Дело № 5-29/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
резолютивная часть постановления 01 ноября 2019 года
мотивировочная часть постановления 05 ноября 2019
п.Увельский Челябинской области 05 ноября 2019 года
Судья Увельского районного суда Челябинской области Рогачева Е.Т.,
при секретаре Матвеевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Увельского районного суда Челябинской области дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ОАО "МРСК Урала" находящегося по адресу: <адрес><адрес><адрес>,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с протоколом об административном правонарушении, составленным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 19 сентября 2019 года, ОАО "МРСК Урала" (далее – ОАО «МРСК Урала»), проведены работы по строительству линейного объекта – установка двенадцати опор линий электропередач (далее – ЛЭП) и восьми укосов к ним в границах охранной зоны памятника природы озеро «Горькое» Увельского муниципального района Челябинской области, путем бурения отверстий в почве диаметром не более 0,5 метров (с повреждением почвенно-растительного слоя). Площадь круга составляет 0,196 кв.м., площадь поврежденного почвенно-растительного слоя - 3, 92 кв.м. на расстоянии 50-125 метров от уреза воды, тем самым действия (бездействие) ОАО «МРСК Урала» образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ - нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ выявлен 10 июня 2019 года.
Представитель ОАО «МРСК Урала» ФИО2 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал. Не оспаривая факт строительства линейного объекта в границах охранной зоны памятника природы озеро «Горькое» Увельского муниципального района Челябинской области указал на отсутствие умысла на нарушение режима охраняемой территории, поскольку до начала строительства ОАО «МРСК Урала» были предприняты достаточные меры к получению сведений о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, о зонах с особыми условиями их использования путем направления запроса в орган уполномоченный на предоставление данной информации – Федеральное агентство водных ресурсов в лице Нижне-обского бассейнового водного управления. Работы по строительству линейного объекта проведены с учетом полученных сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полосах, зон с особыми условиями их использования.
Представитель Министерства экологии Челябинской области ФИО3 в судебном заседании указала на то, что озеро «Горькое» Увельского муниципального района Челябинской области относится к памятнику природы. ОАО «МРСК Урала» проведены строительные работы в границах охранной зоны памятника природы, при этом разрешительных документов на данное строительство обществом не было получено.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 поддержала доводы указанные представителем ФИО3, а также доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 8.39 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения представителя ОАО «МРСК Урала» ФИО2, представителей Министерства экологии Челябинской области - ФИО3, ФИО1, судья считает, что вина ОАО «МРСК Урала» доказана в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 10 июня 2019 года специалистами ССО и ГН ОГУ «ООПТ Челябинской области» на основании приказа ОГУ «ООПТ Челябинской области» от 06 июня 2019 года №145 произведен внеплановый рейдовый осмотр охранной зоны памятника природы озеро Горькое Увельского района Челябинской области, в ходе которого выявлен факт установки опор линий электропередач в границах (далее – ЛЭП) охранной зоны памятника природы озеро Горькое Увельского муниципального района, путем бурения отверстий в почве диаметром не более 0,5 метров (с повреждением почвенно-растительного слоя). Общее количество опор 12 штук и 8 укосов к ним на расстоянии 50-125 от уреза воды, что подтверждается актом обследования №115/11/443 от 10 июня 2019 года (том 1 л.д. 35-43).
В порядке проверки фактов, указанных в акте обследования №115/11/443 от 10 июня 2019 года специалистами Министерства экологии Челябинской области в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра от 13 августа 2019 года произведено обследование территории охранной зоны памятника природы озеро Горькое Увельского района. В ходе обследования были зафиксированы установленные опоры линии электропередач (ЛЭП). Данные опоры установлены путем бурения отверстий. Опоры ЛЭП располагаются на расстоянии 50-125 метров от уреза воды, что находится в границах охранной зоны памятника природы (том 1 л.д. 30-33,34).
Озеро «Горькое» Увельского муниципального района Челябинской области отнесено к памятникам природы областного значения решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1969 года № 29 «Об охране памятников природы в области».
Режим особой охраны озера «Горькое» Увельского муниципального района Челябинской области утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 20 августа 2009 года №197-П «Об утверждении Положений о памятниках природы Челябинской области озере «Горькое» Увельского муниципального района Челябинской области.
Согласно разд. 3 пункта 11 Постановления Правительства Челябинской области от 20 августа 2009 года №197-П, граница охранной зоны памятника природы озера Горькое определена расстоянием от границы памятника природы озера Горькое не менее 150 метров и колеблется от 150 метров до 320 метров.
На основании подпункта 9 пункта 18, раздела VI Постановления Правительства Челябинской области от 20 августа 2009 года №197-П на территории охранной зоны памятника природы озера Горькое запрещается распашка земель, выемка грунта, нарушение почвенно-растительного слоя, кроме сельскохозяйственных, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий.
На территории охранной зоны памятника природы озера Горькое строительство, реконструкция и капитальный ремонт линейных сооружений и иных объектов капитального строительства, осуществляемые с учетом режима особой охраны, установленного настоящим Положением, допускаются только при наличии положительного заключения государственной экспертизы (п.18-1 Постановления Правительства Челябинской области от 20 августа 2009 года №197-П).
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», статьей 16 Закона Челябинской области от 14 мая 2002 года «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» на территориях, на которых находятся памятники природы регионального значения, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы регионального значения.
10 июня 2019 года в период времени с 10-00 час. до 10-55 час. специалистами ССО и ГИ ОГУ «ООПТ Челябинской области», участка №14 ОГУ «ООПТ Челябинской области» установлен факт нарушения вышеуказанных требований законодательства - установление опор ЛЭП в границах охранной зоны памятника природы озеро «Горькое» Увельского муниципального района Челябинской области, путем бурения отверстий в почве диаметром не более 0,5 метров (почвенно-растительный слой поврежден). Общее количество опор – 12 штук и 8 укосов к ним (т.е. 20 отверстий в почве диаметром 0,5 м., площадь круга – 0,196 кв.м., площадь поврежденного почвенно-растительного слоя 3,92 кв.м), на расстоянии 50-125 метров от уреза воды.
Установлено, что работы по осуществлению технологического присоединения объектов электроэнергетики проводились производственным отделением «Троицкие электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» согласно договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № (том 1 л.д. 129-132). При этом, государственная экспертиза документации на строительство линейного объекта в охранной зоне памятника природы озера Горькое Увельского муниципального района не проводилась (том 1 л.д. 28)
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 19 сентября 2019 года № 184-М, актом обследования (осмотра) ОГУ «ООПТ Челябинской области №115/11/443 от 10 июня 2019 года, фототаблицей к акту осмотра №115/11/443 от 10 июня 2019 года, актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований б/н от 14 августа 2019 года, фототаблицей к акту обследования территории б/н от 14 августа 2019 года, проектом производственных работ №63/48 (ППР) строительства отпаечной ВЛЗ 10кВ от опоры №19 ВЛ 10 кВ <адрес> рабочей документацией на строительство отпаечной ВЛЗ 10 кВ от опоры №19 ВЛ 10кВ «<адрес> письмом ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области №411 от 15 августа 2019 года, письмом ОАО «МРСК Урала» - филиал «Челябэнерго» Троицкие электрические сети» от 04 сентября 2019 года №ЧЭ/ТЭС/01-05/2159.
Таким образом, судья приходит к выводу, что ОАО «МРСК Урала» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.8.39 КоАП РФ, выразившееся в нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Доводы представителя ОАО «МРСК Урала» об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, суд находит не состоятельными, поскольку доказательств, подтверждающих принятие ОАО «МРСК Урала» достаточных мер, направленных на недопущение нарушений природоохранного законодательства материалы дела не содержат.
Действия ОАО «МРСК Урала» государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области по ст.8.39 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, не нарушены.
Протокол об административном правонарушении составлен правомочным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела, описано событие административного правонарушения.
Иные процессуальные документы по настоящему делу составлены в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении, допущено не было.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Правонарушение совершено в области охраны окружающей среды и природопользования и не может быть признано малозначительным правонарушением, так как действиями ОАО «МРСК Урала» причинен значительный урон природному объекту, что повлекло нарушение целостности грунта. Поврежден почвенно-растительный слой памятника природы озера «Горькое» Увельского муниципального района, что в дальнейшем может пагубно влиять на памятник природы.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является то обстоятельство, что ОАО «МРСК Урала» ранее не привлекалось к административной ответственности.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Учитывая данные обстоятельства в совокупности, суд полагает необходимым назначить ОАО «МРСК Урала» наказание в виде минимально возможного административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.39 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 – 29.11 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ОАО "МРСК Урала" находящееся по адресу: <адрес><адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа: Получатель платежа УФК по Челябинской области (Министерство экологии Челябинской области), ИНН <***>, КПП 745301001 р/с № в Отделении по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка РФ, БИК №, ОКТМО №, КБК № – денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях, УИН №
Согласно ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Увельский районный суд Челябинской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Рогачева Е.Т.
Копия верна.
Постановление не вступило в законную силу.
Судья Рогачева Е.Т.
Секретарь Матвеева И.С.