ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-29/20 от 27.01.2020 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 5-29/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Элиста 27 января 2020 года

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Согданова Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ г. в <данные изъяты>, начальника Штаба МВД по Республике Калмыкия, зарегистрированного по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л:

16.12.2019 г. первым заместителем прокурора Республики Калмыкия в отношении начальника Штаба МВД по Республике Калмыкия ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которому 04.09.2019 г. прокурором Республики Калмыкия в адрес МВД по Республике Калмыкия внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере профилактики преступлений и правонарушений с установлением срока сообщить в прокуратуру республики в месячный срок со дня получения представления. 05.10.2019 г. ФИО6 законные требования прокурора республики об устранении указанный в представлении нарушений закона не исполнил, не уведомил о времени и месте рассмотрения акта прокурорского реагировании, о результатах рассмотрения представления в прокуратуру республики не сообщил, его безотлагательное рассмотрение не обеспечил.

В судебном заседании прокурор Матвеева О.В. просила привлечь ФИО6 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Начальник Штаба МВД по Республике Калмыкия ФИО6 вину в совершении административного правонарушения не признал, указал на отсутствие состава административного правонарушения, представление прокурора рассмотрено после проведения служебной проверки.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статья 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Субъектами данного правонарушения могут быть как должностные лица, так и юридические лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

В пункте 3 статьи 22 данного Закона указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой республики 14 и 15 августа 2019 г. осуществлена проверка состояния работы по профилактике правонарушений и преступлений на территории Целинного района с выездом в ОМВД России по Целинному району (План работы Межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения законодательства о профилактике преступности на 2 полугодие 2019 г.).

По результатам проверки прокуратурой республики выявлены нарушения ОМВД России по Целинному району требований федерального законодательства.

04.09.2019 г. на основании ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 прокурором Республики Калмыкия в адрес министра внутренних дел по Республике Калмыкия внесено представление №15-11-2019 «Об устранении нарушений законодательства в сфере профилактики преступлений и правонарушений».

В резолютивной части представления прокурора республики содержались следующие требования: 1) рассмотреть представление на оперативном совещании с участием работника прокуратуры республики, о времени и месте совещания уведомить заблаговременно; 2) принять действенные меры к устранению и недопущению впредь подобных нарушений федерального законодательства, а также причин и условий, им способствующих; 3) за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника ОМВД России по Целинному району и его заместителей по направлениям деятельности; 4) о принятых мерах и результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру республики в месячный срок со дня получения представления.

Согласно резолюции Министра внутренних дел по Республике Калмыкия от 05.09.2019г. по поступившему представлению дано поручение начальнику Штаба МВД по Республике Калмыкия ФИО6: провести служебную проверку, рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры, подготовить ответ; ФИО2, ФИО3, ФИО4 «Прокуратура работает за вас. Анализ состояния работы по линии УУП. Внести предложения усилению мер контроля за работой служб. Почему нет предложений по мерам реагирования».

Согласно пояснениям сторон 06.09.2019 г. и 13.09.2019 г. в отделе МВД России по Целинному району проведены рабочие совещания, в том числе с участием прокурора Целинного района Республики. Рассмотрены выявленные недостатки, указанные в представлении прокурора Республики Калмыкия.

02.10.2019 г. министром внутренних дел Республики Калмыкия прокурору Республики Калмыкия направлено сообщение о проведении служебной проверки по поступившему представлению и в связи с большим объемом работы по выявленным нарушениям, установлению причин и условий, способствовавших их допущению, установлению виновных лиц в соответствии с ч. 4 ст. 52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» о продлении срока служебной проверки до 05.11.2019 г.

С 12.10.2019 г. ФИО6 направлен в служебную командировку на 45 суток, исполнение обязанностей начальника Штаба с 10.10.2019 г. временно возложено на ФИО5.

16.10.2019 г. отделом МВД России по Целинному району начальнику Штаба представлена справка о принятых мерах к устранению и недопущению нарушений федерального законодательства в сфере профилактики преступлений и правонарушений.

В тот же день министр внутренних дел Республики Калмыкия сообщил прокурору Республики Калмыкия о проводимых мероприятиях в целях устранения нарушений, указанных в предписании прокурора от 04.09.2019 г.

25.10.2019 г. утверждено заключение по результатам служебной проверки по представлению прокурора Республики Калмыкия от 04.09.2019 г.

31.10.2019 г. прокурору направлено уведомление об окончании служебной проверки. При этом в заключении служебной проверки заместителю начальника полиции по охране общественного порядка и начальнику отдела организации дознания дано указание рассмотреть представление на совещании с участием сотрудника прокуратуры республики, о времени месте заблаговременно уведомить прокуратуру.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом министра внутренних дел по Республике Калмыкия №1555л/с от 02.09.2019 г. ФИО6 назначен начальником Штаба МВД по Республике Калмыкия со 02.09.2019 г.

В соответствии с п.п. 2,3 Положения о Штабе МВД по Республике Калмыкия, утвержденного приказом МВД по Республике Калмыкия от 30.03.2018 г. № 154, Штаб предназначен для обеспечения реализации полномочий Министра Внутренних дел по Республике Калмыкия по координации деятельности структурных подразделений Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия, подчиненных территориальных органов МВД России на районном уровне и организаций по подготовке комплексных управленческих решений на основе сбора, обобщения и анализа информации контроля и проверки их исполнения, для обеспечения его участия в работе взаимодействующих и вышестоящих коллегиальных органов государственной власти, а также для разрешения иных вопросов оперативно-служебной деятельности МВД по Республике Калмыкия. Штаб находится в непосредственном подчинении заместителя министра внутренних дел по Республике Калмыкия и состоит из самостоятельных структурных подразделений по направлениям деятельности, непосредственно подчиненных начальнику Штаба.

Одной из функций Штаба является рассмотрение представлений прокурора, обращений и заявлений граждан и организации, а также иных публикаций в средствах массовой информации по вопросам деятельности Штаба (п.9.22 Положения).

Анализ представленного положения позволяет суду сделать вывод, что неисполнение требований прокурора в части принятия действенных мер к устранению и недопущению выявленных нарушений федерального законодательства в сфере профилактики преступлений и правонарушений, за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника ОМВД России по Целинному району и его заместителей по направлениям деятельности ошибочно вменено ФИО6 и не может служить основанием для его привлечения к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указание прокурора на п. 15.1 Положения о Штабе МВД по Республике Калмыкия лишь подтверждает отсутствие служебных полномочий у ФИО6 по выполнению требований, указанных в пунктах 2 и 3 предписании прокурора.

Доводы прокурора о нарушении должностным лицом пункта 1 представления прокурора Республики Калмыкия от 04.09.2019 г. также несостоятельны. Во исполнение пунктов 2 и 3 представления прокурора и последующего направления сообщения о результатах его рассмотрения и принятых мерах по устранению нарушений закона министерством назначена служебная проверка. 02.10.2019 г. прокурор был уведомлен о проведении такой проверки и продлении ее срока до 05.11.2019 г., при этом 06.09.2019 г. и 13.09.2019 г. по данному вопросу проведено совещание в присутствии работника прокуратуры Целинного района – структурного подразделения прокуратуры Республики Калмыкия, о результатах служебной проверки прокурор уведомлен.

Таким образом, фактически по результатам рассмотрения представления указанные требования прокурора исполнены.

Более того, суд считает, что требование прокурора за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц не соответствует положениям Закона о прокуратуре (п. 4 ст. 10, п. 2 ст. 22).

Частью первой статьи 192 Трудового кодекса РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания. Аналогичные положения содержит ст. 50 Закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»

Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении прокурора императивное требование за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса РФ и Закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Таким образом, невыполнение указанного требования представления прокурора необоснованно вменено ФИО6 при привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу в отношении ФИО6 на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л :

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.Е. Согданова