ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2/20 от 25.02.2020 Сеченовского районного суда (Нижегородская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о привлечении к административной ответственности

25 февраля 2020 года

Судья ФИО4 районного суда Муравьев А.А., с участием:

представителя должностного лица ФИО2 муниципального района – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 муниципального района ФИО1, действующего на основании Устава ФИО4 муниципального района , зарегистрирован по адресу: , ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу ФИО8 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО2 муниципального района по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, из которого следует, что по обращению Министерства экологии и природных ресурсов по факту обнаружения сброса сточных вод на рельеф местности в и на основании материалов планового (рейдового) осмотра территории от 21.05.2019г., Департаментом Росприроднадзора по ПФО проведено административное расследование в период с 22.05.2019г. по 16.07. 2019г. В ходе обследования ДД.ММ.ГГГГ государственными инспекторами в области охраны окружающей среды по ПФО территории в районе , в соответствии с приказом «Об утверждении рейдового задания» от 20.05.2019г. было установлено, что в районе ФИО4 (координаты 55.220149.45.890039) обнаружен приемник сточных вод с выходом в виде вертикально расположенной трубы) диаметром ориентировочно 300 мм). Рядом с приемником выявлены следы разлива сточных вод на рельеф местности (почву).

В ходе обследования составлен акт осмотра и произведена фотосъемка участка, произведены замеры площади разлива, специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» отобраны пробы почвы в месте разлива, а также отобрана фоновая почвы, на предмет ее загрязнения.

В соответствии с представленными ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» протоколами химического анализа почвы №, 88-3, 90-3 от 17.06.2019г. в месте разлива сточных вод наблюдается загрязнение почвы по следующим показателям: нитрат-ион в 2,3 раза, нефтепродукты в 7,6 раз, хлорид-ион в 363 раза (на глубине от 0-5 см); нефтепродукты в 12,8 раза, хлорид-ион в 26,2 раза на глубине от 5-20 см).

В рамках административного расследования были направлены определения сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении АО «НОКК», в ФИО2 муниципального района и ООО «ДУК ФИО4 ».

Согласно сведениям, представленным ФИО2 муниципального района , приемник сточных вод «отстойник», расположенный в районе , является бесхозным. Обслуживанием объекта и оказанием услуг населению занимается АО «НОКК. Объект обслуживает 3 многоквартирных жилых дома (А, Б) и три индивидуальных жилых дома (В, Г, Д), расположенных по .

Однако, согласно сведениям, представленным АО «НОКК» 20.10.2016г. между АО «НОКК» и ФИО2 муниципального района , было заключено концессионное соглашение , согласно которому АО «НОКК» обязуется осуществлять реконструкцию (модернизацию) переданного имущества по водоснабжению и водоотведению в ФИО4 муниципальном районе , право собственности на которое принадлежит ФИО2 муниципального района. Ввиду чего, обслуживание указанного приемника сточных вод АО «НОКК» не осуществляет.

Кроме того, договоры на водоотведение с потребителями индивидуальных жилых домов, не заключались.

Неопределенность балансовой принадлежности указанного объекта недвижимости – канализации, отсутствие у нее собственника, а, следовательно, и отсутствие у кого-либо обязанности по содержанию данного объекта приводит к его разрушению.

Органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – канализационных сетей, тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Однако, ФИО2 муниципального района не было предпринято мер по постановке данного приемника сточных вод «отстойника», как бесхозного объекта. Тем самым, отсутствие у данного приемника сточных вод «отстойника» собственника, а, следовательно, и отсутствие у кого-либо обязанности по содержанию данного объекта привело к его переполнению, вследствие чего и произошел разлив сточных вод на рельеф местности (почву) на неразграниченный земельный участок.

Таким образом, ФИО2 муниципального района нарушены требования ст. 12, ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, а также орган, возбудивший дело об административном правонарушении, извещенные о судебном заседании, в суд не явились, не просили об отложении судебного заседания.

Суд счел возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО6 не согласилась с протоколом по делу об административном правонарушении, возражала против привлечения ФИО2 муниципального района к административной ответственности, пояснив, что срок привлечения к административной ответственности юридического лица истек, считая, что срок привлечения к административной ответственности составляет три месяца с момента совершения или обнаружения административного правонарушения.

Кроме того, согласно постановления ФИО2 сельсовета ФИО4 от 15.12.2016г. , постановления ФИО3 Мурзицкого сельсовета ФИО4 от 14.12.2016г. , постановления ФИО3 Верхнеталызинского сельсовета ФИО4 от 15.12.2016г. , гарантирующей организацией в области водоснабжения и водоотведения на территории соответствующих сельских советов определено АО «НОКК», и в соответствии с Единым Типовым Контрактом -СЧ-ХВС-19-ср/п ДД.ММ.ГГГГ холодного водоснабжения и водоотведения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 муниципального района и Сеченовским филиалом АО «НОКК», срок действия которого с 01.01.2019г. по 31.12.2019г., Сеченовский филиал АО «НОКК» является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение систем холодного водоснабжения (питьевой воды и холодной технической воды.

Кроме того, постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество «Нижегородская областная коммунальная компания» (АО «НОКК») было признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, выразившегося в эксплуатации отстойника сточных вод, расположенного по в районе координат 55.220118. 45.890039 с несоблюдением экологических требований, с назначением административного наказании я в виде административного штрафа. Указанное постановление вступило в законную силу решением ФИО4 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому представитель ФИО2 муниципального района ФИО6 считала, что обязанность по обслуживанию, эксплуатации и соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении указанного в протоколе об административном правонарушении отстойника возложена на АО «НОКК», а не на ФИО3 и не на ФИО2 муниципального района.

Вместе с тем, ФИО6 пояснила, что в настоящее время объект – отстойник оформлен в муниципальную собственность, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Выслушав доводы представителя ФИО2 муниципального района ФИО6, исследовав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП Российской Федерации в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу требований статьи 1.5 КоАП Российской Федерации, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Как усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения обращения Министерства экологии и природных ресурсов по факту обнаружения сброса сточных вод на рельеф местности в и на основании материалов планового (рейдового) осмотра территории от 21.05.2019г., Департаментом Росприроднадзора по ПФО проведено возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование. В ходе административного расследования установлено, что в районе (координаты 55.220149.45.890039) обнаружен приемник сточных вод с выходом в виде вертикально расположенной трубы) диаметром ориентировочно 300 мм). Рядом с приемником выявлены следы разлива сточных вод на рельеф местности (почву).

В соответствии с представленными ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» протоколами химического анализа почвы №, 88-3, 90-3 от 17.06.2019г. в месте разлива сточных вод наблюдается загрязнение почвы по следующим показателям: нитрат-ион в 2,3 раза, нефтепродукты в 7,6 раз, хлорид-ион в 363 раза (на глубине от 0-5 см); нефтепродукты в 12,8 раза, хлорид-ион в 26,2 раза на глубине от 5-20 см).

Согласно сведениям, представленным ФИО2 муниципального района , приемник сточных вод «отстойник», расположенный в районе , является бесхозным. Обслуживанием объекта и оказанием услуг населению занимается АО «НОКК. Объект обслуживает 3 многоквартирных жилых дома (А, Б) и три индивидуальных жилых дома (В, Г, Д), расположенных по .

Согласно сведениям, представленным АО «НОКК» 20.10.2016г. между АО «НОКК» и ФИО2 муниципального района , было заключено концессионное соглашение , согласно которому АО «НОКК» обязуется осуществлять реконструкцию (модернизацию) переданного имущества по водоснабжению и водоотведению в ФИО4 муниципальном районе , право собственности на которое принадлежит ФИО2 муниципального района.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу ФИО8 в отношении ФИО2 муниципального района протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП Российской Федерации.

Муниципальная собственность объекта – отстойника подтверждается представленными документальными сведениями представителя ФИО2 муниципального района ФИО6

В соответствии с Положением об ФИО2 муниципального района , ФИО3 осуществляет следующие функции:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

- осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района;

- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

- определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения сельского поселения гарантирующей организации;

- согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

- заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Орган местного самоуправления – ФИО2 муниципального района уполномочен управлять муниципальным имуществом, в том числе вышеуказанным отстойником, создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.

Ответственным за управление муниципальным имуществом, контролем и надзором за отстойником, в соответствии с Уставом ФИО4 муниципального района является ФИО2ФИО1

Наличие сведений, в том числе представленных представителем ФИО2 муниципального района ФИО6, об эксплуатации объекта – отстойника АО «НОКК», об определении ее гарантирующей организацией в области водоснабжения и водоотведения, не освобождает ФИО2 муниципального района от контроля и надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды и охране земель (ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ) при эксплуатации приемника сточных вод по , координаты: 55.220149, 45.890039.

Поэтому прихожу к выводу о виновности ФИО2 муниципального района в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства потребления,

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отягчающих административную ответственность, не усматривается.

Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, составляющий один год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения, не истек.

Принимая во внимание характер, обстоятельства совершенного административного правонарушения, руководствуясь принципом соразмерности назначения наказания и наступивших последствий от совершенного административного правонарушения, полагаю необходимым назначить должностному лицу – ФИО2 муниципального района административное наказание, предусмотренное санкцией ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. ст. 6.6, ст. 29.9, 29.10, 32.12 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО2 муниципального района ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.

Штраф необходимо оплатить по следующим реквизитам: Получатель административного штрафа - УФК по (Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу), ИНН <***>, КПП 526001001, ОКТМО 22701000, КБК 048 1 16 25060 01 6000 140;

номер счета получателя платежа: ;

банк получателя: Волго-Вятское ГУ Банка России ; назначение платежа: административный штраф суда общей юрисдикции по делу .

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В случае неуплаты штрафа в установленный срок он подлежит принудительному взысканию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Кроме того, за неуплату административного штрафа в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 20.25 КоАП РФ.

Копию постановления направить ФИО2 муниципального района ; лицу, составившему протокол об административном правонарушении – государственному инспектору в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу ФИО8; в орган, возбудивший дело об административном правонарушении; прокурору ФИО4 .

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда через Сеченовский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.А. Муравьев

Мотивированное постановление составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.А. Муравьев