Дело № 5-3/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Переславль-Залесский | 24 февраля 2016 г. |
Судья Переславского районного суда Ярославской области Шашкин Д.А., с участием представителя БФ «Совет меценатов Ярославии» по доверенности <В.>, при секретаре Ткач Т.В., рассмотрев дело в отношении Благотворительного фонда «Совет меценатов Ярославии» о совершении им административного правонарушения, предусмотренногоч.1 ст.7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Благотворительному фонду «Совет меценатов Ярославии» (далее БФ «Совет меценатов Ярославии») согласно протокола об административном правонарушении №30 от 30.11.2015 г., составленного консультантом отдела разрешительной документации Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области, вменяется в вину нарушение режима использования земель в границах территорий объекта культурного наследия, требований сохранения и государственной охраны объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при следующих обстоятельствах.
По информации, поступившей в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области 10.07.2015 г. по обращению <Л.> и 09.09.2015 г. из Переславской межрайонной прокуратуры, о нарушении законодательства об охране объектов культурного значения, 22.09.2015 г. Департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области был проведен осмотр земельного участка по адресу: <адрес скрыт>, возле <номер скрыт>, зафиксирован факт строительства на указанном земельном участке памятного знака «Заветная земля Залесья», возведенного БФ «Совет меценатов Ярославии». На основании приказа от 23.09.2015 г. директора Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области по данному факту была проведена внеплановая проверка и согласно акта от 22.10.2015 г. было установлено, что установка памятного знака была осуществлена на территории объекта культурного наследия федерального значения "Культурный слой, XII - XVII вв.", при этом работы были выполнены с нарушением режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия, требований сохранения и государственной охраны объекта культурного наследия, выразившееся в отсутствие согласованного департаментом проекта (обязательного раздела проекта строительства) об обеспечении сохранности объекта археологического значения, включая оценку воздействия проводимых работ на указанный объект археологического наследия и прошедших историко-культурную экспертизу.
В судебном заседании представитель БФ «Совет меценатов Ярославии» по доверенности <В.> привлечению к административной ответственности возражал, указав, что установка памятного знака осуществлялась по разрешению администрации г. Переславль-Залесский и сведений о наличии обременений в нем не было, о том, что установка памятного знака осуществлялось в границах объекта археологического объекта, было не известно, объект не всклочен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, установка памятного знака являлись работами по благоустройству территории и разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия не требовалось, в связи с чем просил прекратить дело за отсутствием состава административного правонарушения, в так же просил признать деяние малозначительным, поскольку фактически объект археологического наследия затронут не был.
Представитель Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области в судебное заседание не прибыл, извещался надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст.7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Исходя из указанной нормы с объективной стороны данное правонарушение выражается в виновном нарушении положений Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федерального закона N 73-ФЗ), и в частности п.1 ст.33, согласно которого объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а так же п.2 ст.36 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которого изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.5.1 Федерального закона N 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с положениями п.5 ст.5.1 Федерального закона N 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
Объект археологического наследия федерального значения «Культурный слой, XII в. - XVII в.» расположенный на территории центра г. Переславля-Залесского, включен в список памятников археологии Ярославской области в соответствии с Решением Малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 29.04.1993 № 99. На указанный объект культурного наследия оформлены паспорт объекта культурного наследия, а границы территории данного объекта определены утверждены приказом департамента культуры Ярославской области от 20.02.2012 № 7 «Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия» и ограничены ул. Кузнецова, Трудовая, М. Протечная, Кардовского и Ветеринарным пер.
Материалами дела, в частности Разрешением администрации г. Переславль-Залесский от 07.08.2015 г., картой границ объекта культурного наследия «Культурный слой, XII в. - XVII в.», актом осмотра земельного участка от 22.09.2-15 г. подтверждено, что земельный участок по адресу: <адрес скрыт>, около дома <номер скрыт>, входит в объект археологического наследия федерального значения «Культурный слой, XII в. - XVII в.». Согласно того же Разрешения от 07.08.2015 г. подтверждено, что данный земельный участок для установки малой архитектурной формы «Заветная земля Залесья» был предоставлен БФ «Совет меценатов Ярославии». Согласно акта документальной проверки от 22.10.2015 г. установлено, что указанные работы БФ «Совет меценатов Ярославии» фактически были выполнены и памятный знак был установлен.
Таким образом достоверно установлено, что БФ «Совет меценатов Ярославии», используя выделенный администрацией г. Переславль-Залесский земельный участок, находящийся в границах объекта археологического наследия «Культурный слой, XII – XVII вв.», произвел строительные работы по возведению малой архитектурной формы. Доводы представителя БФ «Совет меценатов Ярославии» о том, что организация не была достоверно осведомлена о том, что выделенный земельный участок находится в границах объекта археологического наследия «Культурный слой, XII – XVII вв.», суд находит несостоятельными, информация об этом имеется в открытых источниках, могла быть получены и в администрации г. Переславль-Залесский при получении разрешения на установку памятного знака.
Вместе с тем, материалы дела не содержат достаточных доказательств того, что при выполнении работ по установке указанного памятного знака не была обеспечена сохранность объекта археологического наследия, чем допущено несоблюдение особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.
Так, как следует из пояснений представителя БФ «Совет меценатов Ярославии» в суде, Акта осмотра земельного участка от 22.09.2015 г. и фотоснимков к нему, малая архитектурная форма в виде памятного знака представляет собой установленное на постаменте кольцо, постаментом является большой природный камень. Данных о том, что указанная малая архитектурная форма имеет фундамент, распространяется вглубь и непосредственно затрагивает культурный слой, материалы дела не содержат, то есть непосредственно сам объект археологического наследия какому-либо воздействию фактически подвержен не был. Таким образом требования ст.5.1 Федерального закона N 73-ФЗ при возведении указанной малой архитектурной формы нарушены не были.
Однако, поскольку строительные работы по установке малой архитектурной формы проводились фактически на территории объекта археологического наследия, связаны были с установкой стационарного связанного с землей объекта, то такие работы до начала их выполнения подлежали оценке с точки зрения возможного оказания влияния на культурный слой, как объект археологического наследия. В силу этого в соответствии со ст.33Федерального закона N 73-ФЗ для осуществления функций государственной охраны в целях предотвращения возможного повреждения объекта археологического значения согласно ч.1 ст.45 Федерального закона N 73-ФЗ такие работы должны были проводиться при наличии разрешения на проведение указанных работ, выданного органом охраны объектов культурного наследия, а если такими работами предполагалось затрагивание культурного слоя, то и при наличии проектной документации на проведение работ по сохранению объекта археологического наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Нарушение БФ «Совет меценатов Ярославии» указанных положений п.1 ст.33 ип.1 ст.45 Федерального закона N 73-ФЗ является административным правонарушением, предусмотренным ст.7.14 КоАП РФ, как то организация строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.
Поскольку в целом указанные нарушения порядка организации строительных работ нашли свое отражение в протоколе об административном правонарушении, то есть фактически были вменены в вину БФ «Совет меценатов Ярославии», а административное правонарушение по ст.7.14 КоАП РФ является менее тяжким, то суд считает необходимым и возможным квалификацию деяния изменить, и квалифицирует деяние БФ «Совет меценатов Ярославии» по данному делу по ст.7.14 КоАП РФ, как то организация строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Доводы представителя о том, что указанная малая архитектурная форма являлась способом благоустройства и на ее возведение согласования с государственным органом охраны объектов культурного наследия не требовалось, суд находит несостоятельными. В соответствии с ч.4 ст.47.3 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что органом охраны объектов культурного наследия могут устанавливаться в том числе и требования к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия в случае, если содержание или использование объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта культурного наследия. В связи с этим, хотя установка указанного памятного знака в виде малой архитектурной формы и являлась благоустройством территории, но поскольку имелся риск оказания воздействия на культурный слой, как объект археологического наследия, то даже для проведения такого рода работ требовалось разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Вместе с тем, ст.2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. В соответствии разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом исходя из смысла разъяснений указанного Постановления Пленума ВС РФ при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность, то есть не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Из норм КоАП РФ, в том числе и статьи 7.14, следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер.
Оценивая характер совершенного БФ «Совет меценатов Ярославии» деяния, его роль и указанные выше обстоятельства совершения правонарушения, принимая во внимание, что сам возведенный объект в виде малой архитектурной формы не имел незначительные размеры, затрагивал всего площадь около 4 кв.м., данный объект не являлся объектом капитального строительства и являлся средством благоустройства территории, работы осуществлялись на земельном участке, предоставленном органом местного самоуправления, суд приходит к выводу о возможности признании совершенного БФ «Совет меценатов Ярославии» административного правонарушения малозначительным, в связи с чем на основании ст. 2.9 КоАП РФ его следует освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Освободить Благотворительного фонда «Совет меценатов Ярославии» от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, по малозначительности, вынести ему устное замечание, производство по делу прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Переславский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии мотивированного постановления.
Судья: | Д.А. Шашкин |