Дело № 5-2/2020 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
ст. Старощербиновская «06» февраля 2020 г.
Судья Щербиновского районного суда Краснодарского края Бондаренко О.В.,
при секретаре Горб Е.Н.,
с участием:
представителя юридического лица – Администрации муниципального образования Щербиновский район – ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица – администрации муниципального образования Щербиновский район,
установил:
09.01.2020 в Щербиновский районный суд Краснодарского края из Южного межрегионального управления Росприроднадзора поступил протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении юридического лица – администрации муниципального образования Щербиновский район, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно составленному государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления ФИО2, протоколу № 02-39-868ИЭ от 24.12.2019 установлено, что 24.12.2019 в 15 часов 00 минут в г. Краснодаре по месту нахождения Южного межрегионального управления Росприроднадзора, по результатам рассмотрения поступившего из прокуратуры Щербиновского района рапорта помощника прокурора Щербиновского района Проценко А.В. от 28.10.2019, установлен факт несоблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выразившиеся в следующем: Согласно объяснениям, взятым помощником прокуратуры Щербиновского района Проценко А.В. 28.10.2019 у главы администрации Екатериновского сельского поселения Щербиновского района ФИО3 на земельном участке с кадастровым номером 23:36:0501000:479, расположенном в границах территории Екатериновского сельского поселения Щербиновского района, расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, имеющая географические координаты 460 41? 50.6" N 380 43? 05,7" E, площадью не мене 5 000 кв.м. в состав отходов которой входят: стекло, кафель, изделия из пластмассы, полиэтилен, резина, тара алюминиевая и пластиковая из под напитков, состав мусора свидетельствует об эксплуатации свалки в настоящее время, данная свалка образована более 20 лет назад, примерно в 1999 году, чем нарушило ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п. 1 ст. 9, ст. 11, ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», то есть, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Кроме этого, должностным лицом, составившим вышеуказанный протокол об административном правонарушении, установлено время и место совершения правонарушения: «Время совершения правонарушения совпадает датой его выявления: 28.10.2019. Место совершения правонарушения: земельные участки с кадастровыми номерами: 23:36:0101000:390; 23:36:0601004:67; 23:36:0501000:479».
Представитель юридического лица - Администрации муниципального образования Щербиновский район – ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку полномочия администрации по участию в организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории района и поселений являются властно-распорядительной функцией администрации, неисполнение которых не охватывается диспозицией ст. 8.2 КоАП РФ.
Должностное лицо - государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления ФИО2, надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. В направленном в суд ходатайстве государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления ФИО2, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя управления, и привлечь администрацию муниципального образования Щербиновский район к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, суд считает, что производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Администрации муниципального образования Щербиновский район, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит прекращению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием), которое выражается в несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» даны основные понятия, используемые в законе к которым относятся: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 7 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела не имеется доказательств того, что администрация муниципального образования Щербиновский район осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.
При этом полномочия администрации муниципального образования Щербиновский район в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на территориях соответствующих муниципальных районов являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Следовательно, администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное исключает наличие в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.
Напротив, из предоставленных суду материалов следует, что сельскими поселениями муниципального образования Щербиновский район заключены договоры на обслуживание по транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов с ООО «СтройДизайн» (л.д. 56-117).
Кроме этого следует отметить, что из материалов административного дела не усматривается, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении от представителя юридического лица – администрации муниципального образования Щербиновский район отбирались объяснения. В материалах административного дела содержатся объяснения только от главы Екатериновского сельского поселения Щербиновского района ФИО3 (л.д. 17-19). Также, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что должностным лицом установлено место совершения административного правонарушения: земельные участки с кадастровыми номерами: 23:36:0101000:390; 23:36:0601004:67; 23:36:0501000:479. Однако документов, подтверждающих принадлежность земельных участков с кадастровыми номерами: 23:36:0101000:390; 23:36:0601004:67, в материалах дела не содержится.
Таким образом, из материалов поступившего в суд административного дела и предоставленных доказательств не установлено доказательств для привлечения администрации муниципального образования Щербиновский район к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о наличии основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – администрации муниципального образования Щербиновский район в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ст. 29.9-29.11, 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица – администрации муниципального образования Щербиновский район - в связи отсутствие состава административного правонарушения.
Копию постановления направить администрации муниципального образования Щербиновский район и государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления ФИО2.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Краснодарский Краевой суд.
Судья: О.В. Бондаренко