ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-294/2016 от 17.01.2017 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 5-5/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 января 2017 года город Корсаков

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Русецкая А.А., при секретаре судебного заседания Сабо Н.Б., рассмотрев материал дела об административном правонарушении, предусмотренном по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица –

Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» ИНН <***>, КПП 770701001, ОГРН <***>, юридический адрес: 127055, <адрес>, зарегистрированного 15.05.2003г. в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по городу Москве,

УСТАНОВИЛ:

05 декабря 2016г. в Корсаковский городской суд поступил материал дела об административном правонарушении в отношении юридического лица Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (далее – ФГУП «Росморпорт») по ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (деле – КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что Сахалинской транспортной прокуратурой в рамках проверки обращения генерального директора ООО «Порт Углегорский» А., 03 ноября 2016г. в адрес и.о. директора Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт» направлено требование о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения обращения, а именно копии паспортов гидротехнических сооружений, сведения о состоянии данных гидротехнических сооружений на настоящий момент, а также пояснения относительно доводов обращения. Срок предоставления информации был установлен до 10 ноября 2016г.

10 ноября 2016г. из Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт» поступило письмо о невозможности предоставления информации в указанный срок, ввиду необходимости согласования данного ответа в Центральном аппарате ФГУП «Росморпорт». Ответ на данное требование по состоянию на 30 ноября 2016г. в Сахалинскую транспортную прокуратуру не поступил, что привело к продлению срока рассмотрения обращения генерального директора ООО «Порт Углегорский» А. на 30 суток.

В связи с чем Сахалинским транспортным прокурором Корчак Е.Э. 30 ноября 2016г. в отношении ФГУП «Росморпорт» вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

В судебное заседание законный представитель ФГУП «Росморпорт» не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. Защитник ФГУП «Росморпорт» Стоянова Н.А., действующая на основании доверенности, возражала против привлечения юридического лица к административной ответственности, пояснив, что со стороны Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт» не было умышленного неисполнения требования Сахалинской транспортной прокуратуры, поскольку ответ на требование, адресованное юридическому лицу, необходимо было согласовать с ФГУП «Росморпорт», о чем в прокуратуру было сообщено в письменной форме. После получения ответа от юридического лица 29 ноября 2016г., Сахалинским филиалом 30 ноября 2016г. были представлены все испрашиваемые документы и дан ответ на поставленные вопросы.

В судебном заседании присутствовал помощник Сахалинского транспортного прокурора Харский С.Д., который подержал постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, настаивал о привлечении юридического лица к административной ответственности.

Выслушав защитника Стоянову Н.А., помощника Сахалинского транспортного прокурора Харского С.Д., изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.

Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 названного Кодекса, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающих из норм закона.

Объективную сторону данного правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Пункт 2 статьи 1 и пункт 1 статьи 21 Федерального закона №2202-1 определяют, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона №2202-1 установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

При этом содержащийся в требовании прокурора срок представления испрашиваемых сведений, информации должен быть разумным, то есть позволять лицу, которому адресовано такое требование, исполнить его.

Аналогичная, по сути, позиция нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона №2202-1.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель при возложении на органы публичной власти контрольной функции и наделении их полномочиями действовать властно обязывающим образом должен соблюдать вытекающие из конституционных принципов правового государства требования определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности с системой действующего правового регулирования, распространяется и на правовое регулирование сроков, в течение которых подлежат исполнению требования государственных органов, осуществляющих функции государственного контроля (надзора), а также сроков проведения контрольно-надзорных мероприятий. Это согласуется с выводом, к которому пришел Конституционный Суд Российской Федерации относительно дискреции федерального законодателя в регулировании сроков проведения проверочных мероприятий и правил их исчисления, которая, как указано в его Постановлении от 16 июля 2004 года №14-П, предопределяется как необходимостью гарантировать исполнение обязанностей, возложенных законом на соответствующих субъектов, так и недопустимостью создания условий для нарушения их конституционных прав и свобод.

Кроме этого, как следует из диспозиции статьи 17.7 КоАП РФ, привлечение к административной ответственности по этой норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер.

Из материалов дела следует, что Сахалинской транспортной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения генерального директора ООО «Порт Углегорский» А. о не проведении ФГУП «Росморпорт» ремонта гидротехнических сооружений Северного района терминала Углегорск, причалов №1,2,3,4,5,6,7 морского порта Углегорск, арендуемых Обществом у ФГУП «Росморпорт», 03 ноября 2016г. и.о. директора Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт» Д. было направлено требование в порядке ст.ст.6, 22 Федерального закона о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения обращения, в срок не позднее 10 ноября 2016г.

10 ноября 2016г. Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» на имя заместителя транспортного прокурора Лебедева М.В. направлено письмо , в котором и.о. директора филиала просит продлить срок предоставления запрашиваемых данных, в связи с тем, что Сахалинским филиалом подготовлен и направлен проект ответа в Центральный аппарат ФГУП «Росморпорт» для согласования, после получения которого, ответ незамедлительно будет направлен в адрес Сахалинской транспортной прокуратуры.

09 ноября 2016г., с учетом праздничных и выходных дней, Сахалинским филиалом в адрес ФГУП «Росморпорт» был направлен проект ответа на требование прокурора для согласования, что следует из штампа письма генерального директора от 29.11.2016г. .

Из указанного письма также следует, что согласованный ответ был направлен генеральным директором ФГУП «Росморпорт» в филиал 29 ноября 2016г.

ДД.ММ.ГГГГг. ответ и испрашиваемые документы были получены помощником Сахалинской транспортной прокуратуры, о чем на сопроводительном письме, представленном защитником, имеется отметка.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что требование, предъявленное юридическому лицу – ФГУП «Росморпорт», расположенному в городе Москве, Сахалинским транспортным прокурором не направлялось, а было направлено только Сахалинскому филиалу, учитывая отдаленность местонахождения указанного юридического лица, объективная возможность представить истребованную информацию в срок до ДД.ММ.ГГГГг., как это указано в требовании прокурора, у юридического лица отсутствовала, то есть не установлена вина ФГУП «Росморпорт» в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Кроме того, требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГг. было направлено в Сахалинский филиал ФГУП «Росмопорт» факсимильной связью без досылки оригинала, что подтверждается экземпляром требования, представленным защитником ФГУП «Росморпорт».

Вместе с тем согласно пункту 5.12.7 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, передаваемая и принимаемая факсимильной связью информация не считается документом, имеющим юридическую силу. В связи с этим при передаче документа факсимильной связью досылка оригинала является обязательной.

Соответственно, в действии ФГУП «Росморпорт» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, производство по делу в отношении ФГУП «Росморпорт» подлежит прекращению по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 23.1, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГУП «Росмортпорт» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть опротестовано прокурором и обжаловано лицом, подвергнутым административному наказанию, в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Постановление в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья Корсаковского городского суда А.А. Русецкая