Дело № 5-293/2020 (УИД 53RS0022-01-2020-003681-15)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Великий Новгород 24 июля 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2020 года.
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15),
с участием защитника ФИО1 – Алфимова О.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица -
<данные изъяты>ФИО1, <адрес>
установил:
06 мая 2020 года первым заместителем прокурора Великого Новгорода ФИО2 в отношении должностного лица - <данные изъяты> (по состоянию на 23 декабря 2019 года) ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса.
В соответствии с подведомственностью, установленной ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, вышеуказанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушение и другие материалы дела переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд Новгородской области (поступили 27 мая 2020 года).
В судебное заседание ФИО1, прокурор Великого Новгорода не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 25.1, ст. 25.11 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие неявившихся лиц.
Ранее, при рассмотрении дела в судебных заседания 08 июля, 17 июля 2020 года, ФИО1 оспаривала факт наличия в ее действиях нарушений бюджетного законодательства и порядка предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений по доводам, приведенным в письменных объяснениях, данных ею при возбуждении дела об административном правонарушении.
В судебном заседании защитник ФИО1 – Алфимов О.В. просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава вмененного правонарушения, указывая, что последняя не являлась главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности; в рассматриваемом случае порядок предоставления указанных субсидий, регламентированный Постановлением Администрации Великого Новгорода от 14 марта 2014 года № 1354 «Об утверждении порядка принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности», нарушен не был, поскольку решение о предоставлении субсидий принято после того, как было прекращено предоставление бюджетных инвестиций, что предусмотрено пунктом 6 названного Порядка. Кроме того, полагал, что ФИО1 необоснованно вменено нарушение пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодеса РФ, поскольку указанной нормой установлены требования к соглашениям о предоставлении субсидии, которые Администрацией Великого Новгорода не заключались. Нормативных требований к форме и содержанию решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности действующим законодательством не установлено.
Свидетель 1 в судебном заседании показал, что Контрольно-счетной палатой Великого Новгорода проводилось экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ деятельности органов местного самоуправления и муниципальных организаций по осуществлению капитальных вложений в объекты муниципальной собственности», в ходе которого в деятельности Администрации Великого Новгорода выявлено нарушение, выразившее в том, что в течение одного календарного года произведено изменение способа осуществления бюджетных инвестиций, а именно: принято решение о прекращении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, выделенных <данные изъяты> и одновременно принято решение о предоставлении субсидии трем автономным учреждениям на осуществление капитального строительства трех детских дошкольных образовательных учреждений. Смена заказчика с казенного учреждения на автономное учреждение привела к тому, что изменилась форма предоставления бюджетных средств. Этими действиями Администрации нарушены положения п. 7 ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ. Абзац 2 указанной статьи в данном случае неприменим, так как это исключение может иметь место только в том случае, когда заказчик остается одним и тем же лицом, изменяется только его организационно-правовая форма. Кроме того, в решении о предоставлении субсидии, принятом Администрацией Великого Новгорода 23 декабря 2019 года, не указаны сведения о размере предоставляемой субсидии и сроки реализации данного решения.
Выслушав объяснения защитника Алфимова О.В., допросив свидетеля Свидетель 1 Д.Р., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Часть 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно основным понятиям и терминам, содержащимся в статье 6 Бюджетного кодекса РФ (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении), под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (пункт 2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, предоставление бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субсидий на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности регламентируется Бюджетным кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Из пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ следует, что предоставление предусмотренной настоящей статьей субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее в настоящей статье - соглашение о предоставлении субсидии), на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с учетом положений абзаца четырнадцатого настоящего пункта, которое, в свою очередь, в числе прочих сведений, должно содержать: цель предоставления субсидии и ее объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта, на строительство или приобретение которого предоставляется субсидия, с указанием его наименования, мощности, сроков строительства или приобретения, стоимости объекта, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе объема предоставляемой субсидии, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Пунктом 7 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ установлено, что не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление предусмотренных настоящей статьей субсидий в отношении объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии с абзацем 2 указанного пункта при исполнении соответствующего бюджета допускается предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в случае изменения в установленном порядке типа казенного учреждения, являющегося государственным (муниципальным) заказчиком при осуществлении бюджетных инвестиций, предусмотренных статьей 79 настоящего Кодекса, на бюджетное или автономное учреждение или изменения его организационно-правовой формы на государственное (муниципальное) унитарное предприятие после внесения соответствующих изменений в решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты с внесением изменений в ранее заключенные казенным учреждением государственные (муниципальные) контракты в части замены стороны договора - казенного учреждения на бюджетное или автономное учреждение, государственное (муниципальное) унитарное предприятие и вида договора - государственного (муниципального) контракта на гражданско-правовой договор бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия.
Таким образом, из смысла указанной нормы следует, что изменение способа (вида) финансового обеспечения на капитальные вложения (с бюджетных инвестиций на субсидии) в отношении одного и того же объекта государственной (муниципальной) собственности в течение финансового года допускается лишь в случае, если казенное учреждение - государственный (муниципальный) заказчик меняет свой тип на бюджетное или автономное учреждение либо меняет организационно-правовую форму на государственное (муниципальное) унитарное предприятие.
Порядок принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (далее – Порядок принятия решений о предоставлении субсидий) утвержден Постановлением Администрации Великого Новгорода от 14 марта 2014 года № 1354, которым установлен механизм и условия принятия решений о предоставлении бюджетных ассигнований из бюджета Великого Новгорода в виде субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и объекты недвижимого имущества, приобретаемые в муниципальную собственность (далее - субсидии), муниципальным автономным и бюджетным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, созданным на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования - городского округа Великий Новгород.
В соответствии с пунктом 4 названного выше Порядка решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности принимаются в форме постановлений Администрации Великого Новгорода.
Согласно пункту 5 Порядка принятия решений о предоставлении субсидий при осуществлении капитальных вложений в объекты муниципальной собственности не допускается предоставление субсидий в отношении объектов муниципальной собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций.
В пункте 9 Порядка принятия решений о предоставлении субсидий указано, что субсидии предоставляются организациям в размере средств, предусмотренных решением о предоставлении субсидии, в пределах бюджетных средств, предусмотренных решением Думы Великого Новгорода о бюджете Великого Новгорода на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке главному распорядителю бюджетных средств на цели предоставления субсидий.
Из материалов дела следует, что Администрацией Великого Новгорода было принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности: "<адрес>
Муниципальным заказчиком на осуществление муниципальных закупок в целях реализации вышеуказанного решения определено <данные изъяты> которым на основании требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с подрядчиком <данные изъяты> были заключены следующие муниципальные контракты:
- от 08 ноября 2018 года № на выполнение работ по строительству объекта <адрес> (идентификационный код закупки №); цена контакта №.; источник финансирования: средства бюджета Великого Новгорода на 2018 и 2019 годы, средства областного бюджета (бюджета Новгородской области) на 2018 год, средства федерального бюджета на 2018 и 2019 годы; срок окончания работ – 01 октября 2019 года; срок действия контракта до 31 декабря 2019 года;
- от 27 декабря 2018 года № на выполнение работ по строительству объекта <адрес> (идентификационный код закупки №); цена контакта №.; источник финансирования: средства бюджета Великого Новгорода на 2018 и 2019 годы, средства областного бюджета (бюджета Новгородской области) на 2018 год, средства федерального бюджета на 2018 и 2019 годы; срок окончания работ – 01 ноября 2019 года; срок действия контракта до 31 декабря 2019 года;
- от 16 декабря 2019 года № на выполнение работ по строительству объекта <адрес> (идентификационный код закупки №); цена контакта №.; источник финансирования: средства бюджета Великого Новгорода на 2019, 2020 годы, средства областного бюджета (бюджета Новгородской области) на 2019, 2020 годы, средства федерального бюджета на 2019, 2020 годы; срок окончания работ – 01 августа 2020 года; срок действия контракта до 30 октября 2020 года.
23 декабря 2019 года Администрацией Великого Новгорода издано постановление № 5403 «О прекращении бюджетных инвестиций и перемене заказчика по муниципальным контрактам», в соответствии с которым постановлено:
произвести замену заказчика <данные изъяты>" по муниципальному контракту от 08 ноября 2018 года № на <данные изъяты> от 27 декабря 2018 года № – на <данные изъяты> по муниципальному контракту от 16 декабря 2019 года № – <данные изъяты>
прекратить предоставление бюджетных инвестиций в отношении вышеперечисленных объектов капитального строительства;
предоставить субсидии на осуществление капитальных вложений в отношении тех же объектов капитального строительства.
Между тем, при принятии Администрацией Великого Новгорода указанного выше решения (постановления от 23 декабря 2019 года №5403) как главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета), имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, допущены нарушения порядка предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, выразившиеся в том, что:
в нарушение требований пункта 7 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ, пункта 5 Порядка принятия решений о предоставлении субсидий при исполнении соответствующего бюджета предоставлены субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, по которым было принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций;
в нарушение пункта 9 Порядка принятия решений о предоставлении субсидий в решении не указаны размеры предоставляемых <адрес> субсидий на осуществление капитальных вложений в соответствующий объект муниципальной собственности, которые, в свою очередь, исходя из положений пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ, а также пункта 10, приложения N 1 к названному Порядку обязательно должны содержаться в соглашениях о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, заключаемых с получателями таких субсидий.
Доказательствами, подтверждающими изложенные обстоятельства и факты выявленных нарушений, являются: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 мая 2020 года; рапорт помощника прокурора Великого Новгорода ФИО3 от 30 апреля 2020 года; заключение Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ деятельности органов местного самоуправления и муниципальных организаций по осуществлению капитальных вложений в объекты муниципальной собственности» от 26 февраля 2020 года; показания свидетеля Свидетель 1; копии муниципальных контрактов от 08 ноября 2018 года №, от 27 декабря 2018 года №, от 16 декабря 2019 года № и иные письменные материалы дела.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с Уставом муниципального образования - городского округа Великий Новгород (принят решением Думы Великого Новгорода от 02 октября 2017 года № 1267) Администрация Великого Новгорода является исполнительно-распорядительным органом Великого Новгорода, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новгородской области, настоящим Уставом, решениями Думы Великого Новгорода (статья 31 Устава).
Руководство Администрацией Великого Новгорода на принципах единоначалия осуществляет Мэр Великого Новгорода.
В силу статьи 38 Устава к собственным полномочиям Администрации Великого Новгорода в области планирования, бюджета, финансов и учета относится, в том числе, осуществление исполнения бюджета.
Согласно выписке из распоряжения Администрации Великого Новгорода от 04 марта 2019 года № 265рл, трудовому договору от 04 марта 2019 года ФИО1 состоит на муниципальной службе в должности заместителя Главы администрации Великого Новгорода, и в соответствии с распоряжением Администрации Великого Новгорода от 20 декабря 2019 года № 281рм 23 декабря 2019 года на нее возлагалось исполнение полномочий Мэра Великого Новгорода.
Таким образом, в соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ, ФИО1, являясь на момент принятия вышеуказанного решения (постановления от 23 декабря 2019 года № 5403) должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств, осуществляла организационно-распорядительные функции, и, допустив при этом нарушение порядка предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в соответствующий объект муниципальной собственности, ненадлежащим образом исполнила свои должностные обязанности, а потому, вопреки доводам защитника, является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, судья приходит к выводу, что вина ФИО1, исполнявшей 23 декабря 2019 года обязанности <данные изъяты> – <данные изъяты> в совершении административного правонарушения доказана, ее действия правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Доводы стороны защиты об отсутствии в действиях ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения несостоятельны по вышеизложенным основаниям, указанные доводы опровергаются совокупностью собранных по делу вышеперечисленных доказательств.
Утверждение о том, что ФИО1 действовала в рамках, правомочий, предоставленных пунктом 6 Порядка принятия решений о предоставлении субсидий, не может быть признано обоснованным.
Указанным пунктом предусмотрено, что принятие решения о предоставлении субсидий в отношении объектов муниципальной собственности, по которым было принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, осуществляется после признания последнего утратившим силу либо путем внесения в него изменений, связанных с изменением формы предоставления бюджетных средств (с бюджетных инвестиций на субсидии).
Однако, как следует из содержания постановления от 23 декабря 2019 года № 5403, Администрацией Великого Новгорода первоначально принято решение о замене по муниципальным контрактам одного муниципального заказчика - <данные изъяты> на трех других заказчиков – муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений, что фактически направлено на изменение формы предоставления бюджетных средств при отсутствии условий, предусмотренных абзацем 2 пункта 7 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ. Затем формально в тот же самом документе принято решение о прекращении предоставления бюджетных инвестиций, что, в свою очередь, не идентично понятию признания такого решения утратившим силу.
Приведенные обстоятельства с очевидностью указывают на то, что в рассматриваемом случае решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в отношении объектов муниципальной собственности не являлось правомерным.
Каких-либо неустранимых сомнений виновности ФИО1 в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Обстоятельств, в силу ст. 24.5 КоАП РФ исключающих производство по делу об административном правонарушении, равно как и оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, не установлено.
Санкция части 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, установление административного наказания и определение его вида и размера в каждом конкретном случае должно основываться на конституционных принципах справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению.
При назначении административного наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, судья учитывает характер и общественную опасность совершенного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение.
В силу ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается совершение подобного административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Учитывая изложенное, а также установленные законом цели применения административного наказания, судья приходит к выводу о назначении ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренной санкцией частью 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, полагая такое наказание соответствующим общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать <данные изъяты>ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Разъяснить ФИО1, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
УФК по Новгородской области (прокуратура Новгородской области)
№
№
№
Предложить ФИО1 уплатить административный штраф добровольно в течение шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу и представить документ, свидетельствующий об оплате административного штрафа, в суд <адрес>).
Разъяснить, что в соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного выше срока, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья В.В. Ящихина