ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-290/20 от 24.12.2020 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело №5-290/2020

76RS0008-01-2020-002192-90

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Переславль-Залесский 24 декабря 2020 г.

Судья Переславского районного суда Ярославской области Шашкин Д.А., с участием защитников ДНТ «Переславская благодать» его представителей по доверенности Харитонова Е.В. и Лебедевой Е.Н., представителей ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» по доверенности Пегановой С.В. и Никитина Н.В., при секретаре Ткач Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело в отношении Дачного некоммерческого товарищества «Переславская благодать», расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, пос. Приозерный, ул. Полевая, д.1, ИНН 7622013738, о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному 04.09.2020 г. главным государственным инспектором ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро»» Никитиным Н.В., дачному некоммерческому товариществу «Переславская благодать» (далее ДНТ «Переславская благодать») вменяется вину нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории национального парка «Плещеево озеро» при следующих обстоятельствах.

23.07.2020 г. и в последующем государственными инспекторами национального парка «Плещеево озеро» при визуальном осмотре территории установлено на земельных участках с кадастровыми номерами <номер скрыт> и <номер скрыт>, расположенных вблизи д. Городище, городской округа город Переславль-Залесский Ярославская область, ведется строительство деревянных строений на винтовых сваях. При этом было установлено, что данные земельные участки были образованы из земельного участка кадастровый номер <номер скрыт> путем его раздела на 374 земельных участка с кадастровыми номерами с <номер скрыт> до <номер скрыт>, а исходный земельный участок был образован в из земельных участков с кадастровыми номерами <номер скрыт>, <номер скрыт>, <номер скрыт>, <номер скрыт>, на которых Постановлением Администрации Переславского муниципального района №930 от 13.07.2012 г. был утвержден Проект организации и застройки ДНТ «Переславская Благодать». Соответственно земельные участки с кадастровыми номерами <номер скрыт> и <номер скрыт> входят в состав ДНТ «Переславская Благодать», и в то же время они находятся на территории охранной зоны национального парка «Плещеево озеро», расположены на склонах коренного берега озера Плещеево примерно в 350-550 м от уреза озера и в 100-150 м от р. Большая Слуда - притока 1 порядка озера Плещеево. Проектом организации и застройки ДНТ «Переславская Благодать» предусмотрено разбивка бывших сельскохозяйственных полей на участки с последующим строительством на них 1-2 этажных домов, и кроме этого планируется строительство 4 площадок для сбора ТКО, 3 автомобильных стоянок, 3 трансформаторных подстанций, 1 здание администрации и 1 здание магазина. Также планируется подключение к системе центрального водоснабжения и водоотведения, однако технической возможности для водоотведения сточных вод нет, в связи с чем сточные воды от такого большого поселка, находящегося в непосредственной близости от озера Плещеево, могут загрязнить поверхностные (р. Большая и Малая Слуды) или подземные воды, которые питают озеро, и сама застройки на водосборной площади двух притоков озера Плещеево приведет к изменению и гидрологического режима. Кроме того сами постройки земельный участков с кадастровыми номерами <номер скрыт>, <номер скрыт> и <номер скрыт>, расположенных в границах ДНТ «Переславская Благодать», не соответствуют типовому проекту, размещены не по красной линии, не вписываются в существующий природно-исторический ландшафт, чем допускается отступление Проекта организации и застройки. Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами <номер скрыт> и <номер скрыт> расположены в границах территории объекта археологического наследия федерального значения «Селище (Слуда 2)». XI-XII вв., а земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт> непосредственно связан с тем же объектом, земельный участок с кадастровым номером <номер скрыт> непосредственно связан с объектом археологического наследия федерального значения «Селище» XI-XIII вв., земельные участки с кадастровыми номерами <номер скрыт>, <номер скрыт> и <номер скрыт> в соответствии с решением Ярославского областного Совета народных депутатов от 17.02.1978 № 116 «Об утверждении охранных территорий памятников истории и культуры города Переславля-Залесского» расположены в зоне регулирования застройки, режим которой предусматривает создание лугопарка, в связи с чем размещение ДНТ на этой территории нарушает сложившийся природно - исторический ландшафт и требования Федерального закона «Об охране объектов культурного наследия».

Таким образом ДНТ «Переславская благодать» допустило нарушение режима или иных правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории охранной зоны национального парка «Плещеево озеро», как особо охраняемой природной территории федерального значения, а именно допустило застройку земельных участков, входящих в границы ДНТ «Переславская Благодать», без согласования социально-экономической деятельности и проекта организации планировки и застройки с Минприроды России, чем нарушены требования п.4 ст.15 ФЗ-33 «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г.

Представители ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» по доверенности Пеганова С.В. и Никитин Н.В. требование о привлечении к административной ответственности поддержали, сослалась на обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Защитники ДНТ «Переславская благодать» по доверенности Харитонов Е.В. и Лебедева Е.Н. в судебном заседании привлечению к административной ответственности возражали, указав, что состав и событие административного правонарушения не установлены, какую-либо хозяйственную деятельность ДНТ не ведет, отношения к застройке земельный участков не имеет.

Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему выводу.

Согласно статьи 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федерального закона №33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны, а в соответствии с ч.1 ст.12 того же Федерального закона №33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Таким образом исходя из содержания указанных выше норм следует, что с объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ст.8.39 КоАП РФ, характеризуется виновным неисполнением требований, содержащихся в Федеральном законе №33-ФЗ, положениях о заповедниках, национальных парках и иных актах, устанавливающих правовые режимы ограничения хозяйственной и иной деятельности, меры охраны указанных территорий, а также положениях о конкретных особо охраняемых природных территориях и объектах.

Статус особо охраняемой природной территории Национальный парк «Плещеево озеро» имеет на основании Постановления Правительства Ярославской области № 270-п от 24.12.1997 г. и от 17.07.1998 г. №777 «О национальном парке «Плещеево озеро». Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 2055-р национальный парк «Плещеево озеро» отнесен к ведению Минприроды России. Границы территории национального парка «Плещеево озеро» определены в соответствии с Положением о национальном парке «Плещеево озеро», утвержденном Приказом Минприроды России от 15.03.2012 г. №60, а постановлением Губернатора Ярославской области №551 от 14.08.2002 г. было утверждено Положение об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро».

Применительно к рассматриваемому правонарушению согласно статьи 15 Федерального закона №33-ФЗ в пункте 4, а также аналогичных ему требований пункте 18 Положения о национальном парке «Плещеево озеро», утвержденного приказом Минприроды России от 15.03.2012 г. №60, установлено, что с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Согласно абз.8 Положения об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро» проекты развития (границы и генеральные планы) населенных пунктов, находящихся на территории охранной зоны национального парка, рассматриваются и утверждаются в соответствии с требованиями законодательства РФ при наличия согласования с дирекцией национального парка, а согласно абз. 9 того же Положения земельные участки для нового дачного строительства вне границ населенных пунктов предоставляются органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с их компетенцией по согласованию с дирекцией национального парка.

Таким образом из положений указанных нормативно-правовых актов следует, что круг действий, которые подлежат согласованию с уполномоченным органом, в ведении которого находится национальный парк «Плещеево озеро», строго определен и расширенному толкованию не подлежит, и в частности такому согласованию подлежит либо любая осуществляемая в границах территории охранной зоны национального парка «Плещеево озеро» любым хозяйствующим субъектом социально-экономическая деятельность, либо проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории охранной зона национального парка «Плещеево озеро».

ДНТ «Переславская благодать» не является населенным пунктом, в связи с чем на основании п.4 ст.15 Федерального закона №33-ФЗ, п.18 Положения о национальном парке «Плещеево озеро», и абз.8 Положения об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро» сам по себе Проект его организации и застройки ДНТ «Переславская благодать» согласованию с уполномоченным органом, в ведении которого находится национальный парк «Плещеево озеро», не подлежит. Такое согласование согласно абз.9 Положения об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро» необходимо было только на этапе предоставления земель данному ДНТ, то есть только самого решения, с которым связывалась возможность существования ДНТ на территории, входящей в охранную зону национального парка «Плещеево озеро». Проект же организации и застройки ДНТ (он же проект планировки территории) в соответствии ч.1 ст.32 Федерального закона от 15.04.1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (действовавшего на момент создания ДНТ «Переславская Благодать», далее Федеральный закон №66-ФЗ), и ст.42 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) подлежал утверждению в данном случает только органом местного самоуправления.

По данному делу согласно Постановлению Администрации Переславского муниципального района №930 от 15.07.2012 г. проект организации и застройки ДНТ «Переславская Благодать» был согласован, а согласно протоколу об административном правонарушении и письму Минприроды России №12-50/8671 от 10.06.2020 г., <А.>, как собственнику земельных участков с кадастровыми номерами <номер скрыт>, <номер скрыт>, <номер скрыт>, <номер скрыт> и учредителю ДНТ «Переславская Благодать», Министерством природы России было согласовано изменение вида разрешенного использования указанных земельных участков с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли для организации садоводческого (дачного) некоммерческого объединения.

Таким образом все требования указанных выше нормативно-правовых актов в части принятия ДНТ «Переславская Благодать» Проекта его организации и застройки были соблюдены, а вопреки утверждению, указанному протоколе об административном правонарушении, согласования данного Проекта с Минприроды России не требовалось и отсутствие такого согласования нарушением требований п.4 ст.15 Федерального закона №33-ФЗ не является, следовательно в данной части какого-либо события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, в деянии ДНТ «Переславская Благодать» не усматривается.

Действительно, как указано в протоколе об административном правонарушении, ДНТ «Переславская благодать» в силу того, что образовано на земельных участках, входящих в охранную зону национального парка «Плещеево озеро», исходя из положений указанных выше нормативно-правовых актов должно согласовывать любую социально-экономическую деятельность.

По данному делу из представленных в суд материалов согласно актам осмотра территории, пояснений сторон фактически установлено на земельных участках с кадастровыми номерами <номер скрыт> и <номер скрыт>, входящих в территорию, на которой образовано ДНТ «Переславская благодать», ведется строительство дачных домов, при этом сами данные земельные участки входят в охранную зону национального парка «Плещеево озеро».

Вместе с тем сами по себе суждения в протоколе об административном правонарушении, что освоение данных земельных участков и возведение на них строений является именно деятельностью ДНТ «Переславская Благодать», не являются правильными.

В частности, согласно статей 1 и 4 Федерального закона №66-ФЗ, дачное некоммерческое товарищество – это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально - хозяйственных задач ведения дачного хозяйства. То есть ДНТ, это по сути объединение граждане в целях реализации своих прав на владение, пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав. ДНТ является самостоятельным юридическим лицом и для достижения указанных целей может иметь имущество общего пользования (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах его территории потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное). В то же время члены дачного некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам, и такое товарищество не отвечает по обязательствам своих членов. При том согласно ст.19 того же Федерального закона №66-ФЗ члены дачного некоммерческого объединения самостоятельно осуществляют хозяйственную деятельность на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием.

Таким образом ведение строительства на конкретном земельном участке, хотя территориально и входящем в ДНТ «Переславская благодать», по сути социально-экономической деятельностью самого ДНТ не является, а является деятельностью собственника (владельца) соответствующего земельного участка. В силу этого именно данное лицо - собственник (владелец) соответствующего земельного участка, обязан при ведении строительства, что без условно является социально-экономической деятельностью, соблюдать требования законодательства, в том числе режим и иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории охранной зоны национального парка «Плещеево озеро», как особо охраняемой природной территории.

Применительно к этому утверждение в протоколе об административно правонарушении о том, что постройки на указанных земельный участках не соответствуют типовому, размещены не по красной линии, не вписываются в существующий природно-исторический ландшафт, в вину ДНТ «Переславская благодать» поставлено быть не может, это является ответственностью самого собственника земельного участка (застройщика).

Кроме того, из положений указанных выше нормативно-правовых актов, под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеупомянутых документах, но запрещаемые иными правовыми актами, такими как правилами пожарной безопасности, санитарными правилами, региональными правилами охоты, бассейновыми правилами рыболовства, законодательством о недрах, о пользовании водными объектами, и т.п., и совершаемыми именно в пределах особо охраняемых природных территорий их охранных зон.

Согласно протоколу об административном правонарушении и актам обследования территории было установлено, что по границам указанных земельных участков, то есть на территории ДНТ «Переславская благодать», дороги, линейные объекты (электросети), инженерные коммуникации (водоподведение, водоотведение), ливневая канализация отсутствуют. Каких-либо сведений и доказательств о том, что ДНТ «Переславская благодать» какую-то деятельность реально планирует выполнить, материалы дела не содержат, следов начала такой деятельности на территории ДНТ должностными лицами ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро»» не зафиксировано. Нет сведений и о нарушении ДНТ «Переславская благодать» на территории охранной зоны национального парка «Плещеево озеро» пожарной безопасности, санитарных правил, региональных правил охоты, правил рыболовства, законодательства о недрах, о пользовании водными объектами, и тому подобного, ссылок в протоколе об административном правонарушении и на нормы законов, предусматривающих такие правила. Из этого следует, что ДНТ «Переславская благодать» какую-либо экономическую деятельность, для которой оно и было создано, в целом фактически не ведет. Отсутствие сведений о ведении ДНТ «Переславская благодать» какой-либо социально-экономической деятельности само по себе указывает на то, что ДНТ «Переславская благодать» требования п.4 ст.15 Федерального закона №33-ФЗ не нарушало.

Указанные в протоколе об административном правонарушении утверждения о том, что ДНТ «Переславская благодать» нарушило требования п.4 ст.15 Федерального закона №33-ФЗ в том, что не согласовало с Минприроды России в общем социально - экономическую деятельность, заложенную в Проект его организации и застройки, как то строительство площадок для сбора твердых коммунальных отходов, автостоянок, трансформаторных подстанций, здания администрации и магазина, подключения к системе центрального водоснабжения и водоотведения, также нельзя признать обоснованными.

В частности то, что указанная деятельность внесена в Проект организации и застройки ДНТ «Переславская благодать» само по себе не значит, что такая деятельность будет реально вестись, то есть не обязательно, что указанные объекты будут ДНТ «Переславская благодать» возведены. Регламента, на какой стадии и в каком порядке социально-экономическая деятельность в охранных зонах особо охраняемых природных территорий должна хозяйствующими субъектами быть согласована, Минприроды России не разработано, и таких требований, чтоб указанное согласование должно быть на стадии планировки территории, выполняемой в соответствии со ст.42 ГрК РФ, нет.

Из разъяснений самого Минприроды России по вопросу о том, на каком этапе хозяйствующий субъект должен согласовать социально-экономическую деятельность, следует, что исходя из закрепленного в ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, а также запретов, установленных ст.15 Федеральным законом №33-ФЗ, согласование должно осуществляться до начала реализации планируемой деятельности.

Таким образом, ДНТ «Переславская благодать» согласование с Минприроды России возведения запланированных Проектом организации и застройки объектов должно иметь к моменту их возведения, и отсутствие указанного согласования, когда возведение перечисленные объектов не начато и даже реально в ближайшей перспективе не планируется, нарушением требований п.4 ст.15 Федерального закона №33-ФЗ также не является.

Следовательно в данной части какого-либо события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, в деянии ДНТ «Переславская Благодать» также не усматривается. Следует наоборот отметить, что ДНТ «Переславская Благодать» об обязанности согласовывать социально-экономическую деятельность с Минприроды России знает и добросовестно ее соблюдает, что подтверждается фактом согласования ДНТ «Переславская Благодать» с Минприроды России письмом от 07.04.2014 г. №12-47/7071 строительства газопровода.

Указанные в протоколе об административном правонарушении сведения о том, что деятельность ДНТ «Переславская благодать» затрагивает объекты археологического наследия и памятники истории и культуры, чем нарушается законодательство об охране объектов культурного наследия, судья не может принять во внимание, поскольку касаются других предметов охраны – объектов культурного наследия, ответственность за их сохранность предусмотрена другими нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, к функционированию национального парка «Плещеево озеро», как особо охраняемой природной территории, обеспечению охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на его территории отношения не имеют.

При всех указанных обстоятельствах судья признает, что по данному делу событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, в деянии ДНТ «Переславская благодать» не установлено.

Отсутствие события административного правонарушения на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем производство по данному делу подлежит прекращению по указанному основанию.

На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу в отношении Дачного некоммерческого товарищества «Переславская благодать» о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием события данного административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья: Д.А. Шашкин