ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-291/19 от 10.07.2019 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 5-291/19

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

10 июля 2019 года г. Ижевск

Судья Индустриального районного суда г. Ижевска Суворова В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Радиомеханический техникум имени В.А.Шутова», (ИНН , КПП ), имеющего место нахождения по адресу ..., не привлекавшегося ранее к административной ответственности за однородные правонарушения, привлеченного к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

-Дата- главным государственным инспектором отдела государственной аккредитации и контроля качества образования Управления по контролю и надзору в сфере образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики ФИО7 в отношении Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Радиомеханический техникум имени В.А.Шутова» (далее по тексту – БПОУ УР «Радиомеханический техникум имени В.А. Шутова») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Радиомеханический техникум имени В.А.Шутова» ФИО6, действующая на основании доверенности, вину признала, не отрицала обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, в силу характера совершенного административного правонарушения и его последствий, не причинившими вред общественным отношениям, совершением правонарушения впервые, а также в связи с тяжелым финансовым положением, на основании ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ просила заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, либо на основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ просила назначить административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Министерства образования и науки Удмуртской Республики ФИО7, действующая на основании доверенности, просила признать Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Радиомеханический техникум имени В.А.Шутова» виновным в совершении административного правонарушения, настаивала на обоснованности привлечения данного лица к административной ответственности.

Судом установлено, что с -Дата- по -Дата- на основании приказа Министерства образования и науки Удмуртской Республики от -Дата- была проведена плановая документарная и выездная проверка Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Радиомеханический техникум имени В.А.Шутова» (далее по тексту - образовательная организация) в части:

соблюдения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности;

соблюдения законодательства в сфере образования;

соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам.

Образовательная организация БПОУ УР «Радиомеханический техникум имени В.А. Шутова» действует на основании Устава, утвержденного приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от -Дата- в редакции приказов от -Дата-, от -Дата-.

Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в соответствии с ч.1 ст.91 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании лицензии от -Дата- серии , действующей бессрочно, по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования:

программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии -Дата- Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов;

программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии -Дата- Радиомеханик;

программе подготовки специалистов среднего звена по специальности -Дата- Радиоаппаратостроение;

программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии -Дата- Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования;

программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии -Дата- Станочник (металлообработка);

программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии -Дата- Слесарь;

программе подготовки специалистов среднего звена по специальности -Дата- Технология машиностроения.

Согласно подп. «г» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности), лицензионным требованием является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ч.2 ст.12 Федерального закона от -Дата- №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

Согласно ч.3 ст.12 указанного закона к основным образовательным программам относятся, в том числе основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

В соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

На момент проверки в образовательной организации отсутствовали разработанные и утвержденные основные образовательные программы профессионального обучения (программы повышения квалификации рабочих, служащих) в соответствии со ст.12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по профессиям:

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов;

Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов;

Контролер деталей и приборов;

Испытатель деталей и приборов.

Согласно подп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионным требованием является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии с требованиями пункта 7.13 федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии -Дата- Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, утвержденного приказом Минобрнауки России от -Дата-, по профессии -Дата- Радиомеханик, утвержденного приказом Минобрнауки России от -Дата-, -Дата- Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от -Дата-, по профессии -Дата- Станочник (металлообработка), утвержденного приказом Минобрнауки России от -Дата-, по профессии -Дата- Слесарь, утвержденного приказом Минобрнауки России от -Дата-, мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников, и получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки, в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

В ходе проверки установлено, что педагогические работники, участвующие в реализации профессиональных циклов образовательных программ, не соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Мастера производственного обучения:

ФИО8 (образовательная программа по профессии -Дата- Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов);

ФИО9 (образовательная программа по профессии -Дата- Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям);

ФИО10 (образовательная программа по профессии -Дата- Станочник (металлообработка);

ФИО11 (образовательная программа по профессии -Дата- Слесарь), не имеют разрядов по профессиям рабочих на 1-2 выше, чем предусмотрено соответствующими ФГОС СПО для выпускников (выше средней квалификации для каждой профессии, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, введенных Постановлением Госстандарта РФ от -Дата-).

Мастерами производственного обучения, закрепленными за учебными группами на -Дата- учебный год приказами директора, не получено дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях:

ФИО8 (образовательная программа по профессии -Дата- Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов),

ФИО1 (образовательные программы по профессиям -Дата- Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, -Дата- Радиомеханик);

ФИО2 (образовательная программа по профессии -Дата- Радиомеханик);

ФИО10 (образовательные программы по профессиям -Дата- Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), -Дата- Станочник (металлообработка);

ФИО3, ФИО9 (образовательная программа по профессии -Дата- Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям),

ФИО11 (образовательная программа по профессии -Дата- Слесарь).

Согласно п.7.9 приведенных выше федеральных государственных образовательных стандартов получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих. В этом случае программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии.

В соответствии с п.22 федерального государственного образовательного стандарта среднего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от -Дата-, уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

В соответствии с квалификационными характеристиками по должности «Преподаватель», утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от -Дата-/н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», установлены следующие требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В ходе проверки установлено, что преподаватели ФИО4 (информатика и ИКТ) и ФИО5 (физика) не имеют профессионального образования и не обладают соответствующей квалификацией, необходимой для осуществления образовательной деятельности по реализуемым им программам, т.к. на момент проверки они являются студентами 4 курса направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (профиль «Электроника, радиотехника и связь») очной формы обучения факультета «Математика и естественные науки», то есть их квалификация не соответствует требованиям квалификационных характеристик.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами, исследованными судом: протоколом об административном правонарушении от -Дата-, заявкой АО «Концерн «Калашников» на обучение по курсам повышения квалификации по профессиям рабочих от -Дата-, договором с АО «Концерн «Калашников» от -Дата-, приказом директора образовательной организации от -Дата- «Об обучении по программам повышения квалификации», протоколом заседания комиссии по проверке знаний по программе курсов повышения квалификации по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» от -Дата-, журналом учета обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», актами о прохождении испытаний на 4 разряд по профессии от -Дата-, приказом директора от -Дата- «Об обучении по программам повышения квалификации», протоколом заседания комиссии по проверке знаний по программам повышения квалификации по профессиям «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Контролер деталей и приборов», «Испытатель деталей и приборов» от -Дата-, приказом руководителя образовательной организации «О приеме работника на работу» от -Дата-, справкой ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова» от -Дата-, выданной ФИО5, трудовым договором с ФИО5 от -Дата-, приказом руководителя образовательной организации «О приеме работника на работу» от -Дата--к, справкой ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова» от -Дата-, выданной ФИО4, трудовым договором с ФИО4 от -Дата-, приказом руководителя образовательной организации о -Дата- «О педагогической нагрузке на -Дата- учебный год».

В соответствии с п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от -Дата-, нарушение лицензионных требований, предусмотренных подп. «г» и «д» п.6 указанного Положения относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

В соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что учреждением при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, приняты все зависящие меры по предупреждению совершения административного правонарушения, не представлено.

Изучив материалы дела, нахожу, что собранные по делу доказательства являются допустимыми, относимыми и в совокупности достаточными для привлечения Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Радиомеханический техникум имени В.А.Шутова» к административной ответственности.

Оснований для прекращения производства по административному делу и переквалификации действий Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Радиомеханический техникум имени В.А.Шутова» не установлено.

Действия Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Радиомеханический техникум имени В.А.Шутова» квалифицируются по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

С учетом характера совершенного правонарушения, организационно-правовой формы юридического лица и источников финансирования его деятельности, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, прихожу к выводу о наличии оснований для назначения Бюджетному профессиональному образовательному учреждению Удмуртской Республики «Радиомеханический техникум имени В.А.Шутова» наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Полагаю, что назначение наказания в размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, не соответствует последствиям совершенного административного правонарушения, материальному положению организации и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначить Бюджетному профессиональному образовательному учреждению Удмуртской Республики «Радиомеханический техникум имени В.А.Шутова» (ИНН , КПП ) административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Уплату штрафа производить по следующим реквизитам:

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наказание по ст. 20.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления через Индустриальный районный суд г.Ижевска.

Судья В.Ю.Суворова