ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-28/2015 от 12.03.2015 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

12 марта 2015 года город Туапсе

Судья Туапсинского районного суда Краснодарского края Котков С.А.,

при секретаре Симковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее из Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу в отношении Акционерного общества «Черноморские магистральные нефтепроводы» (далее - АО «Черномортранснефть») по ст.8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Туапсинский районный суд из Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу поступило дело об административном правонарушении в отношении АО «Черномортранснефть» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Согласно представленным материалам, а также протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования <адрес> в результате разгерметизации магистрального нефтепровода «Тихорецк-Туапсе-2» на 242 км произошло загрязнение земляной поверхности, вод реки Туапсе и акватории Черного моря нефтью. На основании положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и Положения о Департаменте Росприроднадзора по ЮФО, главным специалистом - экспертом, государственным инспектором Департамента Росприроднадзора возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. В рамках возбужденного дела определениями у АО «Черномортранснефть» истребованы материалы необходимые для разрешения дела. По результатам расследования установлено, что ООО «РН-Краснодарнефтегаз» (Заказчик) и АО «Черномортранснефть» (Инвестор-застройщик) на основании Договора инвестирования от ДД.ММ.ГГГГ совместно реализуют Инвестиционный проект «Расширение пропускной способности системы магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» для обеспечения поставки 12 млн.тонн нефти в год на ООО «PH-Туапсинский НПЗ», в рамках которого осуществлялось строительство объекта «Магистральный нефтепровод «Тихорецк-Туапсе-2», участок Тихорецк-Заречье. Строительство». Строительно-монтажные работы на участке 225 км - 247 км указанного нефтепровода выполнены Генеральным подрядчиком ООО «ДСМУ-Газстрой» на основании заключенного с ООО «РН-Краснодарнефтегаз» Договора на выполнение строительно-монтажных работ от ДД.ММ.ГГГГ. Функции по осуществлению строительного контроля осуществлялись силами привлеченной АО «Черномортранснефть» подрядной организации - ООО «Транснефть Надзор». По мере завершения работ, ДД.ММ.ГГГГ подписан Акт приемки законченного строительством объекта (КС-11), исполнительная документация передана в АО «Черномортранснефть» в полном объеме. По условиям Договора инвестирования собственником законченного строительством объекта является Инвестор-Застройщик АО «Черномортранснефть». ДД.ММ.ГГГГ АО «Черномортранснефть» приступило к заполнению участка 185 км - 247 км магистрального нефтепровода «Тихорецк-Туапсе-2» нефтью для последующего проведения комплексного опробования. ООО «РН-Краснодарнефтегаз» к выполнению работ по заполнению нефтепровода не привлекалось. ДД.ММ.ГГГГ проводились подготовительные работы для проведения комплексного опробования (заполнение участка нефтью), предусмотренного пунктом 5.2.7 Договора. Согласно п.64 «Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденных Приказом Ростехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ №520, заполнение линейных сооружений ОПО МТ углеводородами и его работу после заполнения в течение 72 часов считают комплексным опробованием линейного сооружения. Заполнение и комплексное опробование проводят в соответствии с инструкцией (планом мероприятий). ДД.ММ.ГГГГ АО «Черномортранснефть» посредством телефонной связи уведомило руководство ООО «РН-Краснодарнефтегаз» о разгерметизации нефтепровода в районе 242 км. По данному инциденту постановлением администрации Туапсинского городского поселения <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», который был отменен лишь постановлением администрации Туапсинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. За период проведения ликвидационных работ собрано и сдано на утилизацию: <данные изъяты> куб/метра грунта, песка, загрязненного нефтью, <данные изъяты> куб/метра древесных отходов и опилок; <данные изъяты>метров водной нефтяной эмульсии. С ДД.ММ.ГГГГ в каждодневном режиме уполномоченными лицами ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО отбирались пробы воды в <адрес> для определения содержания нефтепродуктов в природной воде. Также были отобраны пробы почвы. Площадь загрязненного участка составила <данные изъяты>, превышение концентрации нефтепродуктов к фону составило <данные изъяты> раз. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно протоколам отбора (измерений) ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО в водный объект <адрес> попало <данные изъяты> тонн нефти. Согласно протоколам испытаний (измерений) ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО от ДД.ММ.ГГГГна 10ч.30мин. ДД.ММ.ГГГГ вода в реке Туапсе соответствует нормативам. В ходе расследования также установлено, что заполнение трубопровода нефтью осуществлялось АО «Черномортранснефть» в соответствии с Программой комплексного опробования, утвержденной главным инженером организации. Согласно п.6.10 Программы в период работ по запуску нефтепровода и проведению комплексных испытаний МН «Тихорецк-Туапсе-2» на участке 185-244 км» ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства, осуществление контроля исполнения предусмотренных мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды несет <адрес>ное управление магистральных нефтепроводов (РУМН) АО «Черномортранснефть». Следовательно, допущены нарушения положений ч.1 ст.34, ч.2 ст.39 ФЗ РФ №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», ст.12, п.2 ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ, ст.56 Водного кодекса РФ. В действиях ОА «Черномортранснефть» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании уполномоченные представители АО «Черномортранснефть» пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ на 242км. магистрального нефтепровода «Тихорецк-Туапсе-2» действительно произошел порыв, в результате чего произошло попадание нефти в окружающую среду. Однако, материалы дела не содержат доказательств виновности представляемого ими лица, субъект ответственности определен неверно в силу того, что до подписания акта приема-передачи объекта магистрального нефтепровода правом владения, пользования и распоряжения денежными средствами, передаваемыми Инвестором-застройщиком (АО «Черномортранснефть») для осуществления мероприятий по реализации Инвестиционного проекта, а также объектами капитального вложения, обладает заказчик (ООО «РН-Краснодарнефтегаз»). Вместе с тем указали, что материалы дела не содержат доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) АО «Черномортранснефть» и наступившими последствиями. Не указаны конкретные мероприятия по охране окружающей среды, которые не были предусмотрены АО «Черномортранснефть», вследствие чего произошел разлив нефти. Просили производство по делу прекратить в виду отсутствия в действиях представляемого ими лица состава инкриминируемого правонарушения.

Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу в судебном заседании пояснил, что выявленные нарушения действительно имеют место в деятельности АО «Черномортранснефть». В действиях юридического лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Просил признать таковое виновным с назначением наказания в виде административного штрафа. В виду специфики правонарушения и устранения последствий такового, полагал не имеющим необходимости применение приостановление деятельности виновника.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что вина АО «Черномортранснефть» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ нашла свое подтверждение в судебном заседании в полном объеме.

Факт совершения АО «Черномортранснефть» инкриминируемого административного правонарушения подтверждается пояснениями участвующих в деле лиц, а также представленными и исследованными при рассмотрении дела доказательствами.

Так, из материалов дела следует, что между АО «Черномортранснефть» и ООО «РН-Краснодарнефтегаз» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор инвестирования .

Предметом указанного договора является реализация Инвестиционного проекта в рамках которого АО «Черномортранснефть» (Инвестор-застройщик) осуществляет деятельность по инвестированию денежных средств для строительства объектов (в том числе магистральный нефтепровод «Тихорецк-Туапсе-2» от 225,38км. до 247,84км.), создаваемых в результатах реализации Инвестиционного проекта и поименованных в Приложении (п.2.1 Договора). При этом, ООО «РН-Краснодарнефтегаз» (Заказчик) в пределах объемов инвестиций, определенных графиком финансирования, обязуется осуществить за вознаграждение в интересах Инвестора-застройщика по договору все необходимые для реализации Инвестиционного проекта действия, в том числе организовать выполнение объемов работ.

Положениями указанного договора определен порядок передачи Инвестору-застройщику построенного (реконструированного) объекта Заказчиком, с предоставлением заключения о соответствии объекта нормативной и проектной документации, а также (п.5.2.9 Договора) приложением акта приемки оконченного строительством объекта по форме КС-11.

Договором (п.6.1.3) определено право АО «Черномортранснефть» на организацию проведения комплексного опробования оборудования и систем, монтируемых на строящихся в рамках Инвестиционного проекта объектах, а также иные полномочия, связанные с приемкой готового объекта.

АО «Черномортранснефть» утверждена Программа комплексного опробования линейной части магистрального нефтепровода «Тихорецк-Туапсе-2» участок 185 км - 247 км АО «Черномортранснефть».

Функции по осуществлению строительного контроля осуществлялись силами привлеченной АО «Черномортранснефть» подрядной организации.

Условиями Договора (п.9.1.1) определено, что после завершения строительства каждого объекта, включая испытания и пусконаладочные работы, в отведенный срок оформляется акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11).

Таким образом, по мере окончания работ, ДД.ММ.ГГГГ составлен и подписан Акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11), исполнительная документация передана в АО «Черномортранснефть».

Согласно п.6.10 Программы комплексного опробования линейной части магистрального нефтепровода «Тихорецк-Туапсе-2» участок 185 км - 247 км АО «Черномортранснефть» в период работ по запуску нефтепровода и проведению комплексных испытаний «МН «Тихорецк-Туапсе-2» на участке 185-244 км» ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства, осуществление контроля исполнения предусмотренных мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды несет <адрес>ное управление магистральных нефтепроводов (РУМН) АО «Черномортранснефть». Пунктом 10 данной программы предусмотрен План-график выполнения работ по комплексному опробованию нефтепровода.

При этом, из пояснений представителей АО «Черномортранснефть» данных в судебном заседании и материалов дела следует, что для реализации вышеуказанного плана-графика выполнены п.п.1.1.1 и 1.1.2, в том числе и заполнение участка нефтепровода.

Из представленных в деле материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ АО «Черномортранснефть» приступило к заполнению участка 185 - 247 км магистрального нефтепровода «Тихорецк-Туапсе-2» нефтью для последующего проведения комплексного опробования. ООО «РН-Краснодарнефтегаз» к выполнению работ по заполнению нефтепровода не привлекалось.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Черномортранснефть» уведомило ООО «РН-Краснодарнефтегаз» о разгерметизации нефтепровода в районе 242 км.

Материалами административного дела в полной мере доказан факт попадания нефтепродуктов из нефтепровода в почву, воду реки Туапсе и акваторию Черного моря, что подтверждено протоколами экоаналитических испытаний (измерений) проб почвы и природной воды ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО с 25 по ДД.ММ.ГГГГ, а также актами выполненных работ по ликвидации последствий загрязнения от 19 и ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.64 «Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ №520, заполнение линейных сооружений ОПО МТ углеводородами и его работу после заполнения в течение 72 часов считают комплексным опробованием линейного сооружения ОПО МТ. Заполнение и комплексное опробование проводят в соответствии с инструкцией (планом мероприятий).

В силу положений ч.1 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст.39 указанного закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с отдельными положениями ст.ст.12,13 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

Представленные суду доказательства опровергают доводы представителей АО «Черномортранснефть» относительно невиновности в инкриминируемом правонарушении. Изложенные возражения по существу протокола в судебном заседании были в полном объеме проверены и не нашли своего объективного подтверждения.

Согласно представленным суду сведениям, а также Уставу и изменению в Устав от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Черномортранснефть» зарегистрировано в качестве юридического лица.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В судебном заседании установлено и подтверждено представленными доказательствами, что в результате комплексного опробования нефтепровода, проводимого АО «Черномортранснефть» выполнено заполнение указанного в постановлении нефтепровода нефтепродуктом.

При проведении указанного комплекса работ, АО «Черномортранснефть» обязано предпринять комплекс исчерпывающих мер по соблюдению требований природоохранного законодательства, осуществлению контроля исполнения предусмотренных мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды, в том числе с учетом возможного воздействия на нефтепровод сторонних факторов, имеющих возможность повлиять на нормальное функционирование нефтепровода.

Доводы представителей АО «Черномортранснефть» относительно отсутствия установленной причины аварии, и как следствие невозможность считать представляемую ими организацию виновной в загрязнении окружающей среды, не отвечают положениям вышеперечисленных норм, а также опровергаются исследованными доказательствами, свидетельствующими о необходимости контроля исполнения всех мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды при проведении опробования нефтепровода именно АО «Черномортранснефть».

Представленный суду АО «Черномортранснефть» в обоснование довода об отсутствии установленных причин загрязнения, а, следовательно и вины ОА «Черномортранснефть» в таковом, приказ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №66-П, указывает исключительно на создание комиссии для проведения расследования причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности при строительстве объекта - магистральный нефтепровод «Тихорецк-Туапсе-2», что не влечет невозможность принятия решения по делу в части оценки действий виновного лица в совершении инкриминируемого правонарушения.

Довод относительно недоказанности наличия причинно-следственной связи между действиями АО «Черномортранснефть» и загрязнением окружающей среды также не находит своего подтверждения. Согласно материалам дела, иные организации, в том числе ООО «РН-Краснодарнефтегаз» к выполнению работ по заполнению нефтепровода не привлекались, что также подтверждено ответом ООО «РН-Краснодарнефтегаз» от ДД.ММ.ГГГГ

Разность в подсчете количества нефтепродуктов, попавших в почву и воду, образовавшаяся при определении такового количества должностным лицом и АО «Черномортранснефть» не имеют правового значения для квалификации действий виновного.

При таких обстоятельствах, в действиях АО «Черномортранснефть» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, то есть несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

При назначении наказания юридическому лицу суд принял во внимание требования ст.4.1-4.3 КоАП РФ, а именно характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством смягчающим административную ответственность суд признает добровольное устранение причиненного вреда, что подтверждено актами выполненных работ по ликвидации последствий загрязнения.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.

Разрешая вопрос о виде и размере административного наказания суд полагает, что для обеспечения реализации задач законодательства об административных правонарушениях, необходимо назначить виновному юридическому лицу административное наказание в виде штрафа.

Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности судом не усматривается в виду характера деятельности юридического лица, а также отсутствия факта эксплуатации указанного в постановлении участка магистрального нефтепровода, что также подтверждено представителем Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, устранение допущенных нарушений и принятие мер по ликвидации последствий.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.4.1, 29.9- 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Акционерное общество «Черноморские магистральные нефтепроводы» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: УФК по <адрес> (Департамент Росприроднадзора по ЮФО), расчетный счет: 40101810400000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>, БИК:046015001, ИНН:6164226375, КПП:616801001, ОКТМО:60701000, КБК:048 11625050016000140 - назначение: административный штраф в отношении юридического лица АО "Черномортранснефть" по ст.8.2 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд, через Туапсинский районный суд в течение десяти суток со дня его вынесения.

Судья: