ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2947/20 от 13.11.2020 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело

(59RS0-02)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<адрес> 13 ноября 2020 года

Судья Свердловского районного суда <адрес> Анищенко Т.В.,

при секретаре ФИО3,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по административному делу – ФИО1 оглы,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

ФИО1 Микаил оглы, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> Республики Азербайджан, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>А, <адрес>, официально не работающего, не женатого, не имеющего на иждивении детей, ранее не привлекавшигося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ около 19 часов 20 минут ФИО1 оглы провел публичное мероприятие в форме демонстрации с использованием транспортного средства «Лада Приора» государственный регистрационный знак <***>, находящегося у него в собственности, двигаясь по маршруту от автоцентра Тойота, расположенного по адресу: <адрес>, далее по Комсомольскому проспекту <адрес> до Октябрьской площади <адрес>, при этом водитель ФИО1оглы использовал средство наглядной агитации – флаг Республики Азербайджан, который разместил в открытом окне своего автомобиля, с целью привлечения общественного внимания к происходящему событию, а именно, к празднованию дня флага Азербайджана. Уведомление о проведении данного публичного мероприятия в установленном порядке в органы местного самоуправления не подавал, тем самым нарушил п.1 ч.4 ст. 5 ФЗ от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В судебном заседании ФИО1 оглы с протоколом согласился частично, пояснил, что действительно решил присоединился к своим землякам, которые двигались на автомобилях, выставив флаги в окна, поскольку был день флага Азербайджана, а он любит свою страну, является ее патриотом и всегда возит с собой флаг Азербайджана. Тоже выставил флаг из переднего пассажирского окна, закрепив его, а затем переставил в заднее пассажирское окно. При этом звуковых сигналов не подавал, аварийную сигнализацию не включал. Двигались по <адрес>, по Комсомольскому проспекту до Октябрьской площади. Заранее маршрут следования он не знал, ни с кем не договаривался, двигался вместе с другими земляками. На Октябрьской площади остановились, к ним подъехали сотрудники ДПС, сделали замечание и все разъехались. На празднование Дня флага Азербайджана в кафе «Тополя» его не приглашали. Участия в празднике не принимал, просто проезжал мимо кафе и увидел своих земляков, к которым решил присоединиться. ФИО4 знает как представителя Азербайджанской диаспоры.

Исследовав материалы дела, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, судья приходит к следующему.

Частью 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В соответствии с п.4 статьи 2 Закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" демонстрация – это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

В рамках проведения публичного мероприятия Закон предусматривает ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункты 1 и 2 части 4 статьи 5).

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания пункта 3 части 4 и части 5 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать, в том числе, определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ, публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ около 19 часов 20 минут ФИО1оглы провел публичное мероприятие в форме демонстрации с использованием транспортного средства «Лада Приора» государственный регистрационный знак <***>, находящегося у него в собственности, двигаясь по маршруту от автоцентра Тойота, расположенного по адресу: <адрес>, далее по Комсомольскому проспекту <адрес> до Октябрьской площади <адрес>. При этом водитель ФИО1оглы использовал средство наглядной агитации – флаг Республики Азербайджан, который разместил в открытом окне автомобиля, с целью привлечения общественного внимания к происходящему событию, а именно, к празднованию дня флага Азербайджана. Уведомление о проведении данного публичного мероприятия в установленном порядке в органы местного самоуправления не подавал.

Виновность ФИО1оглы в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении 2200 от ДД.ММ.ГГГГ, где указано время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения, а также объяснение ФИО1оглы о том, что с нарушением он согласен, но он не знал, что надо подавать уведомление о проведении данных мероприятий. Впредь обязуется не нарушать;

- объяснениями ФИО1оглы от 10.11.2020г. о том, что вечером 09.11.2020г. на <адрес>, около автоцентра «Тойота» он увидел движущиеся автомобили различной марки и модели, общим количеством около 15 машин. Все двигались организовано, друг за другом, помех другим участникам дорожного движения не создавали. Из окон некоторых автомобилей демонстрировались флаги Азербайджана, России, Турции. Всего около 6-7 штук различных размеров. Увидев, что это представители азербайджанцев Перми и зная, что 09.11.2020г. празднуется «День флага Азербайджана», он лично из пассажирского окна своей автомашины продемонстрировал флаг Азербайджана, размером не более 40 см. Данный флаг всегда находится в автомобиле. Двигался в колонне автомобилей от <адрес>, далее по Комсомольскому проспекту <адрес> до Политеха, с целью поддержки празднования «Дня флага Азербайджана». Возле Политеха увидел сотрудников полиции, убрал флаги продолжил следовать по своему маршруту. Во время движения из его автомобиля никто не высовывался, Правил дорожного движения не нарушал, звуковые сигналы не подавал и не кричал из окон. Автопробег был в виде демонстрации с использованием флагов, для привлечения внимания других участников дорожного движения. Никаких уведомлений не подавал;

- объяснением ФИО1оглы от 11.11.2020г., о том, что 09.11.2020г. он проезжал мимо от <адрес>, где увидел своих знакомых на мероприятии День Флага Азербайджана. По окончании мероприятия, около 19.00, сел в свой автомобиль и уехал домой в сторону Комсомольского проспекта. По пути следования увидел как в движущемся впереди автомобиле, с пассажирской стороны, человек достал флаг. Данное решение принял самостоятельно и сугубо индивидуально. Никто не давал указания и не организовывал данное шествие. По пути нигде не останавливался и заранее действия не обсуждались. Перед уходов из помещения ФИО5 объявил, об окончании мероприятия и предупредил не совершать необдуманных поступков, которые могут привести к ответственности;

- объяснением консультанта сектора внутренней политики Управления по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации <адрес>ФИО6 от 11.11.2020г. о том, что на 09.11.2020г. уведомлений о проведении публичных мероприятий, шествий, демонстраций, автопробегов, митингов, пикетирований от выходцев из Азербайджана, представителей национально-культурной автономии азербайджанцев <адрес> в Администрацию <адрес> не поступало;

- сообщением ФИО7 в ОП КУСП от 09.11.2020г. в 19ч.43м. о том, что по Комсомольскому проспекту в сторону ЦУМа движется 15 автомобилей, размахивают флагами Азербайджана;

- карточкой учета транспортного средства «Лада Приора», государственный регистрационный знак <***>;

- фотографиями транспортного средства «Лада Приора», государственный регистрационный знак <***> с камер наружного наблюдения, установленных на регулируемых перекрёстках <адрес>;

- рапортами сотрудников полиции ФИО8, ФИО9 и ФИО10, которыми подтверждается событие правонарушения, указанного в протоколе об административном правонарушении, а именно, организованное движение автомобилей по <адрес>, Комсомольскому проспекту до Октябрьской площади, сопровождающееся размахиванием флагами РФ и Республики Азербайджан и нарушением общественного порядка путем подачи звуковых сигналов;

- видеоприглашением на праздник в кафе «Тополя» ФИО5оглы;

- видеозаписями, в том числе, с камер наружного наблюдения с перекрестков <адрес>, которыми подтверждается факт организованного движения легковых автомобилей в количестве не менее 6-8, которые двигались по маршруту от <адрес> по ул. <адрес> далее по Комсомольскому проспекту до Октябрьской площади <адрес>, с использованием наглядной агитации – флагами Российской Федерации, Турции и Республики Азербайджан, которые были расположены в открытых окнах автомобилей, при этом лица, находящиеся в автомобилях, подавали звуковые сигналы, выкрикивали из окон автомобилей лозунг «Карабах-Азербайджан», кричали, свистели, включали аварийную сигнализацию, и другими материалами дела.

Осуществление автопробегов признается публичным мероприятием, осуществляемым в форме демонстрации (п. 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ). Как указано в п. 8 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ, в регламенте его проведения обязательно должна содержаться информация об использовании транспортных средств.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств, во время его проведения участники обязаны соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В уведомлении о проведении такого публичного мероприятия - п. 3 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ - должна быть указана информация об использовании транспортных средств.

В остальном порядок согласования публичного мероприятия с использованием транспортных средств – общий.

Доводы ФИО1оглы о том, что он не знал требования закона о необходимости уведомления органа местного самоуправления о проведении демонстрации, не принимаются судьей в качестве основания для освобождения от административной ответственности, поскольку гражданин Российской Федерации должен знать и соблюдать законодательство Российской Федерации.

При этом, судьей установлено, что ФИО1оглы самостоятельно принял решение о проведении, совместно с другими выходцами из Республики Азербайджан, публичного мероприятия в форме демонстрации, с использованием принадлежащего ему транспортного средства, а также флага Республики Азербайджан, принадлежность которого ФИО1оглы какими-либо доказательствами не подтверждается, зная, что уведомление о проведении данного публичного мероприятия в установленном порядке им не подавалось и не убедившись в том, что такое уведомление было подано иным организатором публичного мероприятия.

Доводы ФИО1оглы о том, что он не присутствовал на праздновании Дня национального флага Азербайджана в кафе «Тополя» (или «Полночь», которые расположены по одному адресу): <адрес>, организованного ФИО5оглы, не принимаются судьей, поскольку они опровергаются объяснениями самого ФИО1оглы от 11.11.2020г.

Доводы о том, что действия лиц, участвовавших в проведении демонстрации не были кем-то организованы и заранее согласованными, также не принимаются судьей, поскольку исследованными в судебном заседании доказательствами подтвердилось, что проведенное публичное мероприятие соответствует по форме демонстрации, и отвечает всем ее признакам, что следует из организованных действий лиц, его проводивших, двигавшихся на транспортных средствах по одному маршруту, в непосредственной близости друг от друга, использующих аналогичные средства наглядной агитации – флаги, а также подающих звуковые сигналы, включающих аварийную световую сигнализацию, издающих крики из окон автомобилей, с общей целью – привлечения внимание других участников дорожного движения к празднованию Дня национального флага Азербайджана.

Оснований сомневаться и не доверять представленным суду доказательствам не имеется. Данных, свидетельствующих о получении этих доказательств с нарушением требований закона, а также данных об оговоре ФИО1 оглы судьей не установлено.

Действия ФИО1оглы судья квалифицирует по ч. 2 ст. 20.2 КоАП Российской Федерации, как проведение публичного мероприятия в форме демонстрации без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.

При назначении ФИО1 оглы наказания, учитывая характер совершенного им административного правонарушения, отношение к содеянному, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, личность виновного, его семейное и имущественное положение, тот факт, что ранее он не привлекался к административной ответственности, принцип реальности исполнения наказания, судья приходит к выводу, что цель административной ответственности может быть достигнута путем назначения наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией ч. 2 ст. 20.2 КоАП Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 29.9 ч.1 п.1, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 Микаил оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики Азербайджан, гражданина Республики Азербайджан, РРФ виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 20.2 КоАП Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Штраф подлежит оплате до истечения 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по <адрес> (Управление МВД России по <адрес>), ИНН/КПП <***>/590401001, банк получателя Отделение Пермь <адрес>, расчетный счет 40, БИК 045773001, КБК 188 1169 004 0046000 140, ОКТМО 57701000, УИН 18.

Разъяснить, что за неуплату административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления в законную силу данного постановления лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и копия постановления будет направлена судебному приставу-исполнителю.

Документ подтверждающий оплату штрафа представить в Свердловский районный суд <адрес> по адресу: <адрес>, ул. <адрес> 6 каб. 310.

Постановление в течение 10 дней со дня получения копии постановления может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес>.

Судья: Т.В. Анищенко