ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2/19 от 22.01.2018 26-ого гарнизонного военного суда (г. Байконур) (Территории за пределами РФ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 января 2018 года г. Байконур

Судья 26 гарнизонного военного суда Иванов Дмитрий Юрьевич, с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок инспекции Федеральной налоговой службы России по городу и космодрому Байконуру советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты>», зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>

установил:

04 декабря 2018 года главный государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок инспекции Федеральной налоговой службы России по городу и космодрому Байконуру (далее – ИФНС России по городу и космодрому Байконуру) советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса ФИО2 (далее – госналогинспектор) составила протокол № 166 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> (далее – <данные изъяты>) ФИО1

Из указанного протокола об административном правонарушении следует, что ФИО1, являясь <данные изъяты>», 29 октября 2018 года представила в ИФНС России по городу и космодрому Байконуру в отношении Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 им. Ю.А. Гагарина» (далее – ГБОУ СОШ № 8) декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее – декларация по НДС) за первый квартал 2018 года с нарушением срока, установленного п. 5 ст. 174 НК РФ (не позднее 25 апреля 2018 года).

В судебном заседании ФИО1 свою вину в совершении данного административного правонарушения не признала и пояснила, что 29 октября 2018 года по указанию главного бухгалтера <данные изъяты>ФИО4 подготовила в отношении ГБОУ СОШ № 8 декларацию по НДС за первый квартал 2018 года, которую в тот же день председатель ликвидационной комиссии данного учреждения ФИО3 направил в ИФНС России по городу и космодрому Байконуру в электронном виде. Также, ФИО1 указала, что до начала процедуры ликвидации ГБОУ СОШ № 8 в 2015 году подготавливала и сдавала в налоговый орган декларации по НДС за данное учреждение. В дальнейшем до октября 2018 года каких-либо письменных, устных указаний или распоряжений со стороны начальника или главного бухгалтера <данные изъяты> о возложении на неё персональной обязанности по предоставлению в ИФНС по городу и космодрому Байконуру декларации по НДС за ГБОУ СОШ № 8 не имелось, электронно-цифровой подписью по заверению документов образовательного учреждения не наделена, в состав ликвидационной комиссии не входила.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник <данные изъяты>ФИО5 показала, что сотрудники возглавляемого ею учреждения обязаны подготавливать и сдавать бухгалтерскую, налоговую и иную отчётность в ИФНС по городу и космодрому Байконур за образовательные учреждения г. Байконур на основании заключаемых с ними договоров по бухгалтерскому обслуживанию. С 2016 года из-за ликвидации ГБОУ СОШ № 8 такого договора не заключалось, ведение бухгалтерской и налоговой отчётности прекращено, указанные функции относятся к полномочиям ликвидационной комиссии. Каких-либо поручений о сдаче декларации по НДС за указанное образовательное учреждение она ФИО1 не давала.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный бухгалтер <данные изъяты>ФИО4 дала показания аналогичные показаниям ФИО5 при этом указала, что в октябре 2018 года по просьбе председателя ликвидационной комиссии ГБОУ СОШ № 8 ФИО3 она дала поручение ФИО1 подготовить за указанное образовательное учреждение декларацию по НДС за первый квартал 2018 года, которую ФИО3 направил в налоговый орган после оформления электронно-цифровой подписи.

Допрошенный в судебном заседании 17 января 2019 года ФИО3 показал, что приказом начальника Управления образованием г. Байконур от 08 октября 2018 года № 13-1/19-337 назначен председателем ликвидационной комиссии ГБОУ СОШ № 8. При приёме дел и должности установил, что в 2018 году какой-либо отчётности за указанное образовательное учреждение в налоговый орган не представлялось. В этой связи обратился к главному бухгалтеру <данные изъяты>ФИО4 с просьбой об оказании содействия в подготовке соответствующих деклараций, которые после оформления электронно-цифровой подписи направлены им в ИФНС по городу и космодрому Байконуру. ФИО3 также указал, что ФИО1 в состав ликвидационной комиссии не входит, каких-либо поручений ей о сдаче декларации не давал, таких полномочий ей не делегировал.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, госналогинспектор ФИО2 в судебном заседании пояснила, что составила протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5. КоАП РФ, в отношении ФИО1, поскольку в её должностные обязанности входит подготовка и сдача в налоговый орган деклараций по НДС и налогу на прибыль за образовательные учреждения г. Байконур. Других обстоятельств по данному делу не выяснялось.

Из исследованных в судебном заседании материалов следует, что с 23 сентября 2015 года ГБОУ СОШ № 8 находится в стадии ликвидации. Лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, с 18 октября 2018 года является председатель ликвидационной комиссии ФИО3 Декларация по НДС за первый квартал 2018 года ГБОУ СОШ № 8 направлена в электронном виде в ИФНС по городу и космодрому Байконуру 29 октября 2018 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими материалами дела: приказом начальника Управления образованием г. Байконур от 14 сентября 2015 года № 13-1/19-324 «О ликвидации ГБОУ СОШ № 8» с последующими изменениями от 31 августа 2016 года № 13-1/19-336, от 08 сентября 2017 года № 13-1/19-327, от 23 октября 2017 года № 13-1/19-387, от 08 октября 2018 года № 13-1/1/19-337, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 04 декабря 2018 года № ЮЭ9965-18-10364595, квитанцией о приёме налоговой декларации (расчёта) от 29 октября 2018 года регистрационный номер 23593112.

Пунктом 2.1. устава <данные изъяты> определено, что данное учреждение создано для ведения бухгалтерского учёта в государственных бюджетных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Управления образованием г. Байконур.

Согласно п. 2.17. и 4.6. Должностной инструкции <данные изъяты>, на начальника отдела возлагается обязанность по заполнению и предоставлению установленным порядком налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль учреждений образования г. Байконур ежеквартально в ИФНС по городу и космодрому Байконур, за нарушение которой несёт персональную ответственность. При этом имеется отметки об ознакомлении ФИО1 с указанной инструкцией.

На основании приказа начальника <данные изъяты> от 01 июля 2013 года
№ 13-33/к ФИО1 назначена <данные изъяты>.

Согласно справки начальника <данные изъяты> от 09 января 2019 года
№ 01-19/113 ФИО1 не является уполномоченным лицом для сдачи отчетности в ИФНС по городу и космодрому Байконуру в отношении ГБОУ СОШ № 8.

Заслушав лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, госналогинспектора и свидетелей, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о прекращении в отношении ФИО1 производства по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.

В соответствии с ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчёта по страховым взносам) в налоговый орган по месту учёта влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трёхсот до пятисот рублей.

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 8 ст. 161 и п. 5 ст. 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учёта соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Статьёй 163 НК РФ устанавливает в отношении НДС налоговый период равный кварталу. Соответственно декларация по НДС за первый квартал 2018 года должна быть представлена в налоговый орган не позднее 25 апреля 2018 года.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

Статьёй 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной статье под должностным лицом, помимо прочего, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ определено, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в данной статье, ст. 15.4 - 15.9, 15.11 названного Кодекса, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 указанного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

При этом решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями ч. 1 и 3 ст. 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», согласно которым ведение бухгалтерского учёта и хранение документов бухгалтерского учёта организуются руководителем экономического субъекта, который обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта.

Аналогичная позиция содержится в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Анализ приведённых норм позволяет сделать вывод о том, что председатель ликвидационной комиссии ГБОУ СОШ № 8 обязан организовать ведение бухгалтерского учёта, в противном случае именно он несёт административную ответственность за ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности, либо иное лицо, на которое специально возложена такая обязанность.

Следовательно, для привлечения должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ необходимо установить, возложены ли на него персональные обязанности по предоставлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Вместе с тем в ходе производства административного расследования данный вопрос, имеющий значение для правильного разрешения дела, в нарушение требований ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ, должностным лицом ИФНС России по городу и космодрому Байконуру не исследован, на основании какого нормативного или распорядительного акта возложена персональная обязанность на ФИО1 по своевременному предоставлению в налоговый орган декларации по НДС за первый квартал 2018 года не установлено.

Доказательств того, что именно в обязанности ФИО1 входит представление в установленный законодательством о налогах и сборах срок декларации по НДС за ГБОУ СОШ № 8, при наличии в ликвидационной комиссии образовательного учреждения бухгалтера, материалы дела не содержат, в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашло.

То обстоятельство, что согласно п. 2.17 должностной инструкции <данные изъяты> в обязанности ФИО1 входит заполнение и предоставление установленным порядком налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль учреждений образования г. Байконур в ИФНС по городу и космодрому Байконуру, при отсутствии договора на ведение бухгалтерского учёта между ГБОУ СОШ № 8 и <данные изъяты>, не свидетельствует о наделении её какими-либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственными функциями.

Таким образом, будучи сотрудником <данные изъяты>, не наделённым полномочиями должностного лица по отношению к ГБОУ СОШ № 8 по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ, ФИО1 не может быть привлечена к административной ответственности, её вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, не доказана.

Признание вины лицом, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, при составлении протокола не может само по себе являться достаточным условием для назначения ему административного наказания.

Иных действий, связанных с ненадлежащим выполнением ФИО1 должностных обязанностей, ей не вменено.

Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу, судья приходит к выводу, что производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, 29.9 и 29.10 КоАП РФ,

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты>ФИО1 прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

26 гарнизонного военного суда Д.Ю. Иванов

Верно

Судья Д.Ю. Иванов