ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Яр-Сале 05 февраля 2019 года
Судья Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гордиенко С.В. рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-2/2019 в отношении ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» по ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 12.11.2018 государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производственными объектами Северо-Уральского управления Ростехнадзора в отношении ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Из протокола следует, что Обществом нарушены обязательные требования промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Склад топлива, пос. Мыс Каменный, класс опасности –III, место нахождения: <адрес>.
ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель Общества не явился, ходатайствовал о рассмотрения дела в его отсутствие. В возражениях просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Представитель Северо-Уральского управления Ростехнадзора извещен о дате и месте рассмотрения протокола.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из протокола об административном правонарушении от 12.11.2018 следует, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Общества послужила проведенная в период с 06.09.2018 по 17.10.2018 плановая проверка.
Составляя протокол об административном правонарушении, государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производственными объектами Северо-Уральского управления Ростехнадзора исходил из того, что, у ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», эксплуатирующего опасный производственный объект ("Склад топлива, пос. Мыс Каменный, класс опасности –III", регистрационный номер №, дата регистрации 18.08.2014), отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в нарушение ч.1 ст.6, ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
С таким выводом должностного лица Северо-Уральского управления Ростехнадзора согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 26.2 указанного Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ могут быть юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия.
Обязанность иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, как одно из требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", предъявляется только к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
В связи с этим, для установления в действиях лица признаков состава административного правонарушения, в том числе, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, необходимо доказать осуществление лицом деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии.
Обязанность доказывания вины лица, привлекаемого к административной ответственности, лежит на должностном лице составившим протокол об административном правонарушении.
При этом, в данном случае, единственным доказательством вины Общества в совершении правонарушения, явились сведения из Комплексной системы информатизации Ростехнадзора о регистрации 18.08.2014 опасного производственного объекта- Склад топлива, пос. Мыс Каменный, где ОАО «Авиакомпания «Ютэйр», указана как собственник и эксплуатирующая организация, указанного опасного производственного объекта.
Вместе с тем, еще 03 сентября 2018 года представитель Общества обратился в Северо-Уральское управление Ростехнадзора об отмене плановой проверки, предоставив сведения о том, что с 05.08.2014 опасный производственный объект- Склад топлива, пос. Мыс Каменный и земельный участок, на котором он расположен, находится в собственности другой организации, а ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», с указанной даты не эксплуатирует опасный Объект и не владеет им на каком-либо законом праве (свидетельства о праве собственности от 05.08.2014).
Несмотря на это, должностное лицо Северо-Уральского управления Ростехнадзора, потребовав от Общества документы, подтверждающие передачу опасного производственного объекта после даты регистрации в реестре (18.08.2014), составило 12 ноября 2018 года в отношении ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлены критерии опасных производственных объектов, а также необходимость их регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 утверждены правила "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", которые устанавливают порядок регистрации таких объектов и ведения государственного реестра.
Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494 утвержден «Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», которым определено, что заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.
При смене владельца опасного производственного объекта, ранее зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов, заявление о внесении изменений, связанных с исключением опасных производственных объектов в связи со сменой эксплуатирующей организации, представляется новой эксплуатирующей организацией в территориальный орган Ростехнадзора.
Таким образом, приведенными нормами не установлена обязанность лица, осуществлявшего эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности обеспечивать поступление в административный орган сведений о передаче опасного производственного объекта, равно как за это не предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Следует учесть, что в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
С 05 августа 2014 года ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» не является собственником опасного производственного объекта- Склад топлива, пос. Мыс Каменный (свидетельство о государственной регистрации права от 05.08.2014 №), иных доказательств подтверждающих эксплуатацию вышеуказанного объекта Авиакомпанией на ином законном основании в материалах дела не имеется и в ходе проведенной проверки не добыто.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В рассматриваемом случае судом установлено, что должностным лицом не представлено доказательств, подтверждающих эксплуатацию вышеуказанного опасного объекта Авиакомпанией на каком либо законном основании, поэтому ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» не обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении опасного производственного объекта- Склад топлива, пос. Мыс Каменный (регистрационный номер №).
С учетом изложенного, производство по данному делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течении 10 дней.
Судья С.В. Гордиенко