Дело № 5-296/16
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
05 апреля 2016 года город Саратов
Судья Ленинского районного суда г. Саратова Шихорин А.В., при секретаре Константиновой Л.В., с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, общества с ограниченной ответственностью «Калужская Фруктовая Компания» по доверенности ФИО1, рассмотрев материалы административного дела в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Калужская Фруктовая Компания» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Калужская Фруктовая Компания» допустило нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), при следующих обстоятельствах.
В ходе проведенной на основании распоряжения о проведении внеплановой/документарной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ№-р, вынесенного заместителем руководителя УФМС России по <адрес>ФИО2 проведена проверка ООО «Калужская Фруктовая Компания», зарегистрированного по юридическому адресу: <адрес>, корпус (строение) 15, в ходе которой выявлено, что юридическое лицо при осуществлении деятельности, по адресу: <адрес> тракт, б/н, склад №, ДД.ММ.ГГГГ направило уведомление о заключении трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Республики Армения ФИО3
В соответствии с приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ» (в ред. Приказа ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ№) направленная форма уведомления утратила силу, что является нарушением п. 8 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Приказа ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ, № «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
Представитель юридического лица – ООО «Калужская Фруктовая Компания» по доверенности ФИО1, с составом административного правонарушения согласился и дал пояснения аналогичные по содержанию как в представленном отзыве.
Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
ООО «Калужская Фруктовая Компания» является юридическим лицом, что подтверждается Уставом общества, свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 40 №, свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 40 №, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Вина юридического лица ООО «Калужская Фруктовая Компания» в совершении административного правонарушения подтверждается полученными с соблюдением требований КоАП РФ доказательствами.
Так, согласно части 3 статьи 18.15 КоАП РФ следует, что неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
На основании распоряжения о проведении внеплановой/выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ№-р, проведена проверка ООО «Калужская Фруктовая Компания».
Факт совершения юридическим лицом ООО «Калужская Фруктовая Компания» административного правонарушения подтверждается предписанием №-р от ДД.ММ.ГГГГ, запросом о предоставлении документов, сопроводительным письмом о направлении истребуемых в запросе документов, формой уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства, описью вложения в почтовое отправление, уведомлением о вручении почтовой корреспонденции, копией трудового договора с работником № от ДД.ММ.ГГГГ, письменным объяснением ФИО4.
В связи с выявленным нарушением в отношении ООО «Калужская Фруктовая Компания» ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении №, содержащий сведения и обстоятельства выявленного правонарушения, явившимися основанием для составления данного протокола.
Пунктом 2 Приложения № к Приказу ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» предусмотрено, что работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно п.9 ст.13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Так, Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» внесены изменения в приказ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации»*(2) (с изменениями, внесенными приказами ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ№*(3), от ДД.ММ.ГГГГ№*(4), от ДД.ММ.ГГГГ№*(5), от ДД.ММ.ГГГГ№*(6) и от ДД.ММ.ГГГГ№*(7)).
Указанным Приказом внесены следующие изменения: 1. В пункте 1: 1.1. Абзац шестой изложить в следующей редакции: «Форму уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину - высококвалифицированному специалисту (Приложение №).»; 1.2. Дополнить новым абзацем шестнадцатым следующего содержания: «Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам (Приложение №).»; 2. Приложение № изложить в редакции согласно приложению № к настоящим Изменениям; 3. Приложение № изложить в редакции согласно приложению № к настоящим Изменениям; 4. Приложение № изложить в редакции согласно приложению № к настоящим Изменениям; 5. В приложении №.1. Пункт 6 изложить в следующей редакции: «6. Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).»; 5.2. В пункте 7 слова «и достоверность указанных в нем сведений» исключить; 5.3. Пункт 8 дополнить абзацем третьим следующего содержания: «Уведомителю или его представителю, в случае, если уведомление подано непосредственно в территориальный орган ФМС России, выдается справка, подтверждающая прием уведомления (приложение № к настоящему Порядку).»; 5.4. В пункте 9 слово «подачи» заменить словом «получения»; 5.5. Приложение к Порядку представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства считать Приложением №; 5.6. Дополнить новым приложением № следующего содержания: «Приложение № к Порядку представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (рекомендуемый
образец).
Характер совершенного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, объектом посягательства которого являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, при этом объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также обеспечении устойчивости и стабильности внутреннего рынка труда.
Таким образом, действия ООО «Калужская Фруктовая Компания» судья квалифицирует по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что нарушение ООО «Калужская Фруктовая Компания» требований законодательства, хотя формально и содержат признаки состава правонарушения, однако с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных интересов и правоотношений. Иных нарушений законодательства указанное противоправное деяние не повлекло.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, общественную опасность административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностные лица, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, учитывая, что выявленное нарушение является легко устранимым, при рассмотрении дела об административном правонарушении не выявлено вредных последствий его совершения, что исключает причинение реального ущерба государству, обществу или третьим лицам, судья считает, что в рассматриваемом случае в действиях юридического лица отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
По мнению судьи, в данном случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ. Применение же меры административного наказания в виде штрафа, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи предусматривающей наказание в виде штрафа от 400000 руб. до 800000 руб. носило бы неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.
При этом следует учитывать отсутствие в материалах дела документального подтверждения, в чем в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности деяния, посягающего на общественный порядок, общественные интересы и интересы государства, свидетельствующих о причинении какого-либо вреда и наличии тяжких последствий, в связи с чем полагаю, что данное административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений и в данном конкретном случае возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ.
При данных обстоятельствах судья приходит к выводу о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ и прекращении дела об административном правонарушении в отношении ООО Калужская Фруктовая Компания» в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Калужская Фруктовая Компания» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Освободить общество с ограниченной ответственностью «Калужская Фруктовая Компания» от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Калужская Фруктовая Компания» по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – прекратить.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: