось *** кг золошлака, (всего на площадке находится *** кг золошлака). Помещения котельной освещаются лампами дневного света (содержащие ртуть), прилегающая территория лампами ДРЛ (содержащие ртуть). Мусор от бытовых помещений организаций несортированный собирается в контейнеры находящиеся на территории военного городка.
Котельная инв. №*** Адрес*** работает на твердом топливе- угле. Всего в котельной установлено тринадцать котлов, на момент проверки эксплуатировалось семь. С торца здания котельной на расстоянии 10-15 метров лежат кучи золошлака, на площадке 20x15м. Золошлак сбрасывается на грунт, площадка для его накопления не имеет твердого покрытия (бетон, асфальт и др.). Образовавшийся от производственной деятельности золошлак учитывается в журнале учета отходов №***. Заведен журнал *** прошит, скреплен печатью. Отопительный сезон *** начался *** и продолжается до настоящего времени. Согласно записи в журнале учета, с начала отопительного сезона образовалось *** кг золошлака, (всего на площадке находится *** кг золошлака). Помещения котельной освещаются лампами дневного света (содержащие ртуть), прилегающая территория лампами ДРЛ (содержащие ртуть). Мусор от бытовых помещений организаций несортированный собирается в контейнеры находящиеся на расстоянии 10 метров от котельной. Контейнеры переполнены, отходы валяются рядом на почве. В крайнем контейнере сжигаются отходы. Со слов начальника котельной ФИО3, контейнер в котором сжигаются отходы относится к 200 отдельной мотострелковой бригаде.
Котельная инв. №*** Адрес*** работает на твердом топливе-угле. Всего в котельной установлено три котла, на момент проверки эксплуатировалось два. С торца здания котельной на расстоянии около 10-15 метров лежат кучи золошлака, на площадке 10x8м, высотой 2-2,5 метра. Золошлак сбрасывается на грунт, площадка для его накопления не имеет твердого покрытия (бетон, асфальт и др.). Образовавшийся от производственной деятельности золошлак учитывается в журнале учета отходов №***. Заведен журнал *** прошит скреплен печатью. Отопительный сезон *** начался *** продолжается до настоящего времени. Согласно записи в журнале учета, с начал; отопительного сезона образовалось *** кг золошлака, (всего на площадке находится *** кг золошлака). Помещения котельной освещаются лампами дневной света (содержащие ртуть), прилегающая территория лампами ДРЛ (содержащие ртуть) Мусор от бытовых помещений организаций несортированный собирается в контейнеры находящиеся на территории военного городка.
ОАО «***», осуществляя деятельность по производству, передаче и реализации тепловой энергии, в процессе которой образуются отходы производства и потребления, имеются стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, то есть деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления, является природопользователем.
Таким образом, органом проводившим административное расследование установлено нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления, и законодательства об охране окружающей среды, выразившиеся в: не проведении инвентаризации отходов производства и потребления, образующихся в процессе эксплуатации котельных; не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не выполнена обязанность подтверждения отходов к конкретному классу опасности, не разработаны и не утверждены паспорта на опасные отходы, образующиеся в процессе производственной деятельности; отходы производства хранятся не безопасным, для окружающей среды способом; площадки для временного хранения золошлака не оборудованы в соответствии с законодательством; на большинстве котельных отсутствуют контейнеры и оборудованные места, для временного накопления отходов – мусора от бытовых помещений; допускается сброс мусора на почву и разброс на прилегающую территорию; учет отходов не соответствует требованиям действующего законодательства; учет отходов (мусор от бытовых помещений организаций несортированный, ртутные лампы) отсутствует; не обеспечен своевременный вывоз отходов в специализированные места их хранения или захоронения; отсутствует порядок производственного контроля в области обращения с отходами.
Законный представитель ОАО «***» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя.
В судебном заседании представитель ОАО «***» ФИО1 с протоколом об административном правонарушении не согласилась, приводила доводы, что устранение большей части выявленных в ходе проверки нарушений, лежит на балансодержателе. Также указала на отсутствие финансирования филиала Общества на указанные мероприятия.Представитель Управления Росприроднадзора по Мурманской области ФИО2 приводил доводы о наличии достаточных оснований для привлечения ОАО «***» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ. Указал, что оснований для переквалификации действий Общества на ст.8.1 КоАП РФ, не имеется.
Свидетель ФИО4 суду пояснила, что она работает в ОАО «***» филиал «***» в должности специалиста службы промышленной, экологической безопасности и охраны труда. По обстоятельствам рассматриваемого дела пояснила, что котельные в поселке Печенга были переданы ОАО «***» на основании договора безвозмездного пользования. Большая часть золошлака принадлежит ООО «***» и ОАО «***» к нему отношения не имеет. Накопившийся золошлак от деятельности их Общества не вывозится, так как его можно накапливать шесть месяцев. Паспорта на опасные отходы были разработаны, но документы были неправильно оформлены. Обязанность по обустройству прикотельных площадок для накопления отходов в соответствии с договором безвозмездного пользования, лежит на балансодержателе.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей, суд считает вину ОАО «***» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленной и доказанной по следующим основаниям.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами.
Так, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации таких объектов обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения (ст. 11). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в установленном порядке. На отходы I – IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I – IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (ст. 14). Транспортирование отходов I – IV класса опасности должно осуществляться при наличии паспорта отходов I – IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, а также при наличии документации для транспортирования и передачи отходов I – IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I – IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования (ст. 16). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ст. 18), обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (ст. 19).
Согласно разделу III «Временное складирование и транспортировка отходов» Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами (п. 3.1). При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: - поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); - поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями (п. 3.7). Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе проекта развития промышленного предприятия или в самостоятельном проекте обращения с отходами (п. 3.15).
Вина ОАО «***» в несоблюдении указанных требований законодательства подтверждается письменными материалами дела:
- протоколом №*** от *** об административном правонарушении;
- копией обращения жителей ***, где сообщается, что в процессе эксплуатации ОАО «***» котельных на территории *** образовавшийся шлак не вывозится;
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №*** от ***;
- уставом ОАО «***»;
- положением о филиале «***» ОАО «***»;
- договорами безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Министерства обороны РФ от *** №*** и от *** №***, согласно которым ФГКУ «***» Минобороны России передает ОАО «***» в безвозмездное пользование имущество, в том числе вышеуказанные котельные, где используется вид топлива – уголь;
- актами приема-передачи объектов недвижимого имущества;
- копиями страниц журналов первичного учета движения отходов производства и потребления котельных;
- протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от *** с фототаблицами, в которых зафиксированы результаты осмотра территории котельных инв. №***, №*** с указанием выявленных нарушений.
Оценивая исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что производственная деятельность Общества связана с эксплуатацией вышеуказанных котельных, в процессе которой образуются отходы производства и потребления; инвентаризация отходов производства и потребления, образующихся в процессе эксплуатации котельных, не проведена; не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не выполнена обязанность подтверждения отходов к конкретному классу опасности, не разработаны и не утверждены паспорта на опасные отходы, образующиеся в процессе производственной деятельности; отходы производства хранятся не безопасным, для окружающей среды способом; площадки для временного хранения золошлака не оборудованы в соответствии с законодательством; на большинстве котельных отсутствуют контейнеры и оборудованные места, для временного накопления отходов – мусора от бытовых помещений; допускается сброс мусора на почву и разброс на прилегающую территорию; учет отходов не соответствует требованиям действующего законодательства; учет отходов (мусор от бытовых помещений организаций несортированный, ртутные лампы) отсутствует; не обеспечен своевременный вывоз отходов в специализированные места их хранения или захоронения; отсутствует порядок производственного контроля в области обращения с отходами, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд полагает, что ОАО «***» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, установленных природоохранным законодательством.
Доводы представителя ОАО «***» о том, что прежний балансодержатель не оборудовал прикотельные площадки для временного хранения золошлака и что большая часть золошлака Обществу не принадлежит, в связи с чем, ОАО «***» не должно нести ответственность за выявленные нарушения, противоречат требованиям Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также СанПиН 2.1.7.1322-03, согласно которым разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения, составление паспорта отходов I – IV класса опасности, транспортирование таких отходов с соблюдением установленного порядка, соблюдение условий временного хранения отходов является обязанностью юридического лица, в процессе деятельности которого образуются отходы.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела. Оснований для освобождения юридического лица ОАО «***» от административной ответственности, в том числе, в связи с отсутствием достаточного финансирования филиала «***» со стороны ОАО «***», суд не усматривает.
Назначая наказание, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела.
Принимая во внимание обстоятельства совершения административного правонарушения, тот факт, что ОАО «***» привлекалось к административной ответственности за административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, и учитывая отопительный сезон, суд считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Открытое акционерное общество «***» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 (сто десять тысяч) рублей.
С оплатой штрафа по следующим реквизитам:
***
***
***
***
***
***
***
***
Разъяснить, что согласно ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в срок влечет ответственность, предусмотренную ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, в виде двукратного размера суммы неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня получения его копии.
Председательствующий судья Т.Ф. Никитина