ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2/19 от 28.01.2019 Павинского районного суда (Костромская область)

Дело об АП № 5-2/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Павино 28 января 2019 года

Судья Павинского районного суда Костромской области Вагин А.А., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - <..> ФИО1, "__"__ года рождения, уроженца уч. <..>, проживающего по адресу: ..., вступившего в должность с "__"__ на основании распоряжение ___ от "__"__,

установил:

<..> муниципального района ... ФИО1 частично не выполнил в установленный срок законное предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства в сфере образования при следующих обстоятельствах.

"__"__ по результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с "__"__ по "__"__, в отношении администрации <..> муниципального района ... с целью осуществления федерального государственного надзора за исполнением полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, должностными лицами Департамента образования и науки ...<..> муниципального района ... ФИО1 было выдано предписание ___ от "__"__ об устранении установленных нарушений требований законодательства об образовании в Российской Федерации сроком исполнения до "__"__ (л.д. 10-13, 14-16).

Этим же предписанием на <..> муниципального района ... ФИО1 была возложена обязанность представить в департамент образования и науки ... отчет об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов.

"__"__<..> муниципального района ФИО1 в адрес департамента образования и науки ... был направлен отчет об исполнении предписания от "__"__, а также документы, подтверждающие его исполнение (л.д. 17-32).

По итогам рассмотрения информации, представленной ФИО1 об исполнении предписания, отраженного в отчете, был установлен факт неисполнения <..> муниципального района ФИО1 п. 4 предписания, а именно: не имеют высшего профессионального образования руководители образовательных организаций - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9

На основании указанных обстоятельств <..> отдела по государственному контролю (надзору) в сфере образования управления по государственному контролю и надзору в сфере образования департамента образования и науки ...ФИО10 в отношении <..> муниципального района ... ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 3-8).

Своевременно извещенный судом о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении <..> представитель департамента образования и науки в судебное заседание не явился, директор департамента ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя департамента с направлением в их адрес копии постановления.

В судебном заседании <..> муниципального района ... ФИО1 вину в частичном невыполнении п. 4 предписания в срок до "__"__, а именно: не имеют высшего профессионального образования руководители образовательных организаций - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 не признал, считает, что он не является надлежащим лицом, привлекаемым к административной ответственности, а предписание выполнено им в полном объеме.

Пояснил, что из числа руководителей, не имеющих высшего профессионального образования, ФИО7 (стаж руководящей работы <..> лет), ФИО9 (стаж на должности заведующей ДОУ <..> лет), ФИО8 (стаж на должности заведующей ДОУ <..> года) назначены на должности руководителей ДОУ до утверждения Приказа Минздравсоцразвития РФ от "__"_____-н, в связи с чем отсутствуют основания для увольнения, ввиду того, что законные требования не имеют обратной силы.

В соответствии с п. 9 приказа ___-н, ФИО7, ФИО9, ФИО8, ФИО6, ФИО5, ФИО4 аттестованы районной аттестационной комиссией на соответствие занимаемой должности "__"__ и согласована их дальнейшая трудовая деятельность по должности «<..>».

Руководители образовательных организаций - ФИО4, ФИО5, ФИО11, ФИО12, ФИО7, ФИО6, ФИО9 получают дополнительное профессиональное образование. На "__"__ прошли ДПО «Менеджмент в образовании» в объеме <..> часа ФИО4, ФИО5 Курсы повышения квалификации «Управление образовательной организацией в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов» в объеме <..> часов прошла ФИО11.

Администрацией <..> муниципального района, районным отделом образования постоянно ведется работа по формированию кадрового резерва руководителей муниципальных образовательных учреждений. Так, приказом районного отдела образования администрации <..> муниципального района от "__"_____ утверждено положение о кадровом резерве руководителей муниципальных образовательных учреждений <..> муниципального района, утвержден состав комиссии по проведению конкурсного отбора для зачисления в кадровый резерв руководителей МОУ. Заявлений в комиссию не поступало, несмотря на работу в коллективах образовательных учреждений, сотрудничество с центром занятости, мониторинг банка данных о лицах с педагогическим образованием на территории района. В населенных пунктах (... и ...), кроме лиц, ныне являющихся руководителями учреждений, других лиц с педагогическим образованием не имеется, что является обстоятельством непреодолимой силы. Условия осуществления образовательной деятельности улучшились в учреждениях, открытость и доступность информации об учреждениях. Увеличилось количество учреждений с высоким уровнем независимой оценки, что свидетельствует о повышении результативности работы руководителей, педагогов, персонала образовательных учреждений.

К своему пояснению ФИО1 представил представления для аттестации руководителей образовательных учреждений (на ФИО6, ФИО5, ФИО9, ФИО4, ФИО13, ФИО11, ФИО14, ФИО8, ФИО15, ФИО7); протоколы ___ и ___ заседания аттестационной комиссии от "__"__; рейтинг образовательных учреждений <..> муниципального района, прошедших независимую оценку качества образовательной деятельности в <..> годах; приказ ___ от "__"__ «О формировании кадрового резерва руководителей муниципальных образовательных учреждений <..> муниципального района» и утвержденное этим приказом Положение; копии дипломов о профессиональной переподготовке по программе «Менеджмент в образовательной организации» ФИО4, ФИО5; копию удостоверения о повышении квалификации ФИО16 по программе «Управление образовательной организацией в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»; копии договоров на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке по программе «Менеджмент в образовании», заключенные с ФИО7, ФИО9, ФИО6; копию договора на оказание образовательных услуг по программе повышения квалификации «Мониторинг и управление качеством образования в организации дополнительного образования», заключенный с ФИО6

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству ФИО1 свидетель Свидетель №1 дала пояснения, аналогичные пояснениям ФИО1

Исследовав материалы дела, заслушав ФИО1, свидетеля Свидетель №1, обозрев приобщенные документы, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1 вступил в должность <..> муниципального района ... с "__"__ на основании распоряжение ___ от "__"__ (л.д. 38). Полномочия <..> муниципального района начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы (п. 5 ст. 21 Устава муниципального образования <..> муниципальный район ..., утвержденного решением Собрания депутатов <..> муниципального района ...___ от "__"__ (л.д. 44)).

В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от "__"__ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов также относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от "__"__ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

<..> муниципального района ... назначает на должности на контрактной основе и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности (п. 9 ч. 1 ст. 22 Устава <..> муниципального района (л.д. 46)). В связи с чем, доводы ФИО1, что он не является ненадлежащим лицом, привлекаемым к административной ответственности, необоснованны. Несостоятелен и довод ФИО1 о том, что предписание в полном объеме выполнено, поскольку противоречит сведениям, указанным в отчете об исполнении предписания, где указано о неисполнении предписания в части отсутствия высшего профессионального образования руководителей образовательных организаций (л.д. 27). Данный отчет был предоставлен ФИО1 в департамент образования и науки, на основании которого и был составлен в отношении него протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам (ч. 2 ст. 51 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Раздел 2 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от "__"_____н руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения предусматривает и требования к квалификации, а именно: наличие высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или наличие высшего профессионального образования и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Виновность должностного лица - <..> муниципального района ... ФИО1 в частичном невыполнении в установленный срок - до "__"__ законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства, указанного в п. 4, а именно: отсутствие высшего профессионального образования у руководителей образовательных организаций - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 достоверно установлена, и подтверждается протоколом об административном правонарушении от "__"__, актом проверки от "__"__, предписанием об устранении выявленных нарушений ___ от "__"__, отчетом об его исполнении, исследованными в судебном заседании иными материалами дела.

Ссылка ФИО1 и свидетеля Свидетель №1 на п. 9 приказа ___-н о том, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленные в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы в отношении руководителей образовательных организаций - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и тот факт, свидетельствующий об их аттестации районной аттестационной комиссией на соответствие занимаемой должности "__"__, и согласование их дальнейшей трудовой деятельности по должности «руководитель», и то, что они были назначены на должности руководителей ДОУ до утверждения Приказа Минздравсоцразвития РФ от "__"_____-н, не говорит о том, что руководители образовательной организации могут и не иметь высшего профессионального образования, и не свидетельствуют о выполнении п. 4 предписания.

Таким образом, частичное невыполнение до "__"__ п. 4 предписания ___ от "__"__ образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности в настоящем деле не истек.

Разрешая вопрос о назначении <..> муниципального района ... административного наказания, прихожу к выводу о возможности признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от "__"_____-О, из содержания ст. 2.9 следует, что законодатель предоставил право суду по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица от ответственности и самостоятельно в каждом случае определять признаки малозначительности.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "__"_____ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (пункт 21) если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ имеет формальный состав, и не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, решение вопроса о его малозначительности должно базироваться на анализе всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также, учитывая отсутствие пренебрежительного отношения к исполнению предписания, а наоборот проведение ряда мероприятий по устранению указных нарушений, и неисполнение его лишь в части п. 4, касаемого наличия высшего профессионального образования руководителей образовательных организаций, которые в свою очередь имеют огромный стаж руководящей работы, обладают достаточным практическим опытом, качественно и в полном объеме исполняющие возложенные обязанности, прошедшие и проходящих профессиональную подготовку, отсутствие в кадровом резерве претендентов на должность руководителей образовательных организаций, кадровую ситуацию, сложившуюся в районе, отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий и доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для граждан, общества и государства, прихожу к выводу о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным, и освобождении должностного лица от административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 23.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

должностное лицо <..> муниципального района ... ФИО1 освободить от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, объявив должностному лицу устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Костромской областной суд со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.А. Вагин