Дело № |
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е |
15 января 2018 года <адрес>
Судья Центрального районного суда <адрес> Певина Е.А., при секретаре судебного заседания Шурышевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, 00.00.0000 года рождения, гражданки Российской Федерации, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: 000,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ инспектором отделения ИАЗ отдела полиции № «Центральный» Управления МВД России по городу Новосибирску майором полиции ФИО2 в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 15.30 часов до 16.00 часов ФИО1 приняла активное участие в несогласованном публичном мероприятии в форме демонстрации по маршруту движения от <адрес> проспект, <адрес>, до памятника им. В.И. Ленина, без подачи уведомления в мэрию <адрес>, в котором приняло участие около 23 человек, с использованием наглядной агитации (воздушные шары с надписями «Н», «20!8 Навальный»).
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признала и указала, что действительно ДД.ММ.ГГГГ совместно со своими знакомыми принимала участие в фотосессии и в прогулке у достопримечательностей <адрес> с использованием воздушных шаров с нанесенной символикой. Изображения, нанесенные на воздушных шарах, никакого контекста в себе не содержат, и не являются агитацией, у нее отсутствовали намерения создавать какой-либо образ в отношении какого-либо лица.
Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, защитника ФИО1 -Чернявскую А.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть первая статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Под демонстрацией понимается организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации (пункт 4 статьи 2 указанного закона).
Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу части 4 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 1618-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1619-О, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17)). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Как следует из пояснений ФИО1ДД.ММ.ГГГГ она приняла участие в мероприятии, которое по ее мнению, является фотосессией и прогулкой по городу Новосибирску. При этом, участники данного мероприятия имели при себе воздушные шары, с нанесенными на них изображениями. Ни со стороны сотрудников полиции, ни со стороны граждан, никаких замечаний и требований о прекращении мероприятия не поступало.
Из материалов дела следует, что порядка 23 человек, включая ФИО1, следовали организованной группой по установленному маршруту, с остановками у знаковых мест – органов власти <адрес>. При этом граждане данной группы имели при себе воздушные шары с символикой «Н», «20!8 Навальный».
Общеизвестным фактом является, что ФИО3 – российский политик, юрист, основатель Фонда борьбы с коррупцией – имеет намерения баллотироваться на пост Президента России в 2018 году, и ведет активную кампанию за допуск на выборы, победитель которых будет определяться не административным ресурсом, а волей избирателей
Оценивая показания ФИО1, судья приходит к выводу, что воздушные шары, с нанесенными изображениями, несут в себе применяемую для политического воздействия информацию, способствующую формированию у неопределенного круга лиц положительного отношения к А.Навальному.
Выводы судьи подтверждаются и актом осмотра интернет ресурса – сайта Команда Навального – Новосибирск. На данном сайте в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что – «Вчера провели агитпрогулку с шарами вдоль Красного проспекта и до областной администрации». Мероприятие прошло в поддержку несправедливо задержанных в пятницу Алексея Навального и ФИО4». Также на данном ресурсе размещен фотоотчет о данной агитпрогулке.
ФИО1 в судебном заседании не отрицала своего участия в проведенном мероприятии.
Данные акции с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, участниками использовались идентичные наглядные средства агитации.
Таким образом, движение по определенному маршруту организованной группой, с использованием воздушных шаров с нанесенными надписями, содержащими в себе признаки агитационных материалов, используемых в качестве средств наглядной агитации, представляет собой скрытую форму коллективного публичного мероприятия на территории <адрес> в форме демонстрации.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что участники публичного мероприятия имеют право: 1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации; 3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
В соответствии с частью 3 данной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Как следует из материалов дела, проведение публичного мероприятия 30.09 2017 г. не было согласовано в установленном порядке. Доказательств обратному суду не представлено.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, однако такого уведомления о проводимом публичном мероприятии подано организатором не было, что свидетельствует о несогласованности в установленном законом порядке данного мероприятия.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в период с 15.30 часов до 16.00 часов приняла активное участие в несогласованном публичном мероприятии в форме демонстрации с нарушением участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, поскольку последнее не было согласно в установленном законом порядке.
При этом ФИО1 было известно о том, что соответствующее уведомление о проведении публичного мероприятия в уполномоченном органе не было согласовано, тем не менее, она приняла участие в нем.
Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, рапортом, актом осмотра страницы сайта, и иными материалами дела, которые соответствует требованиям допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пояснениями лица привлекаемого к административной ответственности, данными в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.
У суда отсутствуют основания не доверять, имеющимся в деле доказательствам, поскольку они соответствуют критерию относимости и допустимости, и не опровергаются доводами ФИО1
Суд полагает, что с учетом установленных обстоятельств, у ФИО1 имелась возможность принять все необходимые меры для соблюдения действующего законодательства в рассматриваемой сфере общественных правоотношений и не принимать участие в публичном мероприятии с нарушением порядка его проведения.
Обстоятельств, вынуждающих ФИО1 нарушить порядок проведения публичного мероприятия, которые бы не зависели от ее воли, судьей в ходе судебного разбирательства не установлено.
Событие, состав административного правонарушения, вина ФИО1 в ее совершении нашли свое полное подтверждение.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждена совокупностью письменных доказательств, исследованных в судебном заседании.
Несогласие ФИО1 с вменяемым административным правонарушением не опровергает доказательств ее вины в совершении данного административного правонарушения.
Доводы ФИО1 об участии лишь в прогулке и фотографировании с единомышленниками судом не принимаются, поскольку они не опровергают выводов суда о квалификации действий ФИО1, так как субъективное восприятие ФИО1 обстоятельств участия во вмененном мероприятии ДД.ММ.ГГГГ не исключает обстоятельства свободного публичного выражения общественного мнения, что соответствует признакам публичного мероприятия.
Доводы ФИО1 суд расценивает как способ защиты и уклонения от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 указанной статьи).
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, форму публичного мероприятия, данные о личности ФИО1, согласно пояснениям которой, она имеет постоянное место работы, замужем, ранее не привлекалась к административной ответственности, в том числе, и за совершение аналогичных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, отсутствие иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом положений ч.2.2. ст. 4.1. КоАП РФ полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа применив вышеуказанные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о штрафе определив его размер ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,
п о с т а н о в и л:
Признать ФИО1, 00.00.0000 года рождения, гражданку Российской Федерации, уроженку <адрес>, проживающую по адресу: 000, виновной всовершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Оплата штрафа должна быть произведена на счет: 000.
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в установленный законом срок (до истечения 60 дней с момента вступления постановления в законную силу) в Центральный районный суд <адрес>.
Разъяснить, что в случае неуплаты административного штрафа в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу правонарушитель подлежит привлечению к административной ответственности в установленном законом порядке.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления в полном объеме.
Судья Е.А. Певина
Резолютивная часть постановления оглашена ДД.ММ.ГГГГ