ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-296/2021 от 25.02.2021 Железнодорожного районного суда г. Рязани (Рязанская область)

УИД 62MS0002-01-2021-000026-71

№5-296/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 февраля 2021 года <адрес>

Судья <адрес> ФИО1,

при секретаре Румянцевой А.В.,

с участием защитника - адвоката Гришина П.В., действующего на основании ордера от 11.02.2021г.,

защитника – адвоката Кочкарева М.Н., действующего на основании ордера от 25.02.2021г.,

защитника Мухиной Е.Ю., действующей на основании доверенности от 04.02.2021г.,

заместителя Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Ломова А.А.,

старшего помощника Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Артюшатской И.В.,

рассмотрев материалы дела в отношении ООО «Стилар», место нахождения: <адрес>, дата создания (регистрации) 26.11.2013г., основной государственный регистрационный , ИНН ,

об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ,

установил:

ООО «Стилар» умышленно не выполнило требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, при следующих обстоятельствах:

Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п.4 плана работы Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры на 2-е полугодие 2020 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, при обращении с медицинскими отходами, а также исполнения лицензионных требований, хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, связанную с обращением с отходами 1-2 класса опасности.

В ходе проверки в деятельности ООО «Стилар» прокуратурой выявлены нарушения требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О безопасности гидротехнических сооружений».

С целью устранения выявленных нарушений Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой 26.09.2020г. заказным письмом в адрес ООО «Стилар», было направлено представление об устранении требований законодательства от 23.09.2020г.

Однако в срок до 30.11.2020г. включительно ООО «Стилар» не выполнило законных требований и.о. Рязанского межрайонного природоохранного прокурора по представлению письменного ответа о результатах рассмотрения представления от 23.09.2020г.

Таким образом, ООО «Стилар», совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ.

Заместитель Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Ломова А.А., старший помощник Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Артюшатская И.В. полагают, что вина ООО «Стилар» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, доказана материалами дела.

Законный представитель ООО «Стилар» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Защитники Гришин П.В., Кочкарев М.Н., Мухина Е.Ю. полагают, что в действиях ООО «Стилар» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Выслушав объяснения прокурора, защитников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст.6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992г., требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.9.1, 22, 27, 30, 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок; неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

В силу ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Согласно ч.2 ст.22 данного Федерального закона, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с ч.3 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона, а согласно ч. 4 этой же статьи должностные лица органов, указанных в пункте 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, в том числе органов управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

В соответствии с п.1 ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992г., представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Положениями ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998г., юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, а также требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (ч.1 ст.13.3 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно ч.1, 3 ст.13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.7 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии со ст.9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» №117-ФЗ от 21.07.1997г., собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать:

- соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

- внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

На основании п.7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1303 от 06.11.1998г. и действовавшего до 01.01.2021г., разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора.

Судом бесспорно установлено, что ООО «Стилар» зарегистрировано в качестве юридического лица 26.11.2013г. Его место нахождения<адрес>. Основной вид экономической деятельности - обработка отходов и лома цветных металлов (л.д.12-22).

С 23.03.2020г. ООО «Стилар» является собственником шламонакопителя , общей площадью 176 000 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Назначение данного сооружения – гидротехническое сооружение (л.д.56-57).

Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой утвержден план работы Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры на второе полугодие 2020 года (л.д.32-33). В соответствии с п.4 данного плана запланирована проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, при обращении с медицинскими отходами, а также исполнения лицензионных требований хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, связанную с обращением с отходами 1-2 класса опасности.

18.09.2020г. Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой принято решение о проведении проверки в отношении ООО «Стилар». Срок проверки установлен с 22.09.2020г. по 20.10.2020г. Цель проверки – проверка соблюдения законодательства при осуществлении деятельности, связанной с обращением с твердыми коммунальными отходами, с медицинскими отходами, а также исполнения лицензионных требований с отходами 1-2 класса опасности в <адрес> (л.д.34).

22.09.2020г. сотрудники Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры с привлечением специалистов ФИО10 в присутствии представителей ООО «Стилар» Гришина П.В. и Кочкарева М.Н. провели осмотр земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу (почтовый ориентир): <адрес>, по результатам которого был составлен Акт осмотра (обследования) от 22.09.2020г. (л.д.35-39). Согласно данному Акту, в ходе обследования установлено, что на территории шламонакопителя распложены навалом твердые коммунальные отходы IV класса опасности.

Согласно справке от 23.09.2020г., составленной государственным инспектором Межругионального отдела по надзору за ГТС Приокского управления Ростехнадзора ФИО8, в Российском регистре гидротехнических сооружений имеются сведения, внесенные до 01.01.2010г., в отношении комплекса ГТС (шламонакопитель ), расположенного в <адрес> с привязкой к водным объектам: водный объект: <адрес> с реками междуречий Кума — Дон. Собственником и эксплуатирующей ГТС организацией является ФИО11 объект включен на основании декларации безопасности ГТС №99-04(01)0001-03-ДР от 21.10.2004г. сроком действия до 21.10.2009г. При этом данные сведения в Российском регистре гидротехнических сооружений после 01.01.2010г. не обновлялись, актуальные сведения о гидротехническом coopужении в Российском регистре гидротехнических сооружений отсутствуют. Собственником ГТС, ООО «Стилар» не проведены преддекларационные обследования вышеуказанных гидротехнических сооружений. Кроме того, имеются следующие нарушения в безопасности гидротехнических сооружений: отсутствуют геодезические репера, марки, пьезометры; отсутствует водомерная рейка из недеформируемого материала с сантиметровым делением; мероприятия по уменьшению риска возникновения ЧС на гидротехническом сооружении не осуществляются, в результате чего дамбы заросли древесно-кустарниковой растительностью; пульпопроводы (гидротранспорт) отсутствует, возможны и другие отклонении от проектных решений; проектная документация на объект отсутствует.

23.09.2020г. и.о. Рязанского межрайонного природоохранного прокурора советником юстиции Ломовым А.А. в адрес ООО «Стилар» внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства . В данном представлении зафиксированы нарушения Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О безопасности гидротехнических сооружений», указанные в приведенном выше Акте осмотра (обследования) от 22.09.2020г., а именно размещение на территории шламонакопителя навалом твердых коммунальных отходов IV класса опасности. ООО «Стилар» предложено: 1) рассмотреть настоящее представление с участием представителя Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры и принять меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, в том числе по освобождению территории мшамонакопителя от твердых коммунальных отходов IV класса опасности; 2) обеспечить проведение преддекларационного обследования гидротехнического сооружения и внесение сведений о нем в Российский регистр гидротехнических сооружений; 3) при рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, по вине которых допущены выявленные прокуратурой нарушения природоохранного законодательства; 4) впредь в своей деятельности не допускать нарушений федерального природоохранного законодательства; 5) о дате и времени рассмотрения представления заблаговременно сообщить в Рязанскую межрайонную природоохранную прокуратуру; 6) о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в месячный срок сообщить прокурору в письменном виде.

Указанное представление 24.09.2020г. было направлено по юридическому адресу ООО «Стилар» заказным письмом с почтовым идентификатором (л.д.24).

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д.23), 28.09.2020г. была неудачная попытка вручения адресату указанного заказного письма. 31.10.2020г. заказное письмо возвращено в Рязанскую межрайонную природоохранную прокуратуру в связи с истечением срока хранения.

Таким образом, представление и.о. Рязанского межрайонного природоохранного прокурора от 23.09.2020г. об устранении нарушений требований федерального законодательства считается полученным ООО «Стилар»» 31.10.2020г.

Однако в срок до 24 час. 00 мин. 30.11.2020г. ООО «Стилар» не уведомило Рязанскую межрайонную природоохранную прокуратуру о результатах рассмотрения представления.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Стилар» 22.12.2020г. Рязанским межрайонным природоохранным прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, по факту невыполнения требований прокурора об устранении указанных в представлении от 23.09.2020г. нарушений требований федерального законодательства (л.д.4-6).

Совокупность указанных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, дает основания для вывода о том, что ООО «Стилар» умышленно не выполнило требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ.

Суд отклоняет довод защитников о том, что в деянии ООО «Стилар» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, поскольку предписание прокурора не было получено данным юридическим лицом в связи с временной нетрудоспособностью в период с 21.08.2020г. по 07.01.2020г. его директора ФИО2, которая является единственным сотрудником ООО «Стилар».

Временная нетрудоспособность директора ООО «Стилар» ФИО2 (беременность и роды ребенка) (л.д.65, 66) не имеет правового значения по делу, поскольку в данном случае к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ привлекается юридическое лицо, а не ФИО2 как должностное лицо.

При этом именно юридическое лицо обязано обеспечить и организовать надлежащим образом получение направленной в его адрес корреспонденции по адресу его государственной регистрации, в том числе посредством переадресации почтовой корреспонденции, поступающей на адрес юридического лица, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Ненадлежащая организация работы юридического лица в период временного отсутствия руководителя, выразившаяся в неполучении адресованной ему корреспонденции, в том числе почтового отправления, направленного ему по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, которое имело неудачную попытку вручения, также является риском данного юридического лица.

Следовательно, ненадлежащая организация в ООО «Стилар» деятельности по своевременному получению и обработке входящей корреспонденции не свидетельствует об отсутствии вины данного юридического лица в незаконном бездействии и не может служить основанием для его освобождения от административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.

Является несостоятельным и довод защитников о незаконности представления прокурора, поскольку прокурорская проверка, по результатам которой оно вынесено, была проведена с грубым нарушением, выразившемся в неизвещении ООО «Стилар» о проведении данной проверки.

В силу ч.3 ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992г., решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Таким образом, положения ч.3 ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» не содержат прямого указания о направлении копии решения о проведении проверки лицу, в отношении которого она проводится.

При этом судом бесспорно установлено, что в день начала проверки (22.09.2020г.) представители ООО «Стилар» Гришин П.В. и Кочкарев М.Н. были уведомлены о проведении проверки, о чем свидетельствует их подписи в решении о проведении проверки №77 от 18.09.2020г. (л.д.34).

В подтверждение полномочий представлять интересы ООО «Стилар» Гришин П.В. и Кочкарев М.Н. представили сотрудникам прокуратуры доверенности от 30.01.2020г. (л.д.67, 68).

В акте осмотра (обследования) от 22.09.2020г. (л.д.35-39) указано, что осмотр земельного участка, на котором расположен спорный шламонакопитель , был произведен в присутствии данных представителей ООО «Стилар».

Факт получения представителями ООО «Стирал» решения о проведении проверки от 18.09.2020г. в 14 час. 10 мин. не повлекло нарушения прав данного юридического лица, поскольку из акта осмотра (обследования) от 22.09.2020г. следует, что осмотр начат в 13 час. 50 мин., а закончен в 15 час. 45 мин.

При этом представители ООО «Стирал» воспользовались правами, предоставленными юридическому лицу, в отношении которого органами прокуратуры проводится проверка, в частности осуществили видеофиксацию хода осмотра территории и принесли замечания по данному осмотру, которые подробно зафиксированы в Акте осмотра (обследования) от 22.09.2020г.

Таким образом, не имеется оснований полагать, что при проведении прокурором проверки в отношении ООО «Стилар» были нарушены требования законодательства Российской Федерации.

Ссылка защитников на отсутствие в представлении прокурора от 23.09.2020г. требований является не состоятельной и опровергается содержанием указанного представления, в резолютивной части которого изложены предложения прокурора (л.д.11). Тот факт, что прокурором требования поименованы как предложения, не освобождает юридическое лицо от выполнения обязанностей, предусмотренных ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

При этом требования прокурора, содержащиеся в представлении, соответствуют положениям действующего законодательства.

Довод защитников о том, что спорное сооружение не является гидротехническим сооружением, опровергается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.

При назначении наказания ООО «Стилар» суд учитывает характер совершенного правонарушения, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность. Совершено правонарушение, посягающее на институты государственной власти.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность судом не установлено.

Санкция ст.17.7 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч.1 ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в частности, в случае угрозы жизни или здоровью людей.

По делу не установлены обстоятельства, в силу которых ООО «Стилар» следует назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить ООО «Стилар» наказание, предусмотренное за данное правонарушение в виде штрафа в пределах санкции ст.17.7 КоАП РФ в минимальном размере, то есть в сумме 50 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.17.7, ст.29.9, 29.10 КоАП РФ,

постановил:

Признать ООО «Стилар» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Рязанский областной суд.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, судья, вынесший постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа.

Реквизиты, необходимые для перечисления штрафа:

Получатель платежа Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура

ИНН <***> КПП 695001001

ОГРН <***>

Р/сч: <***> Отделение Тверь Банка России//УФК по Тверской области г. Тверь

Л/сч: <***> в УФК по Тверской области

К/сч.: 40102810545370000029

БИК: 012809106 ОКПО 31578862

ОКТМО 28701000 ОКВЭД 84.23.32

СПЗ 01361000001 (Уникальный учетный номер организации)

код по сводному реестру 00136783

ИКУ 16905010905695001001 ОКОПФ 75104

ОКФС 12 ОКОГУ 1400040

Судья