ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 января 2022 года <...>
Резолютивная часть объявлена 12.01.2022 г.
Судья Центрального районного суда г. Тулы Невмержицкая А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ФИО1, <данные изъяты>
установил:
главным инспектором инспекции по контролю в отраслях экономики счетной палаты Тульской области ФИО2 в отношении начальника отдела государственной поддержки и реализации программ департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министерства сельского хозяйства Тульской области - ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, а именно:
в ходе проверки установлены общие нарушения соблюдения условий Правил №602, допущенные Министерством (ГРБС) при приеме документов, являющихся основанием для получения субсидий в 2020 году.
В нарушение подпункта 6 пункта 24 Правил № 602, предусматривающего предоставление получателями субсидий проектносметной документации (далее - ПСД), Министерством в составе документов вместо ПСД принимались сметно-финансовые расчеты (составляющие лишь часть ПСД).
В нарушение подпункта 11 пункта 24 Правил № 602, Министерством приняты документы, подтверждающие фактические затраты на культуротехнические мероприятия не в полном объеме, а только на сумму получаемой субсидии, соответственно сумма понесенных затрат подтверждена только на 70%. Следовательно, документальная проверка суммы понесенных получателями субсидий затрат и расчет размера субсидии осуществляется Министерством исходя из суммы затрат, частично (на 30%) неподтвержденных документами, что создает риск переплаты субсидий в указанном объеме.
Кроме того, по двум получателям субсидии установлены иные нарушения соблюдения условий Правил №602, допущенные Министерством (ГРБС) при приеме документов, являющихся основанием для получения субсидий в 2020 году.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, начальник отдела государственной поддержки и реализации программ департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министерства сельского хозяйства Тульской области – ФИО3., вину в совершении вменяемого административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ признала частично.
Представители счетной палаты Тульской области - главный инспектор инспекции по контролю в отраслях экономики счетной палаты Тульской области ФИО2, начальник инспекции счетной палаты Тульской области ФИО4 в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержали, дополнительно представили пояснения к протоколу об административном правонарушении, в котором указали, что в ходе контрольного мероприятия «Проверка деятельности министерства сельского хозяйства Тульской области по целевому и эффективному использованию средств бюджета Тульской области на реализацию мероприятия «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» государственной программы Тульской области «Развитие сельского хозяйства Тульской области» в 2020 году», проведенного счетной палатой Тульской области, установлены факты невыполнения (ненадлежащего выполнения) полномочий по осуществлению контроля министерством сельского хозяйства Тульской области (далее - Министерства), как главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии, за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий.
По результатам контрольного мероприятия счетной палатой в отношении начальника отдела государственной поддержки и реализации программы департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министерства сельского хозяйства Тульской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, в котором объединены несколько отдельных эпизодов нарушений условий предоставления субсидий, в т. ч повлекшие за собой неправомерную выплату (причиненный ущерб) субсидий в крупном размере.
В нарушение пункта 24, для предоставления субсидий к возмещению приняты документы, несоответствующие:
подпункту 6 - вместо проектно-сметной документации на проведение культуртехнических мероприятий в составе документов приняты сметнофинансовые расчеты (составляющие только часть ПСД);
подпункту 11 - документы, подтверждающие фактические затраты на культуротехнические мероприятия:
представлены не в полном объеме (70% вместо 100%), а только на сумму получаемой субсидии, соответственно сумма понесенных затрат подтверждена на 70%;
не соответствуют актам обследования участков, на которых запланировано проведение культуртехнических мероприятий, и сметнофинансовым расчетам (предусмотренные подпунктами 6,7 пункта 24 Правил №602);
приняты к возмещению затраты на работы, по расценкам, превышающим расценки, содержащиеся в сметной документации, проверенной Автономным учреждением Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области» (проведение экспертизы предусмотрено подпунктом 9 пункта 24 Правил №602).
В нарушение пункта 29, к возмещению приняты документы ООО «Экоферма «Зеленый квадрат», подтверждающие понесенные затраты на культуротехнические мероприятия, при наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии, в т. ч.:
по подпункту 1 - несоответствие представленных заявителем документов требованиям, установленным пунктом 24 Правил №602 и непредставление (представление не в полном объеме) документов;
по подпункту 2 - недостоверность представленной заявителем информации;
по подпункту 4 - представленные документы содержат подчистки, приписки, зачеркнутые слова, иные неоговоренные исправления.
В ходе рассмотрения протокола на заседании суда 11.01.2022 ФИО1 по нарушению подпункта 6 (вместо проектно-сметной документации на проведение культуртехнических мероприятий в составе документов приняты сметно-финансовые расчеты (составляющие только часть псд) даны пояснения о том, что сметно-финансовые расчеты по своей сути являются ПСД.
Однако, указанный довод нельзя признать обоснованным, исходя из следующего. В материалах проверки и в протоколе отражено, что сметно-финансовой расчет является только составляющей частью ПСД. Как отмечалось в материалах проверки, проектирование проведения культуртехнических работ должно осуществляться в соответствии с Инструкцией, разработанной отраслевым Департаментом Министерства сельского хозяйства РФ в 2015 г. Учитывая, что методическое руководство по данной отрасти экономики осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ, при расходовании бюджетных средств (в т.ч. федеральных) необходимо руководствоваться разрабатываемыми актами.
Согласно указанной Инструкции, в состав ПСД входят:
- проект проведения культуртехнических мероприятий;
- пояснительная записка;
- сметная документация с указанием видов, стоимости и объемов работ.
В свою очередь пояснительная записка должна содержать характеристику земельного участка, основные технологические решения (технологические схемы) с их обоснованием, обоснование применяемых способов ценообразования, перечень природоохранных мероприятий и мероприятий по охране труда и безопасности при проведении культуртехнических работ.
ПСД на проведение культуртехнических мероприятий разрабатывается на основе внутрихозяйственного землеустройства и системы земледелия, генеральной схемы улучшения сельскохозяйственных угодий и схемы использования земельных ресурсов, материалов почвенного обследования территории, геоботанического обследования, а также другие прогнознопроектные документы по организации использования и охраны земель.
Главной целью рабочих проектов в землеустройстве является подробная инженерно-экономическая и технологическая проработка конкретных мероприятий, направленных на улучшение и охрану земель, повышение плодородия, создание необходимых элементов производственной и социальной инфраструктуры.
Для решения вопросов охраны земель и окружающей природной среды они должны рассматриваться на территории, представляющей собой систему землевладений и землепользовании, которой в современных условиях является, прежде всего, административный район. На территорию района разрабатываются схемы землеустройства, схемы и проекты межхозяйственного землеустройства, проекты внутрихозяйственного землеустройства. Первыми на этой территории сначала в схемах, а затем в проектах должны решаться вопросы межхозяйственного землеустройства. Основой организации охраны природных ресурсов и окружающей среды на территории района являются землевладения и землепользования, в рамках которых ведется конкретное производство или другая деятельность. При разработке схем и проектов межхозяйственного землеустройства охрана земель и окружающей природной среды осуществляется специальными действиями, соответствующими содержанию этой задачи. К ним относятся: - соблюдение всех условий и требований, обеспечивающих надежную охрану земельных ресурсов и окружающей природной среды при организации землевладений и землепользовании, то есть при их размещении, установлении размеров, границ, инфраструктуры и т. п.; -проектирование системы необходимых мероприятий (организационно-территориальных, организационно-хозяйственных и др.) по охране земель и природы на территории сельскохозяйственных предприятий; -выделение участков землевладений и землепользовании, зон, полос, территорий, подлежащих охране, и разработка мероприятий по рациональному использованию земель внутри них и на прилежащих землях. Это действие может носить самостоятельный характер и рассматриваться как одна (новая) разновидность межхозяйственного землеустройства.
По информации ФГБУ «Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии «Тульский» (организация, разрабатывающая сметно-финансовые расчеты для проведения культуртехнических работ), План внутрихозяйственного землеустройства составлен более 20 лет назад.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2.6.1 плана работы счетной палаты Тульской области на 2021 год проведено контрольное мероприятие «Проверка деятельности министерства сельского хозяйства Тульской области по целевому и эффективному использованию средств бюджета Тульской области на реализацию мероприятия «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» государственной программы Тульской области «Развитие сельского хозяйства Тульской области» в 2020 году», в ходе которого установлены факты нарушения условий предоставления субсидий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот.
В соответствии с Законом Тульской области от 13.12.2019 №135-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», министерство сельского хозяйства Тульской области является главным распорядителем бюджетных средств (далее - ГРБС) на предоставление субсидий на культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот.
Условия предоставления субсидий на культуртехнические мероприятия выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, утверждены постановлением правительства Тульской области от 10.12.2019 №602 «Об утверждении правил предоставления субсидий в рамках реализации мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения», нормами которого определены:
критерии для сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидий;
перечень документов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю для получения субсидии;
порядок и сроки рассмотрения главным распорядителем бюджетных средств документов;
размер субсидии;
основания для отказа получателю субсидии в предоставлении
условия и порядок заключения между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии, соглашения о предоставлении
субсидии;
требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на дату подачи заявления о предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также этическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств относится обеспечение соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В 2020 году субсидии в рамках реализации мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, предоставлены министерством сельского хозяйства Тульской области (далее - Министерство) из бюджета Тульской области 38-ми сельскохозяйственным товаропроизводителям (далее - получатели субсидий) на сумму 79 164,4 тыс. рублей в период с 23.12.2020 по 28.12.2020.
Подпунктами 6,7,9 пункта 24 Правил № 602 регламентировано предоставление в комплекте документов на получение субсидий: проектносметной документации на проведение культуртехнических мероприятий; акта обследования участка, на котором планируется проведение культуртехнических мероприятий; заключения о соответствии расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам, выдаваемое Автономным учреждением Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области». Вышеперечисленные документы определяют необходимые объемы, виды, расценки и общую стоимость культуртехнических работ. Пунктом 30 Правил № 602 определено, что субсидия предоставляется в размере 70 процентов от фактически осуществленных получателем субсидии расходов. Подпунктом 11 пункта 24 Правил № 602 предусмотрено предоставление получателями субсидий документов, подтверждающих понесенные затраты.
В ходе проверки установлены общие нарушения соблюдения условий Правил №602, допущенные Министерством (ГРБС) при приеме документов, являющихся основанием для получения субсидий в 2020 году.
В нарушение подпункта 6 пункта 24 Правил № 602, предусматривающего предоставление получателями субсидий проектносметной документации (далее - ПСД), Министерством в составе документов вместо ПСД принимались сметно-финансовые расчеты (составляющие лишь часть ПСД).
В нарушение подпункта 11 пункта 24 Правил № 602, Министерством приняты документы, подтверждающие фактические затраты на культуротехнические мероприятия не в полном объеме, а только на сумму получаемой субсидии, соответственно сумма понесенных затрат подтверждена только на 70%. Следовательно, документальная проверка суммы понесенных получателями субсидий затрат и расчет размера субсидии осуществляется Министерством исходя из суммы затрат, частично (на 30%) неподтвержденных документами, что создает риск переплаты субсидий в указанном объеме.
Кроме того, по двум получателям субсидии установлены иные нарушения соблюдения условий Правил №602, допущенные Министерством (ГРБС) при приеме документов, являющихся основанием для получения субсидий в 2020 году.
Так, Министерством приняты к возмещению затраты ООО «<данные изъяты>» на работы, не предусмотренные актами обследования земельных участков и сметно-финансовыми расчетами (данные документы, согласно подпунктам 6,7 пункта 24 Правил № 602, определяют необходимые объемы, виды, расценки и общую стоимость культуртехнических работ). Кроме того, в отношении отдельных видов работ применены расценки, завышенные по сравнению с утвержденными в локальной смете и проверенными Автономным учреждением Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области» (согласно условиям подпункта 9 пункта 24 Правил № 602, для получения субсидий необходимо заключение о соответствии расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам, выдаваемое Автономным учреждением Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области»).
Согласно актам обследования земельных участков и сметно-финансовым расчетам, выявлены 30 участков земель сельхозназначения площадью 1 234,28 га, неиспользуемых ООО «<данные изъяты>» в обороте более 5 лет, подлежащих проведению культуртехнических мероприятий, с указанием кадастровых номеров и площадей. При составлении сметно-финансового расчета из вышеуказанных 30-ти выделены 52 участка, на которых предусмотрены следующие виды работ:
на 36 участках площадью 1 033,33 га с различной степенью зарослости мелколесьем (9 густой зарослости на 434,69 га; 10 - средней на 205,73 га; 17 - редкой на 389,91 га): корчевка, сгребание, вспашка, дискование, культивация, прикатывание;
на 16 участках площадью 203,95 га заросшими сорняками, с кочками: фрезерование, вспашка, дискование, культивация, прикатывание.
Согласно справке о фактических затратах ООО «<данные изъяты>», на проведение культуртехнических работ израсходовано 17 626,5 тыс. рублей, в т.ч. подрядным способом 16 005,0 тыс. рублей. ООО «<данные изъяты>» заключены договоры б/н от 01.04.2020 с <данные изъяты>. на проведение работ по корчевке и сгребанию мелколесья различной степени зарослости на 1 030,3 га, вспашке - 1 234,28 га, дискованию - 789,58 га, фрезерованию - 203,95 га.
В ходе анализа документации по исполнению указанных договоров установлено следующее.
1) В актах выполненных работ не указаны кадастровые номера участков, на которых проводились работы, и соответственно, определить их принадлежность к отобранным участкам, а также подтвердить фактическое выполнение объемов работ, предусмотренных утвержденной сметой, не предоставляется возможным.
Не выполнены предусмотренные сметой работы по корчевке и сгребанию мелколесья густой степени зарослости в объеме 64,63га на сумму 939,5 тыс. рублей. В указанном объеме приняты к возмещению менее затратные виды культуртехнических работ - корчевка, сгребание мелколесья средней и редкой степени зарослости. Необоснованное завышение в актах выполненных работ объемов менее затратных видов работ без подтверждения потребности (необходимости) их проведения по отношению к объемам, предусмотренным сметно-финансовым расчетом, повлекло увеличение фактических затрат и, соответственно, суммы предоставленной субсидии. Вместе с тем, в связи с отсутствием в актах приемки указания кадастровых номеров участков, на которых проводились не предусмотренные сметой виды работ, определить их местонахождение и подтвердить фактическое выполнение объемов работ, не предоставляется возможным. В результате, сумма необоснованно выплаченной субсидии составила 442,86 тыс. рублей.
Вместе с тем, к менее затратным видам культуртехнических работ {средняя и редкая степень зарослости) применены завышенные расценки по сравнению с утвержденными в локальной смете (проверенной Автономным учреждением Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области»), что повлекло увеличение фактических затрат на эти работы и, соответственно, суммы предоставленной субсидии. В результате, необоснованно выплачено субсидии в сумме 849,07 тыс. рублей.
По трем земельным участкам дополнительно необоснованно приняты к возмещению затраты по виду работ - фрезерование почв, не предусмотренному сметно-финансовым расчетом. В результате, сумма излишне выплаченной субсидии составила 50,94 тыс. рублей.
В результате нарушения условий предоставления субсидий общая сумма необоснованно (излишне) выплаченных субсидий ООО «<данные изъяты>» в 2020 году составила 1 342,9 тыс. рублей.
В отношении ООО «<данные изъяты>», в нарушение подпунктов 1,2 пункта 29, Министерством приняты документы, подтверждающие понесенные получателем субсидий затраты, содержащие недостоверную информацию (несоответствующие установленным требованиям пункта 24 Правил №602).
1) На основании, предоставленных в Министерство документов, ООО «<данные изъяты>» выплачена субсидия 5 252,60 тыс. рублей.
Культуртехнические работы на площади 398,90 га проводились хозяйственным способом. Согласно справке о фактических затратах ООО «<данные изъяты>», сумма понесенных затрат в объеме 7 503,72 тыс. рублей состоит из затрат на приобретение ГСМ и запасных частей. В составе документов, подтверждающих затраты, представлены договоры на приобретение ГСМ, запчастей, счета, счета-фактуры, товарные накладные, УПД (учетно-платежный документ), платежные поручения, акт приема запчастей, лимитно-заборные карты и учетные листы тракториста-машиниста на сумму 5 385,54 тыс. рублей.
В ходе проверки произведен расчет фактических затрат по участкам с кадастровыми номерами, указанными в учетных листах тракториста- машиниста (подтверждающих адресность проводимых работ). Согласно расчету, сумма затрат составила 3 153,94 тыс. рублей, что на 2 231,6 тыс. рублей, меньше суммы, подтвержденной предоставленными и принятыми к оплате документами (5 385,54 тыс. рублей).
В результате нарушения условий предоставления субсидий, сумма необоснованно (излишне) выплаченной субсидии составила 1 562,1 тыс. рублей (70% от разницы (2 231,6 тыс. рублей): сумм затрат, подтвержденных предоставленными документами (3 153,94 тыс. рублей) и принятых к возмещению на получение субсидии документах (5 385,54 тыс. рублей).
2) В принятых к возмещению документах ООО «<данные изъяты>» на сумму 5 385,54 тыс. рублей допущены арифметические ошибки при отражении расхода ГСМ, в результате чего, отсутствует возможность определить сумму фактических затрат. Например, в учетном листе тракториста-машиниста №7 (утвержден 01.08.2020) указано общее количество расхода ГСМ в объеме 15 872 литра при проведении культуртехнических работ на 400 га, при арифметическом подсчете расход ГСМ составил 15 827 литра, или на 45 литров меньше. В лимитно-заборной карте №10 (дата составления 30 июля год не указан), подтверждающей получение ГСМ со склада, для проведения вышеуказанных работ (на 400 га) получено ГСМ на общую сумму 575 616 рублей, при арифметическом подсчете общая сумма затрат на ГСМ больше на 6 026,3 рублей и составила 581 642,3 рублей.
В нарушение подпункта 2 пункта 29 Правил №602, Министерством приняты к возмещению документы ООО «<данные изъяты>», содержащие арифметические ошибки, подчистки, исправления.
Таким образом, Министерством не выполнено условие, определяющее основания для отказа в предоставлении субсидии, установленное пунктом 29 Правил №602.
Статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к статье 2.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно выполняющее организационнораспорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
На основании приказа заместителя Губернатора Тульской области - руководителя аппарата правительства Тульской области - начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области от 23.11.2020 №1155-лс, в документы, содержащие персональные данные начальника отдела государственной поддержки и реализации программ департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министерства сельского хозяйства Тульской области Квасовой Е.В., внесены изменения в связи со сменой фамилии Квасова на Храмову.
В соответствии с пунктом 3.1. должностного регламента (утв. заместителем Губернатора Тульской области - руководителем аппарата правительства Тульской области - начальником главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области 04.04.2018, Квасова Е.В. ознакомлена под подпись) начальник отдела государственной поддержки и реализации программ департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министерства сельского хозяйства Тульской области организует и руководит работой отдела по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Тульской области, в том числе по обеспечению:
своевременного и в полном объеме доведения средств государственной поддержки до всех категорий получателей;
эффективного и целевого использования бюджетных средств, контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств;
соблюдения нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства, а также антимонопольного законодательства при приеме и проверке документов, начислении и выплате субсидий; принятие мер, обеспечивающих равный доступ к средствам государственной поддержки;
приема и проверки документов, представляемых для целей получения субсидий, начисления и выплате средств государственной поддержки, включая организацию и руководство работой по проведению внутренних финансовых проверок, а также проверок получателей субсидий, в том числе- внутреннего аудита, в соответствии с установленным порядком, заключенными с получателями субсидий соглашениями; заключение соглашений с получателями субсидий.
В соответствии с п. 3.4. должностного регламента ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) возложенные на нее должностных обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
Квасова (Храмова) Е.В. назначена на должность начальника отдела государственной поддержки и реализации программ департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министерства сельского хозяйства Тульской области приказом заместителя Губернатора Тульской области - руководителя аппарата правительства Тульской области - начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области от 03.04.2018 № 316-лс.
В результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) возложенных на Храмову Е.В. (наделенную, в соответствии с пунктом 3.1. должностного регламента, организационно-распорядительными функциями в отделе по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Тульской области) должностных обязанностей по приему и проверке документов, представляемых для целей получения субсидий, начисления и выплаты средств государственной поддержки, включая организацию и руководство работой по проведению внутренних финансовых проверок, а также проверок получателей субсидий, в том числе, внутреннего аудита, в соответствии с установленным порядком, и заключенными с получателями субсидий соглашениями допущены нарушения условий предоставления субсидий, предусмотренных Правилами №602:
В нарушение пункта 24, для предоставления субсидий к возмещению приняты документы, несоответствующие:
подпункту 6 - вместо проектно-сметной документации на проведение культуртехнических мероприятий в составе документов приняты сметнофинансовые расчеты (составляющие только часть ПСД);
подпункту 11 - документы, подтверждающие фактические затраты на культуротехнические мероприятия:
представлены не в полном объеме (70% вместо 100%), а только на сумму получаемой субсидии, соответственно сумма понесенных затрат подтверждена на 70%;
не соответствуют актам обследования участков, на которых запланировано проведение культуртехнических мероприятий, и сметнофинансовым расчетам (предусмотренные подпунктами 6,7 пункта 24 Правил № 602);
приняты к возмещению затраты на работы, по расценкам, превышающим расценки, содержащиеся в сметной документации, проверенной Автономным учреждением Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области» (проведение экспертизы предусмотрено подпунктом 9 пункта 24 Правил №602).
В нарушение пункта 29, к возмещению приняты документы ООО «<данные изъяты>», подтверждающие понесенные затраты на культуротехнические мероприятия, при наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии, в т. ч.:
по подпункту 1 - несоответствие представленных заявителем документов требованиям, установленным пунктом 24 Правил №602 и непредставление (представление не в полном объеме) документов;
по подпункту 2 - недостоверность представленной заявителем информации;
по подпункту 4 - представленные документы содержат подчистки, приписки, зачеркнутые слова, иные неоговоренные исправления.
Таким образом, Храмова Е.В., являясь должностным лицом - начальником отдела государственной поддержки и реализации программ департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министерства сельского хозяйства Тульской области, находящегося по адресу:<данные изъяты>-а (место совершения административного правонарушения) в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей в декабре 2020 года, при приемке документов предоставленных сельскохозяйственными товаропроизводителями на получение субсидий в рамках реализации мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, не выполнила требования нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства (постановление правительства Тульской области от 10.12.2019 №602 «Об утверждении правил предоставления субсидий в рамках реализации мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения»), подписала предоставленные ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» расчеты размера субсидий, содержащие недостоверные сведения.
В результате чего допустила в 2020 году выплату субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Тульской области на культуртехнические мероприятия с нарушениями условий их предоставления, установленных Правилами №602, повлекшую за собой:
риск переплаты субсидий в размере 30% в связи с приемом к возмещению документов, подтверждающих понесенные затраты только в объеме 70% от общей суммы затрат;
необоснованно выплаченные субсидии в объеме 2 905,0 тыс. рублей по предоставленным документам, подтверждающим понесенные затраты, содержащим:
объемы и виды работ, не соответствующие запланированным при отборе и утвержденным в сметно-финансовых расчетах;
применение завышенных расценок по отношению к утвержденным и проверенным расценкам, содержащимся в сметной документации; наличие недостоверной информации о фактических затратах; существенные основания, установленные Правилами №602, для отказа в предоставлении субсидий.
Событие административного правонарушения и вина начальника отдела государственной поддержки и реализации программ департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министра сельского хозяйства Тульской области ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, исследованных судом, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 01.12.2021 года № 7, в котором отражено существо правонарушения;
- актом проверки по результатам контрольного мероприятия «Проверка деятельности министерства сельского хозяйства Тульской области по целевому и эффективному использованию средств бюджета Тульской области на реализацию мероприятия «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» государственной программы Тульской области «Развитие сельского хозяйства Тульской области» в 2020 году», на 22 л. в 1 экз.;
- перечнем сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших субсидии по культуртехническим мероприятиям в 2020году. на 1 л. в 1 экз.;
- заявлением ООО «<данные изъяты>» о предоставлении субсидий;
- расчетом размера субсидии;
- справкой о фактических затратах на проведение культуртехнических мероприятий за подписью руководителя;
- сметно-финансовым расчетом производства работ по вовлечению в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий;
- заключением о соответствии расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам, выдаваемое Автономным учреждением Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области» от 18.08.2020 №711;
- договором б/н от 01.04.2020 с <данные изъяты>. на проведение культуртехнических работ;
- актами о приемке выполненных работ от 01.09.2020 №9, от 01.10.2020 №10, от 15.10.2020 №11, от 01.09.2020 №12, от 01.10.2020 №13, от 30.10.2020 №14;
- актом о приемке выполненных работ по проведению культуртехнических мероприятий рабочей группой в составе представителей администрации муниципального образования Веневский район, Министерства, руководителя ООО «<данные изъяты>» от 10.12.2020;
- заявлением ООО «<данные изъяты>» о предоставлении субсидии;
- расчетом размера субсидии;
- справкой о фактических затратах на проведение культуртехнических мероприятий за подписью руководителя;
- лимитно-заборные карты № 3-12;
- учетные листы тракториста-машиниста №1 от 28.05.2020, №3 от 01.06.2020, №4 от 01.06.2020, №5 от 01.07.2020, №6 от 01.07.2020, №7 от 01.08.2020, №8 от 10.08.2020, №9 от 13.08.2020;
- актом приема выполненных работ по проведению культуртехнических мероприятий рабочей группой в составе представителей администрации муниципального образования Чернский район, Министерства, руководителя ООО «<данные изъяты>» от 10.12.2020;
- приказом от 03.04.2018 № 316-лс заместителя Губернатора Тульской области - руководителя аппарата правительства Тульской области - начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области о назначении Квасовой Е.В.;
- должностным регламентом государственного гражданского служащего Тульской области заместителя министра сельского хозяйства Тульской области, утвержденный заместителем Губернатора Тульской области - руководителем аппарата правительства Тульской области - начальником главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области 09.11.2020;
- приказом от 23.11.2020 №1155-лс заместителя Губернатора Тульской области - руководителя аппарата правительства Тульской области - начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области о внесении в документы, содержащие персональные данные начальника отдела государственной поддержки и реализации программ департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министерства сельского хозяйства Тульской области изменений в связи со сменой фамилии Квасовой на Храмову.
В ходе исследования письменных материалов дела установлено, что они оформлены правомочным лицом, в полном соответствии с нормами КоАП РФ. Каких-либо данных, свидетельствующих о недопустимости их в качестве доказательств, не имеется.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях заместителя министра сельского хозяйства Тульской области Жаворонкова А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, судья находит вину начальника отдела государственной поддержки и реализации программ департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министра сельского хозяйства Тульской области ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, установленной.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение административного наказания основывается на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигла бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Исходя из совокупности установленных обстоятельств, судья приходит к выводу о том, что действия начальника отдела государственной поддержки и реализации программ департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министра сельского хозяйства Тульской области ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 3 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для привлечения должностного лица - начальника отдела государственной поддержки и реализации программ департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министра сельского хозяйства Тульской области ФИО1 к административной ответственности, выразившиеся в предоставлении субсидии с нарушением условий её предоставления, имели место в период с 23.12.2020 года по 28.12.2020 год.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность начальника отдела государственной поддержки и реализации программ департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министра сельского хозяйства Тульской области ФИО1, судом не установлено.
Назначая наказание, суд также учитывает характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности действий правонарушителя, её отношение к правонарушению, частичное признание своей вины.
С учетом целей наказания предусмотренных ст. 3.1 КоАП РФ, при обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что административное наказание в виде штрафа будет отвечать положениям ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать начальника отдела государственной поддержки и реализации программ департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министра сельского хозяйства Тульской области Храмову <данные изъяты> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности в банк или в иную кредитную организацию по следующим реквизитам:
ИНН 7107515012, КПП 710701001, Получатель: УФК по Тульской области (Министерство финансов Тульской области (счетная палата Тульской области) л/сч 04662004960, Расчётный счет: 03100643000000016600, Отделение Тула Банка России//УФК по тульской области г. Тула БИК 017003983, кор/сч 40102810445370000059, БКК 83811601153019000140.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Тульский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья: