Дело № 5-292/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Ленинск 14 мая 2021 года
Федеральный судья Ленинского районного суда Волгоградской области Тельбухов В.С., <...>,
с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности – главы Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес>А.А.З.,
представителя органа, составившего протокол – Комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>, ФИО3, действующего по доверенности,
рассмотрев административный материал, поступивший в Ленинский районный суд <адрес> «27» апреля 2021 года в отношении главы Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес>А.А.З., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, сведений о привлечении к административной ответственности не имеется,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
В декабре 2020 года установлено, что главой Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес>А.А.З., в нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на объектах культурного наследия: «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», «Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», расположенных по адресу: <адрес>; «Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», расположенного по адресу: <адрес>; «Могила летчика ФИО4, погибшего в период Сталинградской битвы», расположенного по адресу: <адрес>, не организована работа по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия.
В судебном заседании глава администрации Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес>А.А.З. свою вину в совершении правонарушения признал полностью, суду показал, что проводил мероприятия, связанные с определением стоимости проектных работ по разработке проектов зон охраны данных памятников, изыскивал соответствующие организации, неоднократно письменно обращался в адрес главы <адрес> с просьбой о выделении денежных средств по эти цели. Стоимость одного проекта охранной зоны каждого памятника составляет ориентировочно 200 тысяч рублей, в бюджете поселения таких средств не имеется. Тем не менее, при поддержке сотрудников администрации и неравнодушных жителей села организовал мероприятия по уборке территории, прилегающей к памятникам, поддержанию их в чистоте и порядке, обновлению и покраске изгородей и табличек. А.А.З. просил учесть, что правонарушение им совершено впервые, просил ограничиться устным замечанием.
В судебном заседании представитель Комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>ФИО3 просил признать данное правонарушение малозначительным, ограничиться устным замечанием в отношении А.А.З., указывая, что определенная работа в отношении разработки проектов зон охраны объектов проводится, запрошены коммерческие организации о стоимости работ по разработке проектов зон охраны на объект культурного наследия, кроме того, главе администрации Ленинского муниципального района <адрес> направлено письмо, об оказании финансовой помощи на выполнение работ по разработке проектов зон охраны на объекты культурного наследия.
Выслушав А.А.З., ФИО3, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи; что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Федеральным законом № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В преамбуле к названному Федеральному закону указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года, одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
На основании п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 47.3 и п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 14.01.1993 года № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
«Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», «Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», расположенные по адресу: <адрес>; «Братская могила участников гражданской войны и советских воинов погибших в период Сталинградской битвы», расположенная по адресу: <адрес>; «Могила летчика ФИО4, погибшего в период Сталинградской битвы», расположенная по адресу: <адрес>; являются объектами культурного наследия регионального значения (памятники истории и культуры), зарегистрированы в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационные номера №, №, №, №, приказы Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р).
Согласно <адрес> думы от ДД.ММ.ГГГГ№ "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>" в перечень указанных объектов входят: «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», «Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», расположенные по адресу: <адрес>, «Братская могила участников гражданской войны и советских воинов погибших в период Сталинградской битвы», расположенная по адресу: <адрес>, «Могила летчика ФИО4, погибшего в период Сталинградской битвы», расположенная по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что в адрес комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> поступили материалы проверки прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), по вопросу отсутствия зон охраны у объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Ленинского муниципального района <адрес>. В отношении главы Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес>А.А.З. проведена проверка по факту использования, сохранения объектов культурного наследия регионального значения: «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», «Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», расположенные по адресу: <адрес>; «Братская могила участников гражданской войны и советских воинов погибших в период Сталинградской битвы», расположенная по адресу: <адрес>; «Могила летчика ФИО4, погибшего в период Сталинградской битвы», расположенная по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлено, что работа по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия не организована.
В соответствии с п. 7 ст. 4.1 Устава администрации Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес>, принятого решением Совета депутатов Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, к закрепленным за Царевским сельским поселением вопросам местного значения из числа предусмотренных ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся в том числе: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности сельских поселений, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории сельских поселений.
На основании <адрес> «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ленинского муниципального района и вновь образованным в его составе муниципальными образованиями» №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ, братские могилы гражданской и Великой Отечественной войны в <адрес>, инвентарный №; памятники гражданской войны в <адрес>, инвентарный №; памятники Великой Отечественной войны, мраморная плитка, в <адрес>, инвентарный №; памятники Великой Отечественной войны в <адрес>, инвентарный №; переданы в собственность Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес>.
Факт нарушения главой Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес>А.А.З. требований законодательства об охране объектов культурного наследия и его виновность в совершении административного правонарушения, кроме признания им своей вины, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: уведомлением о проведении проверки, Уставом Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес>, ответом главы Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес>А.А.З. председателю комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, информацией заместителя прокурора <адрес>ФИО5 о принятии мер № от ДД.ММ.ГГГГ, ответом председателя Комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> прокурору <адрес>ФИО6№ от ДД.ММ.ГГГГ, информацией главы Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес>А.А.З. об исполнении законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отечества, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в действиях должностного лица А.А.З. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, учитывая позицию представителя административного органа, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствия последствий в виде ухудшения объектов культурного наследия или иных негативных последствий, отразившихся на сохранности объектов культурного наследия, судья приходит к выводу, что совершенное А.А.З. административное правонарушение является малозначительным.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, суд на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Поскольку совершенное должностным лицом - главой Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области А.А.З. административное правонарушение признано судьей малозначительным, производство по делу об административном правонарушении следует прекратить, объявить А.А.З. устное замечание.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу в отношении главы Царевского сельского поселения Ленинского муниципального района <адрес>А.А.З. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, – прекратить в связи с малозначительностью.
Объявить А.А.З. устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Тельбухов В.С.
Копия верна. Судья: