ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-298/18 от 02.08.2018 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-298/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Сергеева Е.М.,

в помещении Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д.17, зал 21,

с участием защитника Добрякова Н.Н., действующего на основании доверенности -д от 01.08.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении Банка «ВТБ» (Публичное акционерное общество), ИНН 7702070139, дата регистрации 22.11.2002, юридический адрес: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 29,

УСТАНОВИЛ:

08.06.2018 заместителем начальника Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы России Артюшенко Д.В. составлен протокол № 4-00-874/00-22-18 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица Банка «ВТБ» (ПАО), по тем основаниям, что Банком «ВТБ» (ПАО), расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 29, истребованные определением ФАС России от 18.04.2018 информация и документы Банком «ВТБ» (ПАО) в срок до 04.05.2018 в полном объеме не представлены.

Законный представитель Банка «ВТБ» (ПАО) извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Защитник Добряков Н.Н. в судебное заседание явился, пояснил, что документы и информация, истребованные определением ФАС России от 18.04.2018 не были представлены, поскольку Федеральная антимонопольная службы не отнесена к числу органов государственной власти, которым предоставлено право получать в отношении юридических лиц сведения, составляющие банковскую тайну. О данных обстоятельствах Банк «ВТБ» (ПАО) неоднократно сообщал ФАС России. Полагает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях Банка «ВТБ» (ПАО) состава административного правонарушения.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника, суд приходит к следующему.

Как следует из представленного протокола и приложенных к нему материалов дела ФАС России направлен запрос от 19.02.2018 в адрес Банка «ВТБ» (ПАО), в связи с рассмотрением дела № 1-11-21/00-22-18 по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому Банку «ВТБ» (ПАО) необходимо представить в ФАС России в течение десяти рабочих дней информацию и документы в отношении ООО «Ульяновсктрансстрой» за период с 01.01.2015 по день получения запроса, а именно: расширенную выписку операций по всем открытым и закрытым расчетным счетам; заявления на открытие счетов по установке «Банк-Клиент» с данными о лицах (ФИО), имеющих право подписи на финансовых документах при распоряжении денежными средствами по счетам, сроки их полномочий, доверенности на управление счетом; сведения об IP-адресах, с которых осуществлялся доступ к системе «Банк-Клиент», а также сведения о МАС-адресах, которым были сопоставлены эти IP-адреса; сведения о телефонных номерах, использовавшихся для соединения с системой «Банк-Клиент».

Данный запрос был получен адресатом - Банком «ВТБ» (ПАО) по почте 27.02.2018.

27.03.2018 в ФАС России поступил ответ Банка «ВТБ» (ПАО), в котором не представлена расширенная выписка операций по всем открытым и закрытым расчетным счетам, отказ в предоставлении указанных документов мотивирован тем, что Федеральная антимонопольная службы не отнесена к числу органов государственной власти, которым предоставлено право получать в отношении юридических лиц сведения, составляющие банковскую тайну.

18.04.2018 должностным лицом ФАС России вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в отношении Банка «ВТБ» (ПАО). В соответствии с указанным определением Банку «ВТБ» (ПАО) надлежало в трехдневный срок, со дня получения его копии, представить в ФАС России следующие информацию и документы: расширенную выписку операций по всем открытым и закрытым расчетным счетам ООО «Ульяновсктрансстрой» за период с 01.01.2015 по 27.02.2018; должностной регламент и копию паспорта заместителя руководителя центра по сопровождению расчетных операций РЦОП г. Нижнего Новгорода Банка «ВТБ» (ПАО) Базариной Е.В. Данное определение получено Банком «ВТБ» (ПАО) 26.04.2018.

14.05.2018 в ФАС России представлены должностной регламент и копию паспорта заместителя руководителя центра по сопровождению расчетных операций РЦОП г. Нижнего Новгорода Банка «ВТБ» (ПАО) Базариной Е.В., направленные Банком «ВТБ» (ПАО) 11.05.2018.

Расширенная выписка операций по всем открытым и закрытым расчетным счетам ООО «Ульяновсктрансстрой» за период с 01.01.2015 по 27.02.2018 Банком «ВТБ» (ПАО) в ФАС России не представлена, отказ в предоставлении указанных документов мотивирован тем, что Федеральная антимонопольная службы не отнесена к числу органов государственной власти, которым предоставлено право получать в отношении юридических лиц сведения, составляющие банковскую тайну.

Таким образом, истребованные определением ФАС России от 18.04.2018 информация и документы Банком «ВТБ» (ПАО) в срок до 04.05.2018 в полном объеме представлены не были.

Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 № 8-П, по смыслу Конституции Российской Федерации, институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией Российской Федерации интересы физических и юридических лиц. Этим должны предопределяться устанавливаемые федеральным законодателем объем и содержание правомочий органов государственной власти и их должностных лиц, являющихся носителями публичных функций, в их отношениях с банками, иными кредитными организациями и их клиентами, а также объем и содержание прав и обязанностей клиентов в их отношениях как с банками, иными кредитными организациями, являющимися носителями финансовой информации, так и с органами государственной власти и их должностными лицами, могущими лишь в целях реализации указанных функций пользоваться банковской тайной, затрагивая тем самым частную жизнь и личную тайну граждан.

В пункте 4 названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации указано, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Конституции Российской Федерации в соответствии с основными началами гражданского законодательства, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков (ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, Гражданский кодекс Российской Федерации одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц.

Так, из представленных материалов дела следует, что Банком «ВТБ» (ПАО), в соответствии с определением от 18.04.2018, в ФАС России представлены истребуемые документы не в полном объеме.

Расширенная выписка операций по всем открытым и закрытым расчетным счетам ООО «Ульяновсктрансстрой» за период с 01.01.2015 по 27.02.2018 Банком «ВТБ» (ПАО) в ФАС России не представлена, при этом Банк «ВТБ» (ПАО) дал мотивированный ответ об отказе в предоставлении указанных документов, по тем основаниям, что Федеральная антимонопольная служба не отнесена к числу органов государственной власти, которым предоставлено право получать в отношении юридических лиц сведения, составляющие банковскую тайну.

Из анализа изложенных норм закона в их системной взаимосвязи, а также конкретных обстоятельств по настоящему делу, следует, что Банк «ВТБ» (ПАО), руководствуясь положениями ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», правомерно отказал в предоставлении по определению ФАС России расширенной выписки операций по всем открытым и закрытым расчетным счетам ООО «Ульяновсктрансстрой» за период с 01.01.2015 по 27.02.2018, в связи с чем не имеется оснований полагать о невыполнении указанным юридическим лицом требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Соответственно, в действиях Банка «ВТБ» (ПАО) отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях Банка «ВТБ» (ПАО) состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

При этом, вопреки доводам защитника, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вменяемого Банку «ВТБ» (ПАО) административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП составляющий 3 месяца, на момент рассмотрения настоящего дела судом, не истек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении Банка «ВТБ» (ПАО) прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья