ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2923/2021 от 18.11.2021 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Республика Хакасия, г.Абакан, ул.Чертыгашева, 80, каб. № 218

19RS0001-02-2021-008809-43

Дело № 5-2923/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Абакан 18 ноября 2021 г.

Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия Зарубин А.В.,

при секретаре Шуваевой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В Абаканский городской суд РХ ДД.ММ.ГГГГ поступил протокол об административном правонарушении с материалами дела об административном правонарушении по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении ФИО1

В судебном заседании представитель административного органа ФИО2 просила привлечь ФИО1 к административной ответственности, поскольку он осуществлял земляные работы при помощи экскаватора марки «<данные изъяты>», на территории объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> к западу от окраины <адрес>.

ФИО1 в судебное заседание не явился, хотя был надлежаще извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ, на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.

В соответствии с ч. 5 указанной статьи, особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

На основании ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ, проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

Согласно ч. 2 указанной статьи изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Постановлением Совета Министров Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка паспортизированных памятников истории и культуры Республики Хакасия, постановке их на государственный учет и утверждении расценок на производимые работы государственной археологической службой» объект культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» поставлен на государственный учет.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р объект культурного наследия федерального значения «Ташебинский <данные изъяты>», внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный .

Приказом Госохранинспекции от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ территорий и режимов использования территории объектов археологического наследия федерального значения» были утверждены границы объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>», а также режим использования его территории. Согласно установленному режиму использования территории объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» запрещается проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без наличия в проектной документации разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с органом охраны объектов культурного наследия.

Приказом Госохранинспекции от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предмета охраны объектов культурного наследия федерального значения» утвержден предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>». Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>», составляют следующие особенности, подлежащие обязательному сохранению:

- часть земной поверхности в пределах границ территории объекта археологического наследия «<данные изъяты>», площадью 193 836 кв. м;

- расположенные над почвенно-дерновым слоем конструктивные элементы сооружений (земляные насыпи, каменные ограды, стелы, надмогильные сооружения), относящиеся ко времени возникновения и функционирования объекта археологического наследия (VI-IX вв. н.э.);

- геологические (культуровмещающие) отложения в пределах границ территории «<данные изъяты>», содержащие искусственные сооружения, антропологические остатки, культурные слои с остатками материальной культуры: археологические предметы (целые, либо фрагментированные), имеющие историческую, научную, иную культурную ценность, из глины, камня, стекла, кости, бронзы, меди, железа и из иных материалов: украшения, монеты, предметы быта, предметы вооружения, орудия, отходы производств, предметы культа; остеологический материал и человеческие останки, которые несут в себе научную информацию об истории железного века Хакасско-Минусинского края, а также система залегания элементов культурного слоя относительно друг друга.

На основании телефонного звонка журналиста РТС ФИО3, сообщившего о повреждении объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» и задания на проведение мероприятия по контролю за состоянием в отношении объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Госохранинспекции был произведен осмотр указанного памятника истории и культуры. В ходе проведения осмотра было выявлено повреждение объекта культурного наследия в результате проведения земляных работ в его границах, а также нарушение установленного режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>».

Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт проведения земляных работ в границах памятника. Новый участок расширения карьера фиксируется к северу от участка, зафиксированного при осмотре ДД.ММ.ГГГГ: был произведен забор гравия, проведены работы по формированию земляной платформы. Граница сместилась на расстояние до 6 м в северном направлении, относительно своего местоположения от ДД.ММ.ГГГГ На поверхности земли видны отпечатки траков тяжелой техники. Срез стенки карьера имеет сложный профиль с усиленной выборкой на уровне залегания гравий несущего слоя, на срезе стенки карьера визуально фиксируются следы зубьев ковша экскаватора. На отдельных участках верхний слой почвы, не имеющий поддержки выбранного гравийнесущего пласта, обрушился на дно карьера, либо грозит обрушением.

На момент осмотра работы на памятнике не велись, тяжелая техника отсутствовала.

В ходе осмотра объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» выявлено ухудшение состояния памятника, выраженное в расширении границ гравийного карьера, угрожающего состоянию памятника, в следствии проведенных земляных работ тяжелой строительной техникой в границах указанного объекта культурного наследия.

Госохранинспекцией были оценены повреждения, полученные объектом культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего было определено, что разрушение участка поверхности под воздействием антропогенных процессов и действий, влечет проникновение грунтовых или технических вод, которые несут вредные химические вещества, способствующие разрушению предметов из органики, зоофактов, костей скелетов погребенных.

Произведя оценку объема повреждений, которому подверглось около 88 квадратных метров площади памятника и осуществив расчет стоимости ущерба, измеряемого в стоимости проведения спасательных археологических полевых работ, в размере 802 825 рублей (восемьсот две тысячи восемьсот двадцать пять рублей), Госохранинспекция усмотрела в действиях неустановленного лица (неустановленных лиц) признаки состава уголовно наказуемого деяния предусмотренного статьей 243 УК РФ -Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей.

ДД.ММ.ГГГГ Госохранинспекцией было подано заявление (от ДД.ММ.ГГГГ исх. ДЛ) в Отдел МВД России по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия для привлечения к уголовной ответственности неустановленное лицо (неустановленных лиц) повредивших объект культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>». Заявление было принято ДД.ММ.ГГГГ и присвоен по книге учета сообщений о преступлениях (далее - КУСП), что подтверждается талоном-уведомлением .

ДД.ММ.ГГГГ вх. в Госохранинспекцию поступил материал проверки в отношении ФИО1 по факту порчи объекта культурного наследия «<данные изъяты>» (КУСП от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - материал проверки КУСП ).

Госохранинспекцией на основании полученных материалов ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (регистрационный ).

В рамках административного расследования ДД.ММ.ГГГГ исх. у ФИО1 запрошены следующие документы: документы, подтверждающие обеспечение сохранности объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» при проведении земляных, строительных и иных работ в границах его территории; письменные пояснения по факту проведения земляных работ в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>».

Однако запрос им не был получен, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором и указанные документы ФИО1 не были представлены и Госохранинспекцией изучены документы, имеющиеся в распоряжении органа государственного надзора.

Согласно протоколу осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ из материала проверки КУСП , установлено, что на осматриваемом участке местности имеется котлован. В приложенной к протоколу осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ фототаблице зафиксировано, что на дне карьера (котлована) имеется след гусеничных траков и транспортного средства.

Из протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что границы карьера пересекают границу объекта археологического наследия «<данные изъяты>», что является охранной зоной. Границы карьера пересекают охранную зону в разных точках на 14.6, 56.2 и 36 метров. Кроме этого, установлено, что грунт со стороны памятника «<данные изъяты>» имеет следы обвала и оползня. Глубина выемки составляет до 5 метров.

Из объяснений ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в дневное время он находился в районе Абаканской ТЭЦ, на одном из курганов и видел, что на территории карьера работает экскаватор с кабиной желтого цвета. Данный экскаватор проводил земляные работы на дне карьера и ковшом цеплял землю в непосредственной близости от кургана. Увидев ФИО4 водитель экскаватора попытался скрыться с места проведения земляных работ.

ФИО5 в своих объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ указал, что в начале апреля 2021 г. для получения песчано-гравийной смеси (далее - ПГС) он отправил экскаватор под управлением ФИО1 и грузовой автомобиль марки «Вольво» под управлением ФИО6 в район Абаканской ТЭЦ, на открытое место. ФИО1 и ФИО6 сами выбрали место проведения работ ДД.ММ.ГГГГ в дневное время.

Из объяснения ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в дневное время он по указанию ФИО5 прибыл на грузовом автомобиле марки «<данные изъяты>» красного цвета, государственный регистрационный знак <***>, на территорию заброшенного карьера, расположенного в 2-х км в юго-западном направлении от <адрес>.

По прибытию на карьер ФИО6 увидел экскаватор марки «<данные изъяты>», принадлежащий ФИО5, в кабине экскаватора находился машинист ФИО1, который проводил земляные работы на указанном экскаваторе. Через некоторое время ФИО6 увидел, что грунт со стороны объекта культурного наследия обвалился. Так же ФИО6 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ экскаватор готовил место и ПГС для дальнейшей его погрузки и вывоза.

ФИО1 в своих объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ указал, что ДД.ММ.ГГГГ он проводил земляные работы на экскаваторе «<данные изъяты>» на территории земельного участка, расположенного приблизительно в 2 километрах на юго-восток от Абаканской ТЭЦ. Когда он задел ковшом землю со стороны памятника, произошел обвал грунта, территорию памятника и сам памятник повредить не хотел, земля упала самопроизвольно.

В рапорте от ДД.ММ.ГГГГ старшего оперуполномоченного ФИО7 из материала проверки КУСП указано, что умысла на повреждение или уничтожение памятника истории и культуры у ФИО1 не было.

В результате совершенных ФИО1 действий, были нарушены вышеуказанные нормы Федерального закона № 73-ФЗ, и режим использования памятника истории и культуры, установленного в п. 2 приложения 58 приказа Госохранинспекции от 12.09.2017 № 38 «Об утверждении границ территорий и режимов использования территории объектов археологического наследия федерального значения», что привело к повреждению объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>», которое выражено через повреждение его предмета охраны установленного в приложении 4 приказа Госохранинспекции от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предмета охраны объектов культурного наследия федерального значения».

Госохранинспекции в возбуждении уголовного дела отказано.

Повреждение объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» ФИО1 подтверждается: материалом проверки КУСП ; отсутствием поступления на согласование в Госохранинспекцию документации от ФИО1 об обеспечении сохранности объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» во время проведения земляных работ; актом осмотра объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ; информацией о размере причиненного ущерба от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом объема повреждений и размера ущерба в рублях.

Установленные по делу фактические обстоятельства, свидетельствуют о том, что ФИО1 допустил нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что действия ФИО1 образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В силу ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО1 по данному делу не установлено.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение, исходя из положений ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ суд считает возможным назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч.1 ст. 7.13 и ст. ст. 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Назначить ФИО1 по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.

Судья

Абаканского городского суда А.В. Зарубин

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>