ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2933/2021 от 01.10.2021 Советского районного суда г. Самары (Самарская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

01 октября 2021г. г. Самара

Судья Советского районного суда г.Самары Никитина С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-2933/21 в отношении юридического лица – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения», ИНН/КПП: <***>/631801001, расположенного по адресу: <...>, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ,

У СТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении № АП-108/Л/з/к/д-3/19.20 от 06.07.2021г., составленного советником отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ФИО1, а также представленным суду материалам, юридическое лицо – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (далее по тексту - СамГУПС), юридический адрес: <...>, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Из данного протокола усматривается, что 07.06.2021г. в 15 час. 00 мин. в ходе плановой документарной проверки, проведенной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в отношении СамГУПС на основании приказа Рособрнадзора от 19.04.2021г. № 520, по вопросу контроля соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, было установлено нарушение юридическим лицом подпункта «в» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020г. № 1490, а именно у СамГУПС отсутствуют разработанные и утвержденные им в полном объеме в соответствии с требованиями ч.5 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следующие образовательные программы:

- основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования – программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (направленность «Электроподвижной состав», срок получения образования 3 года 10 месяцев, год начала подготовки – 2020, очная форма обучения) в части отсутствия рабочей программы дисциплины ЭК.02.01 Политика и право;

- основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа бакалавриата по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (год начала подготовки – 2018, очная форма обучения) в части отсутствия рабочих программ дисциплин ФТД.В.01 История религиозной культуры, ФТД.В.02 Электроника и электротехника, ФТД.В.03 Микропроцессорные информационно-управляющие системы;

- основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа бакалавриата по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (год начала подготовки – 2020, очная форма обучения) в части отсутствия рабочей программы дисциплины ФТД.В.03 Обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов;

- основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа магистратуры по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (направленность «Кадровый менеджмент», год начала подготовки - 2018, заочная форма обучения) в части отсутствия программы практики Б2.В.01(У) Учебная практика, практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, что в соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020г. № 1490, является грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). В связи с чем, в отношении СамГУПС составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель юридического лица СамГУПС вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, признал полностью, с протоколом согласился, пояснил, что в на стоящее время все недостатки устранены.

Суд, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечанием к ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Правовая основа лицензируемой деятельности определена Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ и частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2002 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно подпункту «в» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020г. № 1490 лицензионными требованиями к лицензиату являются наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2 - 8 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Программы профессионального обучения водителей транспортных средств должны быть также согласованы с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020г. № 1490 к грубым нарушениям лицензионных требований относятся: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Судом установлено, что на основании приказа Рособрнадзора от 19.04.2021г. № 520 в отношении СамГУПС Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки с 11.05.2021г. по 07.06.2021г. была проведена плановая документарная проверка. Задачами проверки являлись осуществление контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности; осуществление федерального государственного надзора в сфере образования; осуществление федерального государственного контроля качества образования по образовательным программам; осуществление государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции. Предметом проверки являлась проверка соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В ходе проведения плановой документарной проверки было установлено нарушение юридическим лицом подпункта «в» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020г. № 1490, а именно у СамГУПС отсутствуют разработанные и утвержденные им в полном объеме в соответствии с требованиями ч.5 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следующие образовательные программы:

- основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования – программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (направленность «Электроподвижной состав», срок получения образования 3 года 10 месяцев, год начала подготовки – 2020, очная форма обучения) в части отсутствия рабочей программы дисциплины ЭК.02.01 Политика и право;

- основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа бакалавриата по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (год начала подготовки – 2018, очная форма обучения) в части отсутствия рабочих программ дисциплин ФТД.В.01 История религиозной культуры, ФТД.В.02 Электроника и электротехника, ФТД.В.03 Микропроцессорные информационно-управляющие системы;

- основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа бакалавриата по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (год начала подготовки – 2020, очная форма обучения) в части отсутствия рабочей программы дисциплины ФТД.В.03 Обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов;

- основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа магистратуры по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (направленность «Кадровый менеджмент», год начала подготовки - 2018, заочная форма обучения) в части отсутствия программы практики Б2.В.01(У) Учебная практика, практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Вина СамГУПС в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами, имеющимися в материалах дела и исследованными судом:

- протоколом об административном правонарушении № АП-108/Л/З/К/Д-3/19.20 от 06.07.2021г.;

- сведениями, подтверждающими извещение представителя юридического лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении;

- выпиской из ЕГРЮЛ от 03.06.2021г., согласно которой СамГУПС является действующим юридическим лицом;

- приказом о возложении обязанностей ректора СамГУПС на ФИО3;

- приказом Рособрнадзора от 19.04.2021г. № 520 о проведении плановой документарной проверки СамГУПС;

- актом проверки от 07.06.2021г. № 108/Л/З/К/Д, согласно которого в деятельности СамГУПС выявлены нарушения лицензионных требований;

- экспертным заключением от 07.06.2021г., согласно которого при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью выявлены нарушения лицензионных требований;

- приказом Рособрнадзора от 22.06.2020г. № 684 об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;

- должностным регламентом советника отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Использование доказательств по делу, полученных с нарушением закона, не допускается.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд находит их относимыми, допустимыми и достаточными для признания юридического лица – СамГУПС виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № АП-108/Л/З/К/Д-3/19.20 от 06.07.2021г. составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола судом не установлено.

Оснований для признания протокола незаконным, не имеется. Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.

В соответствии с абз.4 п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Поскольку административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ относится к категории правонарушений, посягающих на охраняемые общественные отношения, поэтому правонарушение не может быть признано малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, суд относит признание юридическим лицом вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Санкция ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Между тем, в соответствии с ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Судом установлено, что допущенные СамГУПС нарушения действующего законодательства не повлекли каких-либо последствий, СамГУПС впервые привлекается к административной ответственности и устранило все допущенные нарушения до рассмотрения дела в суде.

В связи с вышеизложенным, суд считает возможным назначить СамГУПС административное наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 РФ и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: