ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2/19 от 21.01.2019 Канашского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №5-2/2019

Постановление

ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Судья Канашского районного суда Чувашской Республики Иванова Т.В.,

с участием старшего помощника Канашского межрайпрокурора Чувашской Республики Березиной Е.А.,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Байгулова Д.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении врио главы администрации г.Канаш Чувашской Республики Байгулова Дмитрия Геннадьевича,

установил:

Постановлением заместителя Канашского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении врио главы администрации г. Канаш Байгулова Д.Г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3. ст.15.15.3 КоАП РФ - нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Как следует из указанного постановления, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (главный распорядитель средств республиканского бюджета Чувашской Республики) и администрацией города Канаш Чувашской Республики (получатель бюджетных средств) заключено соглашение № 3 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету многопрофильного муниципального образования на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства (далее Соглашение).

26 декабря 2017 года администрация г. Канаш Чувашской Республики и ООО «Чувашметалл» заключили договор о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования (далее- Договор).

Согласно п. 3.4.6 Договора администрация г. Канаша Чувашской Республики при выявлении фактов нарушений условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Договором, нецелевого использования субсидии обязана направить в ООО «Чувашметалл» уведомление о возврате средств субсидии в течение 10 рабочих дней со дня выявления факта нарушения и поступления информации о наличии от иных органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Из отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии администрации г. Канаш Чувашской Республики на ДД.ММ.ГГГГ установлено, что показатели результативности отсутствуют.

В соответствии с п. 1.4 Соглашения показателями результативности использования субсидии является:

- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого - и среднего предпринимательства, получавшими субсидию на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, получившими субсидию на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (далее - государственная поддержка);

- прирост среднесписочной численности работников (без внешних заместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку;

- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку;

- увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года;

- доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную поддержку.

В соответствии с п.п. «л» п. 3.2 получатель бюджетных средств (администрация г. Канаш) обязуется достигнуть значения показателей результативности использования субсидии, указанных в пункте 1.4. Соглашения.

Таким образом, администрация г. Канаша Чувашской Республики нарушило условия предоставления субсидии в части достижения значений показателей результативности. Аналогичные показатели содержатся в отчете по состоянию на 01 июня 2018 года. Кроме того, администрацией г. Канаша уведомление о возврате субсидии за не достижение показателей результативности в адрес ООО «Чувашметалл» не направлялось.

Установлено, что администрацией г. Канаш не достигнуты значения показателей результативности использования субсидии, тем самым нарушены условия предоставления субсидии, предусмотренные п. 1.4. Соглашения.

ДД.ММ.ГГГГ Минэкономразвития Чувашии направило получателю субсидии акт о нарушении обязательств по соглашению с предложением устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки установлено, что выявленные нарушения не устранены в сроки, указанные в акте, и в соответствии с п. 5.3 и п. 5.4 Получателю субсидии ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств в сумме 176956 руб. 12 коп.

Согласно решению собранию депутатов города Канаша от 30 ноября 2017 года № 34/2 на Байгулова Дмитрия Геннадьевича возложено временное исполнение обязанностей главы администрации города Канаш Чувашской Республики с 30 ноября 2018 года.

В соответствии с распоряжением администрации г. Канаш Чувашской Республики от 26 декабря 2017 года врио главы администрации г. Канаша Байгулов Д.Г. предоставил субсидию из бюджета города Канаш Чувашской Республики ОАО «Чувашметалл» в размере 338672 рублей 00 копеек.

Согласно отчету об осуществлении расходов за отчетный 2017 год администрацией <адрес> как распорядителем бюджетных средств не достигнуты показатели результативности, предусмотренные п.п. «л» п. 3.1. Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из постановления заместителя Канашского межрайпрокурора от ДД.ММ.ГГГГ, главным распорядителем бюджетных средств Байгуловым Д.Г. нарушены условия предоставления субсидии в части размера достижения показателей результативности, установленные соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, что является составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании помощник Канашского межрайпрокурора Чувашской Республики Березина Е.А. постановление о привлечении Байгулова Д.Г. административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поддержала.

В судебном заседании Байгулов Д.Г. пояснил, что в пункте 5.4. соглашения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в случае если получателем бюджетных средств по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств в части достижения значений показаний результативности использования субсидии и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, то субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсисдии, в объёме, рассчитанном по соответствующей формуле.Однако исполнение обязанностей главы администрации города Канаш им (Байгуловым Д.Г.) было прекращено уже с 27 декабря 2017 года в связи с вступлением в должность нового главы администрации города Канаш. При этом срок действия соглашения, в рамках которого были определены условия предоставления субсидии до исполнения принятых сторонами на себя обязательств, не истек.После назначения главы администрации города Канаш, он как должностное лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, какого-либо отношения к исполнению условий соглашения не имел. Осуществление контроля за исполнением условий соглашения после назначения главы администрации в его должностные обязанности не входило.Обязанность по соблюдению размера достижения показателей результативности, установленные соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, не была выполнена к определенному сроку. На дату совершения административного правонарушения другое должностное лицо уже исполняло свои обязанности. Контроль за соблюдением порядка и (или) условий предоставления субсидии может осуществляться как до заключения соглашения, так и после его подписания лицом, наделенным для этого соответствующими полномочиями.Ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих его вину как должностного лица в нарушении условий предоставления субсидии в части размера достижения показателей результативности, установленные соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, он считает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Выслушав помощника Канашского межрайпрокурора Березину Е.А., Байгулова Д.Г., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, именуются субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с ч.3 ст.139 Бюджетного кодекса РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

По смыслу закона субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, может являться должностное лицо (руководитель) органа - получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, и нарушившего условия их предоставления, за исключением случаев, связанных с нецелевым использованием данных бюджетных средств.

В соответствии с подпрограммой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 сентября 2011 года № 398, Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам монопрофильных муниципальных образований на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства между Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (главный распорядитель средств республиканского бюджета Чувашской Республики) и администрацией г. Канаш Чувашской Республики (получатель бюджетных средств - администратор доходов муниципального бюджета) ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение (далее Соглашение) о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету монопрофильного муниципального образования на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства.

Решением Собрания депутатов г. Канаша Чувашской Республики от 30 ноября 2017 года № 34/2 исполнение обязанностей главы администрации г. Канаш Чувашской Республики до назначения главы администрации города Канаш ЧР по контракту с 1 декабря 2017 года возложено на заместителя главы - начальника отдела ЖКХ администрации г. Канаш Чувашской Республики Байгулова Д.Г.

На основании распоряжения временно исполняющего обязанности главы администрации г. Канаш Байгулова Д.Г. от 26 декабря 2017 года администрация г. Канаш Чувашской Республики и ООО «Чувашметалл» 26 декабря 2017 года заключили договор о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования (далее- Договор).

Однако администрация г. Канаша Чувашской Республики нарушила условия предоставления субсидии в части достижения значений показателей результативности, предусмотренного п.1.4 Соглашения, не направила в адрес ООО «Чувашметалл» уведомление о возврате субсидии за не достижение показателей результативности, о чем свидетельствует отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии администрации г. Канаш Чувашской Республики на 01 апреля 2018 года.

Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе прочего выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения, что является конструктивным признаком любого состава административного правонарушения. Отсутствие же состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Байгулов Д.Г. временно исполнял обязанности главы администрации г. Канаш в период с 01 декабря 2017 года по 26 декабря 2017 года.

Решением Собрания депутатов г. Канаша Чувашской Республики от 26 декабря 2017 года № 36/1 главой администрации г. Канаш Чувашской Республики с 27 декабря 2017 года назначен Михайлов В.Н.

Следовательно, с 27 декабря 2017 года Байгулов Д.Г. не был наделен правом подписи финансовых документов. Такими полномочиями последний обладал лишь в период исполнения обязанностей главы администрации г. Канаш. Такие полномочия не были делегированы последнему, как заместителю главы администрации г. Канаш - начальнику отдела ЖКХ администрации г. Канаш (назначенному на указанную должность распоряжением главы администрации г. Канаш от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 15) и распоряжением администрации г. Канаш № 1091 от 9 ноября 2017 года «О частичном делегировании полномочий главы администрации г. Канаш его заместителям».

Необоснованное перечисление полученных в виде субсидии бюджетных средств ООО «Чувашметалл» произведено 27 и 28 декабря 2017 года (л.д. 12-14), то есть в период, когда Байгулов Д.Г. не имел полномочий на подписание финансовых документов администрации г. Канаш.

Кроме того, предельный срок исполнения обязательств в части достижения значений показателей результативности использования субсидии - 31 декабря 2017 года (п.5.4 Соглашения) выходил за рамки исполнения Байгуловым Д.Г. обязанностей как врио главы администрации г.Канаш Чувашской Республики ( с 01 по 26 декабря 2017 года).

При таких обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях Байгулова Д.Г. отсутствует, и производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п.1 ч.1.1 ст. 29.9 данного Кодекса.

Руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении врио главы администрации г.Канаш Чувашской Республики Байгулова Дмитрия Геннадьевича прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Т.В.Иванова

Мотивированное постановление составлено ДД.ММ.ГГГГ.