КОПИЯ
дело № 5-293/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(резолютивная часть оглашена 29.07.2019г.)
30 июля 2019 года г. Красноярск
Судья Октябрьского районного суда г. Красноярска Кривец Елена Викторовна,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности МКУ г.Красноярска «УДИБ» – ФИО1, действующей на основании доверенности от 06.06.2019г.
Начальника отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО2, действующей на основании доверенности от 04.03.2019г., главного специалиста отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО3, действующего на основании доверенности от 06.02.2019г.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении:
Муниципального казенного учреждения г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», юридический адрес: <...> ОГРН <***> ИНН <***>, КПП 246301001,
УСТАНОВИЛ:
В период с 06.06.2019г. по 21.06.2019г. Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края проведена внеплановая документарная проверка МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» юридический адрес: <...>, с целью контроля за исполнением п. 2 ранее выданного предписания от 18.10.2018г. №40/18, согласно которому МКУ г. Красноярска «УДИБ» в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должно согласовать со Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края раздел научно-проектной документации по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия «Красноярск. Одиночный курган «Шинное кладбище -1», срок исполнения установлен до 01.05.2019г. Проверкой выявлено, что МКУ г.Красноярска «УДИБ» п. 2 вышеуказанного предписания не исполнил, в связи с чем 26.06.2019г. главным специалистом отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении №13/19 от 26.06.2019г. о привлечении МКУ г.Красноряска «УДИБ» к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании главный специалист отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО4 и начальник отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО2 просили привлечь МКУ г.Красноярска «УДИБ» к административной ответственности, указывая, что предписание от 18.10.2018г. было выдано МКУ г.Красноярска «УДИБ» обоснованно, поскольку именно МКУ г.Красноярска «УДИБ» является пользователем земельного участка - сектор №162 Шинное кладбище г.Красноярска, отнесенного к выявленному объекту археологического наследия. Каких-либо мер к исполнению п. 2 Предписания в установленный срок МКУ г.Красноярска «УДИБ» не предпринимало, Предписание в установленный законом срок не обжаловало. В связи с чем неисполнение п. 2 предписания в установленный срок является основанием для привлечения МКУ г.Красноярска «УДИБ» к административной ответственности.
Представитель МКУ г.Красноярска «УДИБ» ФИО1 в судебном заседании просила производство по делу об административном правонарушении в отношении МКУ г.Красноярска «УДИБ» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку предписание от 18.10.2018г. №40/18 выдано МКУ г.Красноярска «УДИБ» не обоснованно. Указала, что у МКУ г.Красноярска «УДИБ» отсутствовали полномочия по принятию решения относительно объекта культурного наследия, находившегося на территории кладбища, поскольку в силу Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления - администрации г.Красноярска. Уставом МКУ г.Красноярска «УДИБ» установлены виды деятельности, осуществляемые данным учреждением на территории кладбища. Данные виды деятельности ограничены, и не предусматривают возможность МКУ г.Красноярска «УДИБ» самостоятельно заказать разработку и согласовать со Службой раздел научно-проектной документации по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия «Красноярск. Одиночный курган «Шинное кладбище-1». Финансирование на проведение подобных действий у МКУ г.Красноярска «УДИБ» отсутствует. У МКУ г.Красноярска «УДИБ» отсутствует обязанность по выполнению мероприятий, связанных с сохранением объектов культурного наследия. В силу Закона данная обязанность возложена на собственника земельного участка, где был выявлен этот объект, в данном случае это администрация г.Красноярска. Также указала, что уведомление, содержащее идентификационные признаки и адресную привязку выявленного объекта собственнику земельного участка – администрации г.Красноярска не направлялось. В приказе о включении данного объекта в Перечень объектов культурного наследия также отсутствуют эти данные. Экспертиза в соответствии с требованиями закона по факту принадлежности выявленного объекта к объекту археологического наследия, службой не проводилась. Кроме того, предписание было выдано МКУ г. Красноярска «УДИБ» 18.10.2018г., то есть до издания приказа от 28.10.2018г. о включении данного объекта в перечень объектов культурного наследия.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что вина МКУ г. Красноярска «УДИБ» в совершении правонарушения, установлена совокупностью исследованных доказательств, а именно:
- протоколом об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ У от 26.06.2019г., составленным уполномоченным лицом;
- предписанием У от 18.10.2018г., выданным Службой по государственной охране объектов культурного наследия в адрес МКУ г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», полученным последним 19.10.2018г., согласно которому: п. 1 МКУ г.Красноярска «УДИБ» незамедлительно должно приостановить земляные работы в секторе У Шинного кладбища, в границах земляного участка, занимаемого выявленным объектом археологического наследия «Красноярск. Одиночный курган «Шинное кладбище -1»; п. 2 в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации согласовать со Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края раздел научно-проектной документации по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия «Красноярск. Одиночный курган «Шинное кладбище-1» - срок устранения до 01.05.2019г.; п. 3 в порядке, предусмотренном ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обеспечить выполнение, предусмотренных разделом проекта мероприятий по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия «Красноярск. Одиночный курган «Шинное кладбище-1» - срок исполнения до 01.10.2019г.;
- приказом от 05.06.2019г. У о проведении проверки в отношении МКУ г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» с целью установления факта выполнения либо невыполнения п. 2 предписания от 18.10.2018г. У;
- актом проверки У. от 21.06.2019г., согласно которому, по итогам проверки установлено, что МКУ г.Красноярска «УДИБ» не исполнело в установленный срок п. 2 Предписания от 18.10.2018г.;
- приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия У от 29.10.2018г., которым в Перечень выявленных объектов культурного наследия включен выявленный объект археологического наследия «Красноярск. Одиночный курган «Шинное кладбище - 1»;
- актом ООО «Научно-производственное объединение «Археологическое Проектирование и Изыскание» от 16.10.2018г., согласно которому сотрудниками ООО «НПО «АПИ» 16.10.2018г. на территории У-го участка «Шинного кладбища» зафиксировано частичное повреждение ранее не выявленного объекта археологического наследия;
- актом главного специалиста отдела учета использования и популяризации объектов культурного наследия Службы по государственной охране объектов культурного наследия ФИО5 У от 17.10.2018г., согласно которому выявлен объект археологического наследия «Красноярск. Одиночный курган «Шинное кладбище - 1»;
- актом директора ООО «НПО «АПИ» от 24.05.2019г. о разрушении объекта археологического наследия «Красноярск. Одиночный курган. Шинное кладбище»;
- актом от 07.06.2019г. службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноряского края, согласно которому, выявленный объект археологического наследия «Красноярск. Одиночный курган «Шинное кладбище-1» находится в неудовлетворительном состоянии;
- Уставом МКУ г.Красноярска «УДИБ», согласно п. 2.2.11 в области организации похоронного дела возложены функции на МКУ г.Красноярска «УДИБ».
Вопреки доводам представителя МКУ г.Красноряска «УДИБ» ФИО1, все вышеуказанные доказательства получены с соблюдением требований закона, и подтверждают то обстоятельство, что МКУ г.Красноярска «УДИБ» не выполнило в установленный законом срок п. 2 законного предписания от 18.10.2018г. У.
Факт не исполнения п. 2 предписания от 18.10.2018г. не оспаривается и самим представителем МКУ г.Красноярска «УДИБ» ФИО1
Доводы представителя ФИО1 о незаконности предписания от 18.10.2018г. У суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Согласно п. 16 ст. 16 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
Уведомление о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором или в котором обнаружен объект археологического наследия, в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого обнаружен данный объект археологического наследия, орган регистрации прав в течение тридцати дней со дня поступления в указанный орган охраны объектов культурного наследия информации, предусмотренной пунктом 11 статьи 45.1 настоящего Федерального закона.
Собственник или иной законный владелец земельного участка, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия, обязан соблюдать установленные статьей 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объекта археологического наследия, в том числе соблюдать предусмотренный пунктом 5 статьи 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия.
Согласно п. 5 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в случае обнаружения объекта археологического наследия уведомление о выявленном объекте археологического наследия, содержащее информацию, предусмотренную пунктом 11 статьи 45.1 настоящего Федерального закона, а также сведения о предусмотренном пунктом 5 статьи 5.1 настоящего Федерального закона особом режиме использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия заказчику указанных работ, техническому заказчику (застройщику) объекта капитального строительства, лицу, проводящему указанные работы.
Указанные лица обязаны соблюдать предусмотренный пунктом 5 статьи 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия.
В силу п.6 вышеуказанной статьи, в случае отнесения объекта, обнаруженного в ходе вышеуказанных работ, к выявленным объектам культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия уведомляет лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия определяет мероприятия по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия либо выявленного объекта археологического наследия, включающие в себя обеспечение техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиком работ, разработки проекта обеспечения сохранности данного выявленного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ.
Согласно п. 7 ст. 36 №73-ФЗ изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.
Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия определяет меры по обеспечению сохранности указанных в настоящем пункте объектов, включающие в себя разработку проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ.
Оспаривая законность предписания У от 18.10.2018г., представитель МКУ г.Красноярска «УДИБ» ФИО1 указала, что объект «Красноярск. Одиночный курган «Шинное кладбище-1» был включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия позже вынесения предписания, при этом отсутствовало заключение историко-культурной экспертизы, проведенной в соответствии с законом.
Указанные доводы не являются основанием для признания предписания от 18.10.2018г. незаконным, поскольку в силу ст. 16 Федерального закона №73-ФЗ объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия. Вышеуказанный объект выявлен соответствующим лицом, о чем составлен акт от 16.10.2018г. и акт 17.10.2018г., и вне зависимости от включения выявленного объекта в Перечень, работы по сохранению данного объекта должны выполняться незамедлительно, при этом заключение историко-культурной экспертизы для признания объекта выявленным объектом археологического наследия законом не требуется.
Вопреки доводами представителя МКУ г.Красноярска «УДИБ» ФИО1 Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края надлежащим образом уведомило администрацию г.Красноярска о выявленном объекте археологического наследия «Красноярск. Одиночный курган «Шинное кладбище-1», с указанием адреса места нахождения данного объекта: г.Красноярск Ленинский район территория Шинного кладбища сектор У, что подтверждается копией уведомления от 01.11.2018г. У и приказом от 29.10.2018г.
Кроме того, адрес места нахождения выявленного объекта археологического наследия был указан в самом предписании от 18.10.2018г. У, полученном МКУ г.Красноярска «УДИБ».
В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления – администрации г.Красноярска. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
С целью реализации функций, закрепленных за администрацией г.Красноярска в сфере похоронного дела, на МКУ г.Красноярска «УДИБ» были возложены соответствующие функции.
В силу требований Федерального закона №73-ФЗ принятие мер по сохранению выявленного объекта археологического наследия возлагается на собственника либо иного владельца земли на котором был выявлен объект, либо на технического заказчика и (или) заказчика работ.
Согласно п. 2.2.11 Устава МКУ г.Красноярска «УДИБ», данное учреждение формирует земельные участки для изготовления могил на территории муниципальных кладбищ г.Красноярска, предоставляет бесплатно земельные участки для погребения тел (останков) и праха в соответствии с законодательством, осуществляет контроль за соблюдением порядка захоронений на муниципальных кладбищах и др.
Таким образом МКУ г.Красноярска «УДИБ» является фактически пользователем и распорядителем земельного участка, на котором расположен выявленный объект археологического наследия «Красноярск. Одиночный курган «Шинное кладбище-1», в связи с чем, предписание от 18.10.2018г. У о принятии мер по сохранению выявленного объекта археологического наследия обоснованно выдано данному учреждению, а не администрации г.Красноярска.
Кроме того, суд обращает внимание, что п. 1 предписания от 18.10.2018г. У по сроку немедленного исполнения – приостановление земляных работ на выявленном объекте, было исполнено именно МКУ г.Красноярска «УДИБ». Относимость данного пункта №1 к полномочиям МКУ г.Красноярска «УДИБ» последним не отрицалась.
Ссылка представителя МКУ г.Красноярска «УДИБ» ФИО1 на ч. 2 ст. 34.1 Федерального закона №73-ФЗ, согласно которой защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, расположенных в границах некрополей, не имеет значение для рассмотрения дела, поскольку предписание от 18.10.2018г. У связанно с принятием мер по охране самого выявленного объекта «Красноярск. Одиночный курган «Шинное кладбище-1», а не защитных зон данного объекта.
Доводы представителя МКУ г.Красноярска «УДИБ» ФИО1 об отсутствии у данного учреждения возможности для исполнения п. 2 Предписания У от 18.10.2018г., в связи с отсутствием соответствующего финансирования на выполнение указанных в предписании работ, суд не принимает во внимание, по следующим основаниям.
Действительно, согласно п. 1.3 МКУ г.Красноярска «УДИБ» представляет собой некоммерческую организацию, не преследующую в качестве основной цели извлечение прибыли, является казенным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета города на основании утвержденной бюджетной системы.
Данные, свидетельствующие о том, что МКУ г.Красноярска «УДИБ» после получения предписания обращалось к администрации г.Красноярска о выделении денежных средств для исполнения предписания, отсутствуют. Данный факт представителем ФИО1 не отрицался.
Таким образом, в настоящее время нельзя утверждать, что у МКУ г.Красноярска «УДИБ» не было возможности исполнить предписание в связи с отсутствием финансирования.
Каких-либо мер для исполнения п. 2 Предписания от 18.10.2018г. У МКУ г.Красноярска «УДИБ» не предпринимало. После истечения указанного в предписании срока исполнения – 01.05.2019г., руководитель МКУ г.Красноряска «УДИБ» обратился в службу по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края за получением документов для исполнения предписания.
При таких данных, суд приходит к выводу, что МКУ г.Красноярска «УДИБ» бездействовала, не принимало все зависящие от него меры для исполнения п. 2 предписания У от 18.10.2018г., в связи с чем, оснований для освобождения юридического лица – МКУ г.Красноярска «УДИБ» от ответственности, не имеется.
Оценив совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о наличии в действиях МКУ г.Красноярска «УДИБ» состава правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
При решении вопроса о виде и размере наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения.
Смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств судом не установлено.
Данные о привлечении ранее МКУ г.Красноярска «УДИБ» к административной ответственности отсутствуют, в связи с чем суд полагает возможным назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Муниципальное казенное учреждение г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», юридический адрес: <...> ОГРН <***> ИНН <***> КПП 246301001, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
ИНН <***> КПП 246601001 Банк р/с <***> УФК по Красноярскому краю (служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края); БИК 040407001, ОГРН <***> ОКОГУ 2300231, КБК 05811690040040000140, ОКТМО 04701000001 УИН 0.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
На настоящее постановление может быть подана жалоба в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение десяти суток.
Судья Е.В. Кривец
Копия верна