№ 5-296/19
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
«16» июля 2019 года г. Ижевск
Судья Индустриального районного суда г. Ижевска Сентякова Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении муниципального казенного образовательного учреждения «Школа №79 для детей с ограниченными возможностями здоровья»,
У С Т А Н О В И Л:
В период времени с -Дата- по -Дата- Муниципальное казенное образовательное учреждение «Школа №79 для детей с ограниченными возможностями здоровья», находясь по адресу ... осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), при следующих обстоятельствах.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. №761г утвержден «Единый квалифицированный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее по тексту – Единый квалификационный справочник).
В соответчики с разделом I Единого квалификационного справочника установлены, требования к квалификации, необходимые для выполнения должностных обязанностей заместителя директора образовательного учреждения. Заместитель директора должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 предъявлен документ об образовании, дающий право на выполнение работы по должности «заместителя директора», а именно диплом о профессиональной переподготовке № от -Дата-, выданный АОУ ДПО УР «Центр повышения квалификации работников культуры», который предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Государственное и муниципальное управление».
Согласно табелям учета рабочего времени в период с -Дата- по -Дата-, расчетной карточкой за -Дата- и -Дата-, ФИО1 выполнял функции преподавателя основ безопасности жизнедеятельности.
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности должен иметь высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное образование и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
При приеме на работу ФИО1 предъявлен документ об образовании дающий право на выполнение работы по должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности», а именно диплом о процессуальной переподготовке № от -Дата-, выданный АОУ ДПО УР «Центр повышения квалификации работников культуры», который предоставляет право на ведение профессиональной деятельности с присвоением квалификации «преподаватель основ безопасности жизнедеятельности».
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что указанные документы АОУ ДПО УР «Центр повышения квалификации работников культуры» не выдавались, ФИО1 в указанном учреждении никогда не обучался.
В судебном заседании законный представитель МКОУ «Школа №79» директор ФИО2, вину учреждения признала, не отрицала обстоятельства, изложенные в постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в силу характера совершенного административного правонарушения и его последствий, не причинивших вред общественным отношениям, совершение правонарушения впервые, а также в связи с тяжелым финансовым положением, на основании ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ просила заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, либо на основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ просила назначить административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Индустриального района г. Ижевска ФИО3., просила признать МКОУ «Школа №79» виновным в совершении административного правонарушения, настаивала на обоснованности привлечения данного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательной организацией является некоммерческая организация осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласна ст.91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В соответствии с п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Согласно подп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966 (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности), лицензионным требованием является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
Как следует из п.9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:
а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения;
б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.
Согласно ст.28 Закона №273-ФЗ Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функции, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся.
Вина учреждения в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами, исследованными судом: трудовой книжкой ФИО1., заявлением ФИО1 от -Дата-, приказом (распоряжением) о приеме работника на работу № от -Дата-, личным листком по учету кадров ФИО1., трудовым договором № от -Дата-, приказом (распоряжением) о поощрении работников № от -Дата-, табелями учета рабочего времени сотрудников МКОУ «Школа №79 за период -Дата-- -Дата-, расчётными листами ФИО1 за -Дата-- -Дата-, дипломами о профессиональной переподготовке №, №, постановлением о возбуждении уголовного дела № от -Дата-, ответом на запрос № от -Дата- Управления образования Администрации города Ижевска, объяснениями директора АУ ДПО УР «Центр повышения квалификации работников культуры УР» ФИО4 от -Дата-, ответом на запрос АУ ДПО УР «Центр повышения квалификации работников культуры УР» № от -Дата-, № от -Дата-, справкой о количестве проведенных уроков «Моя безопасность» за -Дата- учителем ОБЖ ФИО1., протоколами допроса свидетелей ФИО5 от -Дата-, ФИО2 от -Дата-, ФИО6 от -Дата-, протоколом допроса ФИО1 от -Дата-, от -Дата-, уставом муниципального казенного образовательного учреждения «Школа №79 для детей с ограниченными возможностями здоровья», заключением эксперта № от -Дата- Экспертно-криминалистического отдела Управления МВД России по г. Ижевску, заключением комиссии судебно-психиатрических экспертов № от -Дата- БУЗ СПЭ УР «РКПБ МЗ УР», представлением прокурора Индустриального района г. Ижевска об устранении нарушений законодательства об образовании от -Дата-№.
В соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что учреждением при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, приняты все зависящие меры по предупреждению совершения административного правонарушения, не представлено.
Изучив материалы дела, суд считает, что собранные по делу доказательства являются допустимыми, относимыми и в совокупности достаточными для привлечения муниципального казенного образовательного учреждения «Школа №79 для детей с ограниченными возможностями здоровья» к административной ответственности.
Оснований для прекращения производства по административному делу и переквалификации действий муниципального казенного образовательного учреждения «Школа №79 для детей с ограниченными возможностями здоровья» не установлено.
Действия муниципального казенного образовательного учреждения «Школа №79 для детей с ограниченными возможностями здоровья» суд квалифицирует по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, судом признается совершение правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, финансовое положение организации, суд считает возможным назначить Муниципальному казенному образовательному учреждению «Школа №79 для детей с ограниченными возможностями здоровья» наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей. Данный размер наказания будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая то обстоятельство, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1.1, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Назначить Муниципальному казенному образовательному учреждению «Школа №79 для детей с ограниченными возможностями здоровья» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Уплату штрафа производить по следующим реквизитам:
№
№
№
№
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления через Индустриальный районный суд г.Ижевска.
Судья Сентякова Н.А.