ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2/16 от 06.08.2015 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

3

<номер изъят>

">ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Дербент 06 августа 2015г.

Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе: председа­тельствующего - судьи Гаджиева Д.А., с участием представителя Дагестан­ской таможни Гаджиевой Д.А., представителя ОАО «Российские железные до­роги» Сутаева Р.З., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

10 апреля 2015г. на таможенную территорию Таможенного союза из Азербайджанской Республики в адрес ООО «КВС» (РФ, Ставропольский край, г. Ессентуки) по железнодорожной накладной <номер изъят> от 08.04.2015 посту­пил железнодорожный вагон № 77303725 с товаром - «Дистиллят коньячный».

Письмом начальника ж/д станции Дербент от 17.04.2015г. <номер изъят> ОАО РЖД заявило о помещении указанного вагона на убытие в сторону отправле­ния - АР, по причине технической неисправности вагонов.

В соответствии с профилем риска ПР <номер изъят> го­сударственным таможенным инспектором отдела таможенного досмотра (да­лее - ГТИ ОТД) таможенного поста ЖД1111 «Дербент» Дагестанской таможни ФИО1 было принято решение о назначении таможенной экспер­тизы (Решение <номер изъят>) на предмет идентификации за­явленного товара товаросопроводительным документам, в соответствии с По­рядком отбора таможенными органами РФ проб (образцов) товаров для прове­дения таможенной экспертизы, утвержденным приказом ФТС от 20.11.2014г. № 2264, был произведен отбор проб и образцов (Акт отбора проб и образцов <номер изъят>).

Согласно заключению эксперта ЭИО № 2 (г. Махачкала) ЭКС - р/ф ЦЭКТУ г. Пятигорск № 012850 от 14.05.2015г. исследованные пробы по уста­новленным показателям не соответствуют требованиям ГОСТ 31728-2012 «Дистилляты коньячные. Технические условия», что не соответствует сведе­ниям о товаре, заявленным в товаросопроводительных документах.

Таким образом, ОАО «РЖД», в нарушение требований ст. 159 Тамо­женного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), сообщило в таможенный орган недостоверные сведения о наименовании товаров при убытии товаров с тамо­женной территории Таможенного союза, за что предусмотрена ответствен­ность по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

21.05.2015г. по данному факту в отношении ОАО «РЖД» и.о. началь­ника отдела таможенного досмотра таможенного поста ЖДПП «Дербент» Да­гестанской таможни Арзимановым A.M. возбуждено дело об АП <номер изъят> по ч.З ст. 16.1 КоАП России.

По результатам административного расследования 19.06.2015г. уполно­моченным по ОВД ОАР Дагестанской таможни (прикомандированным на т/пост ЖДПП «Дербент» Дагестанской таможни) Гаджиевой Д.А. в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении <номер изъят> по ч.З ст. 16.1 КоАП России, который с материалами дела об АП в соответствии со ст.28.8 КоАП РФ направлен в Дагестанскую таможню на рассмотрение.

Определением и.о. начальника Дагестанской таможни Исламова Г.Д. от 03 июля 2015 года дело об административном правонарушении <номер изъят> в отношении ОАО «РЖД» передано в Дербентский городской суд Республики Дагестан для рассмотрения по существу.

Представитель Дагестанской таможни Гаджиева Д.А. в судебном за­седании показала, что 10 апреля 2015 на таможенную территорию Таможенно­го союза из Азербайджанской Республики в адрес ООО «КВС» (РФ, Ставро­польский край, г.Ессентуки) по железнодорожной накладной <номер изъят> от 08.04.2015г. поступил железнодорожный вагон №77303725 с товаром - «Дис­тиллят коньячный». В соответствии с профилем риска ПР <номер изъят> государственным таможенным инспектором отдела таможенного досмотра таможенного поста ЖДПП «Дербент» Дагестанской таможни ФИО1 было принято решение о назначении таможенной экспертизы на предмет идентификации заявленного товара товаросопроводи­тельным документам, был произведен отбор проб и образцов. Согласно заклю­чению эксперта ЭИО №2 (г.Махачкала) ЭКС - р/ф ЦЭКТУ г.Пятигорск <номер изъят> от 14.05.2015г. исследованные пробы по установленным показателям не соответствуют требованиям ГОСТ 31728-2012 «Дистилляты коньячные. Технические условия», что не соответствует сведениям о товаре, заявленным в товаросопроводительных документах. Таким образом, ОАО «РЖД», в наруше­ние требований ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), со­общило в таможенный орган недостоверные сведения о наименовании товаров при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза, за что пре­дусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. Считает, что вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.З ст. 16.1 КоАП РФ полностью подтверждается материалами дела об админист­ративном правонарушении. У ОАО «РЖД» имелась возможность для соблюде­ния правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем просит привлечь их к административ­ной ответственности.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» ФИО2 вину не признал, пояснив, что на ст.Дербент 10 апреля 2015г. в составе поезда №3009 прибыли вагоны №77303725, №77331379, №81705634, следовавшие по отправкам Имишли АЗР - Скачки СКав с товаром -дистиллят коньячный. По прибытии вагонов на ст.Дербент и проведению коммерческого осмотра уста­новлено, что на вагонах имеются исправные ЗПУ, соответствующие указан­ным в накладных. При проверке технических данных вагона №81705634 уста­новлено, что вагон не имеет права по техническим данным курсировать по

Российским железным дорогам, в связи с чем, было принято решение возвра­тить его обратно в Азербайджан, но, учитывая, что на все три вышеуказанных вагона один общий проводник, возвращены были все три вагона. Данный факт подтверждается письмом начальника ж/д станции Дербент от 17.04.2015г. №85, направленным в таможенный пост ЖДПП Дербент. ОАО «РЖД» не зна­ло и не могло знать о недостоверности сведений в железнодорожных наклад­ных, так как товар был погружен в Азербайджанской Республике без их пред­ставителя и при прибытии в г. Дербент товар поступил в исправных вагонах с исправными пломбами. В соответствии с действующими нормами закона при­ем грузов в запломбированных вагонах производится без проверки числа мест, наименований и массы груза, но с проверкой целостности пломб и их соответ­ствие данным, указанным в транспортных накладных. Считает, что в данном случае отсутствует вина перевозчика в совершении правонарушения, преду­смотренного ч.З ст. 16.1 КоАП РФ - в сообщении недостоверных сведений о наименовании товара, поскольку перевозчик не имел возможности проверить правильность сведений указанных отправителем в накладной, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Да­гестанской таможни Гаджиевой Д.А., представителя ОАО «РЖД» ФИО2 суд приходит к следующему:

Согласно ч.З ст. 16.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии со ст. 158 п.1 ТК ТС перевозчик обязан уведомить та­моженный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка това­ров.

В п.21 ст.4 ТК ТС дается определение, что перевозчиком является ли­цо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) пе­ревозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной террито­рии таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

В числе сведений, подлежащих сообщению таможенному органу при международной перевозке железнодорожным транспортом, указаны в том чис­ле сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизиро­ванной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклату­рой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четы­рех знаков, вес брутто товаров (в килограммах) (п.4 ст. 159 ТК ТС).

Как следует из материалов дела, 10 апреля 2015г. на таможенную тер­риторию Таможенного союза из Азербайджанской Республики в адрес ООО «КВС» (РФ, <адрес изъят>) по железнодорожной наклад­ной <номер изъят> от 08.04.2015г. поступил железнодорожный вагон № 77303725 с товаром - «Дистиллят коньячный».

Перевозчиком были представлены таможенному органу РФ товаросо­проводительные документы (ТТН <номер изъят> от 08.04.2015г., сертификат о про­исхождении товара <номер изъят>, сертификат соответствия СС <номер изъят>, счет - фактура от 03.04.2015) согласно которым на таможенную территорию тамо­женного союза перемещен товар: «Дистиллят коньячный».

В соответствии с профилем риска ПР <номер изъят> ГТИ ОТД таможенного поста ЖД1111 «Дербент» Дагестанской таможни Маго- медовым Э.К. было принято решение <номер изъят><адрес изъят> о назна­чении таможенной экспертизы на предмет идентификации заявленного товара товаросопроводительным документам

В соответствии с Порядком отбора таможенными органами РФ проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, утвержденным приказом ФТС от 20.11.2014г. № 2264 был произведен отбор проб и образцов (Акт отбора проб и образцов <номер изъят>).

Согласно заключению эксперта ЭИО № 2 (г. Махачкала) ЭКС - р/ф ЦЭКТУ г. Пятигорск № 012850 от 14.05.2015 исследованные пробы по уста­новленным показателям не соответствуют требованиям ГОСТ 31728-2012 «Дистилляты коньячные. Технические условия», что не соответствует сведе­ниям о товаре, заявленным в товаросопроводительных документах.

Таким образом, ОАО «РЖД», в нарушение требований ст. 159 Тамо­женного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), сообщило в таможенный орган недостоверные сведения о наименовании товаров при убытии товаров с тамо­женной территории Таможенного союза, за что предусмотрена ответствен­ность по ч.З ст. 16.1 КоАП РФ.

Между тем, согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административ­ной ответственности только за те административные правонарушения, в отно­шении которых установлена его вина (ч. 1).

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу п.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации яв­ляются составной частью ее правовой системы. Если международным догово­ром Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Параграфом 1 статьи 2 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951г. (далее СМГС или Соглашение) определяется, что на условиях данного Соглашения производится перевозка грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, указанными в параграфе 2 ст.З Соглашения, по накладным, предусмотренным Соглашением, и только по сети железнодорожных дорог - участниц настоящего Соглашения.

Данное Соглашение имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов и действует независимо от государственной принадлежности сторон договора перевозок.

Согласно § 8 статьи 9 СМГС 1951 года у всех груженых вагонов (контейнеров), имеющих устройства для наложения пломб, подлежат пломбированию пломбами или запорно-пломбировочными устройствами двери и все конструктивные отверстия, за исключением вентиляционных или иных отверстий, закрытых изнутри решетками или другим способом.

В силу § 2 статьи 11 СМГС 1951 года железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной. Отправитель несет ответственность перед железной дорогой за последствия, возникшие в результате отсутствия, недостаточности или неправильности сопроводительных документов.

В соответствии со статьи 12 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 года отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от того, что они внесены в несоответствующую графу накладной. Железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной. Если при приеме груза на станции отправления в накладной будут обнаружены неправильности, то отправитель обязан составить новую накладную, если согласно § 5 статьи 7 исправление накладной не допускается. Проверка содержания груза в пути следования может быть произведена только при условии, если она вызывается таможенными и другими правилами, а также целями обеспечения безопасности движения поездов и сохранности груза в пути следования.

Аналогичные положения установлены статьями 27 и 28 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

При этом статьей 28 названного Закона установлено, что загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями (отправителями) и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями (отправителями).

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в свою очередь установлено, что федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности.

В силу пункта 1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 28, настоящие Правила применяются в отношении приема грузов к перевозке в международном сообщении, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с положением пункта 23.1 Правил приема грузов к пере­возке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС Россий­ской Федерации от 18 июня 2003 года № 28 прием к перевозке грузов в под­вижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или ва­гонах с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотрен­ных правилами перевозок грузов, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах путем проведения визуального осмотра коммерческого со­стояния вагонов (исправность ЗПУ, закруток, люков, шелевок, обивки и т.п.).

Поскольку станция отправления находится в Республике Азербайдан, ОАО «РЖД», не являющаяся железной дорогой отправления грузов, приняло от иностранного перевозчика вагоны с исправными запорно- пломбировочными устройствами с наложенными на них средствами таможен­ной идентификации, оно не имело реальной возможности проверить правиль­ность сведений, указанных иностранным отправителем в накладной, так как при погрузке товаров непосредственного участия не принимало.

Кроме того, для проверки достоверности сведений, указанных отправите­лем груза в транспортных документах, ОАО «РЖД» необходимо было удалить с вагонов запорно-пломбировочные устройства и средства таможенной иден­тификации, вскрыть вагоны для отбора проб для проведения экспертизы на со­ответствие сведений о товаре, заявленных в товаросопроводительных доку­ментах. Вместе с тем такие действия перевозчика после пересечения таможен­ной границы Российской Федерации запрещены п.4 ст. 109 и п.2 ст. 156 ТК ТС.

Следовательно, ОАО «РЖД» выполнены все зависящие от него обязатель­ства и приняты необходимые меры по доставке товара и представлению на не­го таможне необходимых документов и сведений.

Обязанность внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки в отношении невозможности проверки достоверности сведений о товаре, перевозимом в опломбированном отправителем вагоне железнодорожным транспортов, на железнодорожного перевозчика международными правовыми нормами не возлагается.

При указанных обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.29.9; 29.10 КоАП Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Российские железные дороги» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На постановление может быть подана жалоба в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Гаджиев Д.А.