ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-292/20 от 17.07.2020 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 5-292/2020 (УИД 53RS0022-01-2020-003680-18)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Великий Новгород 17 июля 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2020 года.

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15),

с участием прокурора Куряева И.Р., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, ее защитника Скидановой В.Ф.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица -

<данные изъяты>ФИО1, <адрес>

установил:

06 мая 2020 года первым заместителем прокурора Великого Новгорода ФИО2 в отношении <данные изъяты> ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса.

В соответствии с подведомственностью, установленной ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, вышеуказанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушение и другие материалы дела переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд Новгородской области (поступили 27 мая 2020 года).

При рассмотрении дела ФИО1 и ее защитник Скиданова В.Ф. оспаривали указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении факты нарушений бюджетного законодательства по доводам, изложенным в письменных объяснениях, и просили прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях <данные изъяты> ФИО1 состава административного правонарушения.

Выслушав объяснения ФИО1, защитника Скидановой В.Ф., исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав заключение прокурора Куряева И.Р., полагавшего, что в действиях <данные изъяты> ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно основным понятиям и терминам, содержащимся в статье 6 Бюджетного кодекса РФ (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении), под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (пункт 2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ).

Пунктом 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление предусмотренной настоящей статьей субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее в настоящей статье - соглашение о предоставлении субсидии), на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с учетом положений абзаца четырнадцатого настоящего пункта.

Соглашение о предоставлении субсидии может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:

цель предоставления субсидии и ее объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта, на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которого предоставляется субсидия, с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе объема предоставляемой субсидии, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. В случае предоставления субсидии из федерального бюджета объем предоставляемой субсидии должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;

положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения о предоставлении субсидии и порядок их взаимодействия при реализации указанного соглашения;

условие о соблюдении автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

положения, устанавливающие обязанность федерального автономного учреждения, автономного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального автономного учреждения, федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, муниципального унитарного предприятия по открытию лицевого счета для учета операций с субсидиями соответственно в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования, а в случае заключения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) с органом Федерального казначейства соглашения об открытии и ведении лицевого счета автономного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального автономного учреждения), государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации (муниципального унитарного предприятия) - в органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством;

сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет, указанный в абзаце шестом настоящего пункта;

положения, устанавливающие право получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условий, установленных соглашением о предоставлении субсидии;

порядок возврата бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года ранее перечисленной этому учреждению, предприятию субсидии в случае отсутствия принятого в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, решения получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии;

порядок возврата сумм, использованных бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения этим учреждением, предприятием целей и условий, определенных соглашением о предоставлении субсидии;

положения, предусматривающие приостановление предоставления субсидии либо сокращение объема предоставляемой субсидии в связи с нарушением бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условия о софинансировании капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет иных источников, в случае, если соглашением о предоставлении субсидии предусмотрено указанное условие;

порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидии бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием;

случаи и порядок внесения изменений в соглашение о предоставлении субсидии, в том числе в случае уменьшения в соответствии с настоящим Кодексом получателю бюджетных средств ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, а также случаи и порядок досрочного прекращения соглашения о предоставлении субсидии.

Постановлением Администрации Великого Новгорода от 14 марта 2014 года утвержден Порядок принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (далее – Порядок), которым установлен механизм и условия принятия решений о предоставлении бюджетных ассигнований из бюджета Великого Новгорода в виде субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и объекты недвижимого имущества, приобретаемые в муниципальную собственность (далее - субсидии), муниципальным автономным и бюджетным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, созданным на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования - городского округа Великий Новгород.

В пункте 9 названного Порядка установлено, что субсидии предоставляются организациям в размере средств, предусмотренных решением о предоставлении субсидии, в пределах бюджетных средств, предусмотренных решением Думы Великого Новгорода о бюджете Великого Новгорода на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке главному распорядителю бюджетных средств на цели предоставления субсидий.

В соответствии с пунктом 10 Порядка предоставление субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений (по примерной форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку), заключенным между главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и организацией (далее - соглашение о предоставлении субсидии) на срок, не превышающий срок действия утвержденных главному распорядителю бюджетных средств, предоставляющему субсидию, лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. Главному распорядителю бюджетных средств может быть предоставлено право заключать соглашение о предоставлении субсидии на срок, превышающий срок действия утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии в порядке, установленном Администрацией Великого Новгорода.

Как следует из приложения N 1 к названному Порядку, к числу обязательных сведений, подлежащих указанию в соглашении о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений, отнесены, в частности, цель предоставления субсидии с указанием наименования объекта, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, общего объема капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения.

Постановлением Правительства Новгородской области от 24 июля 2018 года N 375 утверждена государственная программа Новгородской области "Создание в Новгородской области дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, на 2018 - 2026 годы".

В рамках указанной государственной программы предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городского округа Новгородской области на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в 2018-2019 годах и предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городского округа на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в 2018-2021 годах.

В соответствии с Постановлением Администрации Великого Новгорода от 19 июля 2019 года N 2978 в муниципальную программу Великого Новгорода "Развитие муниципальной системы образования Великого Новгорода" на 2017 - 2023 годы" (утверждена Постановлением Администрации Великого Новгорода от 14.12.2016 N 5769) внесены изменения, в частности, она дополнена подпрограммой "Создание дополнительных мест в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования" со сроком ее реализации 2018 – 2023 годы.

Согласно паспорту указанной подпрограммы ее исполнителями определены комитет по образованию Великого Новгорода, комитет архитектуры и градостроительства Администрации Великого Новгорода, муниципальное казенное учреждение Великого Новгорода «Управление капитального строительства» и муниципальные образовательные организации.

В числе мероприятий указанной выше подпрограммы предусматривается строительство следующих объектов: <адрес>

В качестве источников финансирования на 2019, 2020, 2021 годы определены соответствующие объемы средств из бюджета Великого Новгорода, областного и федерального бюджетов.

Вышеперечисленные мероприятия также включены в Адресную инвестиционную программу Великого Новгорода на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденную Постановлением Администрации Великого Новгорода от 14 февраля 2019 года N 555, в которой на их реализацию предусмотрено предоставление средств бюджета Великого Новгорода и субсидий из областного и федерального бюджетов.

Из материалов дела судьей установлено, что в соответствии с постановлением Администрации Великого Новгорода от 23 декабря 2019 года местной администрацией принято решение о прекращении бюджетных инвестиций в отношении объектов <адрес>

На основании вышеуказанного постановления 26 декабря 2019 года комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода, находящимся по адресу: <адрес>, в лице <данные изъяты> ФИО1, в соответствии с постановлением Администрации Великого Новгорода от 14 марта 2014 года N 1354 «Об утверждении порядка принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности» с вышеперечисленными муниципальными автономными дошкольными образовательными учреждения, выступающими заказчиками работ по строительству соответствующих объектов, заключены соглашения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений, а именно:

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

В соответствии с приказом комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 31 декабря 2019 года «О потребности остатков субсидий на капитальные вложения» принято решение о разрешении к использованию остатка средств на капитальные вложения по состоянию на 01 января 2020 года на цели предоставления субсидии <адрес>

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведенной прокуратурой Великого Новгорода проверки исполнения Администрацией Великого Новгорода требований бюджетного законодательства выявлено, что в нарушение пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ в утвержденных должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств - <данные изъяты> ФИО1 соглашениях №, 1166, 1167 о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений отсутствует информация об объемах предоставляемой субсидии с разбивкой по годам, сроках строительства, стоимости объекта, общем объеме капитальных вложений в объект муниципальной собственности за счет всех источников финансового обеспечения, а также за учреждениями не закреплено право на использование в очередном финансовом году на те же цели неиспользованных по состоянию на 01 января 2020 года остатков средств на капитальные вложения, вытекающее из соответствующего решения, принятого их учредителем (комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода), тем самым был нарушен порядок предоставления указанных субсидий.

Изучив представленные в дело доказательства, судья приходит к выводу, что вменяемое <данные изъяты> ФИО1 нарушение, выразившееся в неуказании в соглашениях №, 1166, 1167 о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений, заключенных <адрес>, соответственно, информации об объемах предоставляемой субсидии с разбивкой по годам, не находит своего подтверждения, поскольку в соглашении с учетом срока его действия (до 31 декабря 2020 года) содержатся сведения об объеме предоставляемой муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению субсидии в 2019 и 2020 годах отдельно по каждому году. Равным образом, и в соглашениях №, 1167, которые заключены на срок до 31 декабря 2019 года, указано, в каком объеме в 2019 году соответствующему муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению предоставляется субсидия.

Таким образом, судья приходит к выводу, что приведенное в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении нарушение п. 4 ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ, выразившееся в том, что в вышеперечисленных соглашениях о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений отсутствует информация об объемах предоставляемой субсидии с разбивкой по годам, подлежит исключению из объема вмененных в вину ФИО1 нарушений.

Вместе с этим, наличие остальных приведенных выше нарушений пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 мая 2020 года, рапортом помощника прокурора Великого Новгорода Куряева И.Р. от 30 апреля 2020 года; копиями соглашений №, 1166, 1167 от 26 декабря 2019 года о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений, заключенных комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода с <адрес> соответственно, копией заключения Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ деятельности органов местного самоуправления и муниципальных организаций по осуществлению капитальных вложений в объекты муниципальной собственности» от 26 февраля 2020 года и другими письменными документами.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с распоряжением Администрации Великого Новгорода от 10 февраля 2017 года рл ФИО1 с 13 февраля 2017 года принята на муниципальную службу и назначена на должность <данные изъяты>, и согласно должностной инструкции к числу ее должностных обязанностей относится, в числе прочего, принятие решений по управлению финансовыми средствами отрасли «образование» в пределах лимитов, утвержденных комитету, организация работы комитета как главного распорядителя бюджетных средств, обеспечение соблюдения финансовой дисциплины, сохранности денежных средств и материальных ценностей.

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ, ФИО1, исполняя обязанности <данные изъяты> и являясь должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств, осуществляла организационно-распорядительные функции и, следовательно, является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Приведенные в письменных объяснениях ФИО1 доводы об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения с учетом установленных по делу фактических обстоятельств подлежат отклонению как несостоятельные, указанные доводы опровергаются совокупностью собранных по делу вышеперечисленных доказательств.

Ссылка стороны защиты на то, что ФИО1 необоснованно вменены в вину нарушения бюджетного законодательства, допущенные при принятии решения о прекращении предоставления бюджетных инвестиций и перемена заказчика по муниципальным контрактам (постановление Администрации Великого Новгорода от 23 декабря 2019 года ), не может принята во внимание, поскольку согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении эти нарушения ФИО1 не инкриминируются.

Обстоятельств, в силу ст. 24.5 КоАП РФ исключающих производство по делу об административном правонарушении, равно как и оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, не установлено.

Санкция части 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, установление административного наказания и определение его вида и размера в каждом конкретном случае должно основываться на конституционных принципах справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению.

При назначении административного наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, судья учитывает характер и общественную опасность совершенного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение.

В силу ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается совершение подобного административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Учитывая изложенное, а также установленные законом цели применения административного наказания, судья приходит к выводу о назначении ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренной санкцией ч. 1.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, полагая такое наказание соответствующим общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

<данные изъяты>ФИО1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Разъяснить ФИО1, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УФК по Новгородской области (прокуратура Новгородской области)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Предложить ФИО1 уплатить административный штраф добровольно в течение шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу и представить документ, свидетельствующий об оплате административного штрафа, в суд (<адрес>

Разъяснить, что в соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного выше срока, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

Судья В.В. Ящихина