ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-292/2017 от 02.11.2017 Березниковского городского суда (Пермский край)

Дело № 5-292/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Березники 2 ноября 2017 года

Судья Березниковского городского суда Пермского края Петрова Е.А.

при секретаре судебного заседания Рожковой Ю.В.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1, его защитника – Файзулина А.Т., действующего на основании устного заявления,

должностного лица – инспектора ОООП МО МВД России «Березниковский» И.Н.,

рассмотрев в помещении Березниковского городского суда Пермского края дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, не имеющего постоянного места работы, зарегистрированного по адресу: <адрес> проживающего по адресу: <адрес>

у с т а н о в и л:

27 октября 2017 года инспектором ОООП МО МВД России «Березниковский» И.Н. в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому <дата> в период с 12:00 до 18:00 в <адрес> ФИО1 нарушил порядок проведения публичного мероприятия в форме пикетирования, заведомо зная о незаконности его проведения, а именно: находясь в составе группы лиц в количестве 2 человек, держал в руках листовку с надписью «Требую допуска Навального до выборов #ЗаНавального», тем самым использовал данную листовку как средство наглядной политической агитации, являясь участником публичного мероприятия в форме пикета, проведение которого было не согласованно с администрацией г. Березники, чем нарушил ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 3 ст. 6 ФЗ от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

27 октября 2017 года инспектором ОООП МО МВД России «Березниковский» И.Н. в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 07.10.2017 в период с 12:00 до 18:00 в <адрес>, ФИО1 нарушил порядок проведения публичного мероприятия в форме пикетирования, заведомо зная о незаконности его проведения, а именно: находясь в составе группы лиц в количестве 9 человек, держал в руках листовку с надписью «#ЗаНавального», тем самым использовал данную листовку как средство наглядной политической агитации, являясь участником публичного мероприятия в форме пикета, проведение которого было не согласованно с администрацией г. Березники, чем нарушил ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 3 ст. 6 ФЗ от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

На основании определения Березниковского городского суда Пермского края от 30.10.2017 протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 объединены для рассмотрения в одно производство.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не признал. В письменном объяснении указал, что узнав из сети «Интернет» о том, что 07.10.2017 в г. Березники состоится прогулка сторонников политика Алексея Навального по улицам города, он и его жена – Ж.И. приехали из <адрес> и приняли в ней участие совместно с другими гражданами, прошли по <адрес> По ходу движения они дважды совершали кратковременные остановки с целью фотографирования с листовками на фоне <адрес>. Сразу после фотографирования они шли дальше, убрав листовки в пакеты. Не согласен с утверждениями, имеющимися в протоколах, о том, что он (ФИО1) знал о незаконности проведения публичного мероприятия. Указал, что юридической квалификации не имеет, заявителем публичных мероприятий никогда не являлся, и, исходя из бытового опыта, полагал, что такие действия, как прогулка по городу и фотографирование в общественных местах, не могут являться незаконными. Просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Защитник Файзулин А.Т. с вмененным ФИО1 правонарушением не согласился, ссылаясь на то, что кратковременная остановка группы граждан во время прогулки по городу с целью произвести фотографирование не является публичным мероприятием. Наличие листовок в руках фотографирующихся является средством достичь желаемого содержания фотографии, и не направлено на публичное выражение мнений в смысле, придаваемом этому понятию законодательством о публичных мероприятиях. Листовка в подобной ситуации является атрибутом задуманного фотоснимка, а не средством наглядной агитации. Полагает, что представленные в материалы дела скриншоты являются недопустимым доказательством, поскольку на них отсутствует дата и время получения информации, что влечет недопустимость производных от них рапортов и протоколов об административных правонарушениях.

Должностное лицо в судебном заседании указала, что в ходе мониторинга сети «Инетрнет» было выявлено нарушение порядка проведения публичного мероприятия в форме пикетирования, в связи с чем была назначена проверка, в ходе которой данный факт был подтвержден. В ходе оперативно-розыскных мероприятий была установлена личность ФИО1 - участника данного публичного мероприятия в форме пикета, проведение которого было не согласовано с администрацией г. Березники.

Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитника, должностное лицо, исследовав материалы дела, обозрев видеозаписи, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Объективная сторона ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ выражена в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. По способу изложения диспозиция данной нормы носит бланкетный характер.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок проведения публичного мероприятия, который установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

В соответствии с пунктом 6 данной статьи пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности – соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантирует только право на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина, установил в Федеральном законе от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок организации и проведения публичных мероприятий.

Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

Обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).

Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7).

Во исполнение данной правовой нормы Законодательным собранием Пермской области был принят Закон № 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края» (далее – Закон Пермской области № 2538-560 от 10.10.2005).

Закон Пермской области № 2538-560 от 10.10.2005 в соответствии с ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в Правительство Пермского края или в органы местного самоуправления Пермского края и определяет места проведения публичного мероприятия на территории Пермского края.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24 октября 2013 года № 1618-О, от 24 октября 2013 года № 1619-О, Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).

По мнению Европейского Суда по правам человека, уведомительный (и даже разрешительный) порядок организации публичного мероприятия не посягает на существо права на свободу собраний и не является не совместимым со статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; он не только позволяет примирить это право, в частности, с правом на свободное передвижение и законными интересами других лиц, но и служит предотвращению беспорядков и преступлений, а также дает возможность властям принять разумные и целесообразные меры для обеспечения надлежащего проведения любого собрания, митинга или иного мероприятия политического, культурного и иного характера; при этом Европейский Суд по правам человека полагает, что перед ним не стоит задача стандартизации существующих в Европе систем, к числу которых относится и российский порядок, определяемый как уведомление и согласование (постановления от 5 декабря 2006 года по делу «Оя Атаман (Oya Ataman) против Турции», от 18 декабря 2007 года по делу «ФИО2 Альдемир (Nurettin Aldemir) и другие против Турции», от 7 октября 2008 года по делу «Мольнар (Molnar) против Венгрии» и от 10 июля 2012 года по делу «Берладир и другие против России»).

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, 07.10.2017 в период с 12:00 до 18:00 по адресу: <адрес> ФИО1 нарушил порядок проведения публичного мероприятия в форме пикетирования, заведомо зная о незаконности его проведения, а именно: находясь в составе группы лиц в количестве 2 человек, держал в руках листовку с надписью «Требую допуска Навального до выборов #ЗаНавального», тем самым использовал данную листовку как средство наглядной политической агитации, являясь участником публичного мероприятия в форме пикета, проведение которого было не согласованно с администрацией г. Березники.

Также 07.10.2017 в период с 12:00 до 18:00 по адресу: <адрес>, ФИО1 нарушил порядок проведения публичного мероприятия в форме пикетирования, заведомо зная о незаконности его проведения, а именно: находясь в составе группы лиц в количестве 9 человек, держал в руках листовку с надписью «#ЗаНавального», тем самым использовал данную листовку как средство наглядной политической агитации, являясь участником публичного мероприятия в форме пикета, проведение которого было не согласованно с администрацией г. Березники.

ФИО1 принимал участие в данном публичном мероприятии, его личность была установлена в рамках ОРМ, на основании заявления о выдаче (замене) паспорта формы 1П.

Установлено, что 03.10.2017 в администрацию г. Березники Пермского края обращался К.Р. с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме пикета 07.10.2017 в период с 12:00 до 15:00 по адресу: <адрес> с предполагаемым количеством участников 15 человек. Целью мероприятия было указано «Пикетирование в поддержку требования допустить Алексея Навального до участия в выборах Президента Российской Федерации и против вмешательства органов власти в его законную политическую деятельность».

03.10.2017 К.Р. администрацией г. Березники было направлено уведомление о несогласовании проведения публичного мероприятия, принятое на основании части 2 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Уведомление также содержит письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке. Также уведомление содержит указание, что фактические цель и форма проведения запланированного мероприятия нарушают запреты, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации (ст. 212 УК РФ).

Ссылка ФИО1 о том, что ему не было известно об отсутствии уведомления о согласовании проведения публичного мероприятия является несостоятельной. Информация об отказе администрации г. Березники в проведении 07.10.2017 публичного мероприятия была размещена в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «Вконтакте» в группе «Команда Навального. Березники» по адресу: https://vk.com/teamnavalny_brz, в социальной сети «Twitter» по адресу: https://twitter.com/leonidvolkov/status/914752649018429440, на сайте экспресс-новостей «ОВД-инфо» по адресу: https://ovdinfo.org/express-news/2017/10/02/, на сайте «Медиазона» https://zona.media/news/2017/10/02/berezniki-nava.

Группы в социальных сетях в поддержку Алексея Навального являются открытыми, просмотреть информацию, размещенную в них, может любой пользователь.

Кроме того, информация и контактные данные «Народного штаба «Навальный 2018» в г. Березники» размещена в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://2018.navalny.com/hq/berezniki/.

Как следует из материалов дела, с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме пикета 07.10.2017 в период с 12:00 до 18:00 по адресу: <адрес>, по адресу: <адрес> в администрацию г. Березники обращений не поступало.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколами об административном правонарушении , от 27.10.2017 (л.д. 1), в которых содержится описание вмененного административного правонарушения; рапортами инспектора ОООП МО МВД России «Березниковский» И.Н., из которых следует, что в ходе мониторинга сети интернет было установлено, что 07.10.2017 в период с 12:00 до 18:00 по адресу: <адрес> ФИО1, <дата> г.р., проживающий по адресу: <адрес> нарушил порядок проведения публичного мероприятия в форме пикетирования, заведомо зная о незаконности его проведения, а именно: находясь в составе группы лиц в количестве 9 человек, держал в руках листовку с надписью «#ЗаНавального», 07.10.2017 в период с 12:00 до 18:00 по адресу: <адрес>, находясь в составе группы лиц в количестве 2 человек, держал в руках листовку с надписью «Требую допуска Навального до выборов #ЗаНавального» (л.д. 2, 16); формой № 1П на ФИО1 (л.д. 17); скриншотами с сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «Вконтакте» в группе «Команда Навального. Березники», в которых имеется информация от 06.10.2017 о проведении 07.10.2017 всероссийской акции «#ЗаНавального», и от 08.10.2017 – о проведенной вышеуказанной акции; фотографиями, на которых изображен ФИО1, держащий в руках листовку с текстом «Требую допуска Навального до выборов #ЗаНавального», на которых имеется дата – 07.10.2017 и место – <адрес> (л.д. 5-10); уведомлением организатора публичного мероприятия К.Р., ответом Управления по связям с общественностью и вопросам внутренней политики администрации г. Березники; видеозаписями с камер видеонаблюдения АПК «Безопасный город» от 07.10.2017; видео с инернет-страницы «Команда Навального. Березники»; а также пояснениями должностного лица, данными в ходе судебного разбирательства.

Анализируя вышеуказанные нормы права в совокупности с представленными доказательствами, прихожу к выводу, что единый умысел проведенного 07.10.2017 публичного мероприятия, единый объект мероприятия и общая организация свидетельствуют об одном публичном мероприятии с участием, в том числе, ФИО1

Предъявление к порядку проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований особых требований обусловлено тем, что одной из основных целей любого публичного мероприятия является привлечение общественного внимания и, следовательно, оно объективно затрагивает интересы значительного числа граждан (как принимающих в публичном мероприятии непосредственное участие, так и претерпевающих те или иные последствия его проведения), чем создается потенциальная опасность нарушения общественного порядка. Исходя из этого федеральный законодатель предусмотрел административную ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Действия ФИО1 судья квалифицирует как правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Непризнание ФИО1 вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, судья расценивает как способ защиты и желание избежать административного наказания за совершенное правонарушение.

Санкция ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает альтернативное наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1).

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность ФИО1, в ходе рассмотрения дела не установлено.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства совершения правонарушения, личность ФИО1, его имущественное и семейное положение, и считает, что ФИО1 необходимо назначить административное наказание в виде обязательных работ.

Административное наказание в виде обязательных работ согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.

Сведений о том, что ФИО1 относится к лицам, к которым в соответствии с ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ не может применяться наказание в виде обязательных работ, не имеется.

В соответствии со ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32.13 данного Кодекса.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде обязательных работ на срок .....

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья (подпись) Е.А. Петрова

Копия верна. Судья